Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Тяжёлое железо. Раритеты семейства КВ

Как известно, самый распространённый танк-памятник Великой Отечественной войны – Т-34-85.
И самый распространённый танк-музейный экспонат это Т-34-85 (особенно если музей не профильно-танковый, а околоисторический или краеведческий). И самый часто показываемый в кино о войне танк – Т-34-85. В общем, самый узнаваемый символ – это «тридцатьчетвёрка», а самая узнаваемая «тридцатьчетвёрка» - Т-34-85.
Оно и понятно. Их и построено было больше всех, и производили их ещё пять лет после войны (и не только у нас), и эксплуатировали долго. Так что ходовая и комплектная «тридцатьчетвёрка» которую мы видим в кино – послевоенная; выкрашенный ярко зелёным танк на монументе – скорее всего тоже (но, врать не буду, бывают и исключения).


Танк Т-34-85.

И если до кино какие-то другие советские танки, кроме Т-34-85, практически не добираются, в памятники иногда попадают весьма редкие машины. (Впрочем, в кино встречаются ещё и ходовые СУ-100 послевоенного выпуска, изображающие всю гамму советских самоходок).


Танк КВ-1. На корпусе установлено дополнительное бронирование.

Итак, речь пойдёт не о многочисленных средних (Т-34-85 во время войны было сделано более двадцати пяти тысяч), и даже не о крупносерийных тяжёлых (КВ-1 выпустили почти три тысячи, ИС-2 – почти три с половиной), о которых все знают и все «на картинках видели». Речь пойдёт о машинах, которых не то, что в кино – на постаменте или в музее просто так не увидишь.

КВ-1С.
Выпущено 1086 штук. Серийно производился с июля 1942 г. по август 1943 г.
Тяжёлый танк КВ-1С представлял собой «скоростную» модификацию КВ-1. Отличался от исходного КВ чуть меньшими габаритами, уменьшенным бронированием, облегченной гусеницей, новой башней с командирской башенкой и коробкой перемены передач (ставилась не на все танки, первые двадцать штук получили старую КПП). Масса уменьшилась, надёжность увеличилась, скорость и подвижность возросли, бронезащита снизилась, вооружение осталось неизменным.


Танк КВ-1С, установленный на площадке музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда", вид слева.

28 июля 1942 года на государственные испытания поступили два первых экземпляра танка КВ-1С – машины №15001 и №15002. На танки была установлены «старые» гусеницы от КВ (изготовление новых ещё не наладили). Об образце №15002 ещё будет сказано ниже.
Небольшая часть КВ-1С (семьдесят штук) была выпущена с «утяжелённым» корпусом – по сути, в связи с дефицитом новых бронекорпусов, новые башни и «начинку» ставили на уже имеющиеся «старые» корпуса от КВ-1. Единственный сохранившийся экземпляр КВ-1С с «утяжелённым» корпусом установлен в качестве памятника в посёлке Парфино Новгородской области.
Ещё меньше (тридцать пять штук) было выпущено огнемётной модификации – КВ-8С. На них ставились только «старые» башни от КВ-8 – огнемётной модификации КВ-1.


Тот же танк, вид справа. Сохранившихся траков на правую гусеницу не хватило.

Кроме новгородского «переходного» варианта сохранился ещё только один КВ-1С, выпуска 1943 года, найденный в октябре 2005 года в болоте на краю урочища Карбусельские поля Кировского района Ленинградской области. (Найдено было, по сути, две машины, разрушенные внутренними взрывами. После войны над ними потрудилось не только время, но и мародёры, охотники за металлоломом). Восстанавливался танк на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в Шлиссельбурге и 18 января 2007 года установлен на площадке музея «Прорыв блокады Ленинграда» (у Ладожского моста через Неву, г.Кировск Ленинградской области).


Тот же танк, лобовая часть. На маске пушки приварен дополнительный броневой лист - так усиливали маски, имевшие литьевой брак. Треугольная деталь на корпусе - бронировка антенного ввода.


КВ-85.
Выпущено 148 штук. Серийно производился с августа по октябрь 1943 г.
Тяжёлый танк КВ-85 представляет собой, по сути, тот же самый КВ-1С вооружённый новой 85-мм пушкой. Изначально для установки в танке испытывались две пушки – С-31 и Д-5Т. В итоге, остановились на последней. Вместо шаровой установки, курсовой пулемёт устанавливали неподвижно в корпусе, экипаж сокращался на одного человека – стрелка-радиста. Из курсового пулемёта вел стрельбу механик-водитель.
Непродолжительное производство танка объясняется тем, что в октябре он был заменён в производстве более совершенным ИС-1, имевшем тоже вооружение. Однако производство самого ИС-1 было столь же кратким, и уже в январе 1944 года свёрнуто в пользу ИС-2, вооружённого 122-мм орудием. ИС-1 успели выпустить всего 130 машин, меньше, чем КВ-85.

Сохранилось всего два экземпляра КВ-85, и оба они являются опытными машинами.

В Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в г.Кубинка (Московская область) находится опытный «объект 238» (он же КВ-85Г, где буква «Г» взята от фамилии Грабин). Экспонат представляет собой танк КВ-1С в штатной башне которого установлена опытная пушка С-31 конструкции Центрального артиллерийского конструкторского бюро возглавлявшегося В.Грабиным. Танк полностью комплектен и на ходу.


Танк КВ-85Г - опытный "объект 238" в Кубинке.

В Санкт-Петербурге, на проспекте Стачек (недалеко от станции метро Автово) в качестве памятника установлен другой опытный образец – «объект 239», представляющий собой первый экземпляр КВ-85, изготовленный на шасси второго экземпляра КВ-1С (№15002) с установленной на расширенный до 1760 мм погон башней от опытного танка «объект 237» (будущий танк ИС-1). Памятник установлен в 1951 году, на постамент танк заезжал своим ходом, по специальному помосту.


Танк КВ-85 - опытный "объект 239" на проспекте Стачек в Петербурге.

Снарядные попадания (на корпусе и башне зашпаклёваны, но всё равно видны, на командирской башенке видны отчётливо) получены, естественно, не на фронте, а после испытательного обстрела при испытаниях прицела орудия на Челябинском заводе №100 летом 1943 года.


Тот же танк, вид с левого борта. Хорошо видны следы снарядных попаданий в командирскую башенку.

Поверх закрытого заглушкой и заваренного отверстия от ликвидированной шаровой установки курсового пулемёта (слева по ходу от лючка механика-водителя) заново приварена часть её бронировки, бронировка же ствола устанавливавшегося неподвижно курсового пулемёта (справа от лючка) наоборот срезана и заварена. Сам лючок, выбитый при испытательном обстреле, восстановлен. Над ним видно зашпаклёванное снарядное попадание.


Тот же танк, вид спереди.


В качестве пост-скриптума.


Ещё один КВ-1 с экранированным корпусом, установленный на площадке музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда". Именно этих гигантов призваны были заменить КВ-1С и КВ-85.
Tags: КВ, бронетехника, видел сам, военное, заметки, история, кубинка, москва, петербург
Subscribe

Posts from This Journal “бронетехника” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments