Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Единичка

Х/ф "Единичка, Россия, 2015 г.

1944 год, начало сентября, Польша.
В пушечную батарею (на начало фильма имеющую в составе две "дивизионки" ЗИС-3 и пять-шесть человек личного состава прибывает новый командир и необстрелянное пополнение (ещё человек десять-пятнадцать). Батарею ставят оборонять некий мост. Рядом оказывается монастырь в котором приютилась стайка глухонемых детей под присмотром монашки. Тут же шныряют партизаны АКовцы, бойцы польской Армии Крайовой, которые хотят мост взорвать. Ну и немцы, тут как тут, хотят прорваться через мост на другую сторону. (Кстати, немцы представлены исключительно эсэсовскими подразделениями, причём, если верить эмблемам и рунам (а верить им нельзя :-) ) их тут целый букет - 5-я танковая дивизии СС "Викинг", 3-я танковая дивизия СС "Мёртвая голова" да ещё и 1-я танковая дивизия СС "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер", хотя последняя в это время должна бы быть во Франции).

Как-то незаметно прошёл этот фильм в прокате. Без шумихи, без рекламы, без раскрутки. У нас в кинотеатре его вообще не показывали.
Режиссёр - Кирилл Белевич, мне, увы ничем не известный. В ролях, из тех, кого знаю - А.Мерзликин, М.Евланов, С.Габриэлян, остальные, в том числе главный герой - так сказать "молодые", в лицо незнакомые, нигде ранее не виданные.
Фильм с такой тематикой снят, естественно, при поддержке нашего Министерства культурки (что в последнее время, увы, скорее отпугивает). Что у них получилось?

Получилось не всё так однозначно.

Фильм, на мой взгляд, расчитан на околодетскую-околоподростковую аудиторию. И это, опять-таки, на мой взгляд, хорошо. Прежде чем приступать к чему-то большому и серьёзному, стоит начинать с малого. И в этом плане "Единичка" на три головы выше всяких там бездарных "мыизбудущих".
Кроме того, мне понравилось что нет перегибов с реализмом. Ни в "натурализме" (фильм не выглядит выхолощенным цензурой, но при этом кишки на гусеницы тут не наматывают), ни в намёках на любовные линии (они тут трогательно-наивны, героям-то двадцати нет), ни в языке, которым общаются герои, ни в самих их взаимоотношениях.
Чистенько так, опрятненько, аж душа отдыхает. Хоть и не реалистично ни разу.

Злобных энкавэдэшников и СМЕРШевцев нет - хорошо. Заградотрядов и зэков нет - отлично. Советские солдаты многонациональны и дружны. Роль партии вообще и товарища Сталина лично не видна. Всякими там Катынями по мозгам не ездят. Украинские полицаи уравновешены украинцем-артиллеристом, польская фанатичка-партизанка уравновешена более благоразумными поляками и монахиней.
Даже среди немцев нашлось место глупым необстрелянным юнцам, очкарикам и толстячкам (хотя это ведь части ещё теплящихся СС, а не Вермахт периода полураспада), впрочем, их всех крошат в капусту и их всё равно не жалко. Так им и надо.

Чего явно фильму не хватает - связанной и развёрнутой драматургии. Конфликты, взаимоотношения, сюжетные линии... они завязываются во множестве но практически не развиваются, внезапно кончаются или обрываются, бросаются на середине. Либо, как всегда, наснимали на два с половиной часа, но при монтаже сократили до детского формата "час-сорок", либо, опять таки, как всегда (как с "Адмиралом", "Турецким гамбитом", "Брестской крепостью"), надо делать минисериал. И в этом минисериале разоврачивать характеры и линии в полноценные, выстрелить из всех висящих на стене ружей и показать, из каких невидимых ружей были выстрелы. А не ограничиваться схемой "начало-конец", "начало-середина", "конец без начала". Некоторые сцены, вроде лазания по деревьям, вообще не пришей кобыле хвост.
Действительно, может стоило делать большой телефильм?

Фильм молодёжный, даже, в какой-то мере, на женскую аудиторию рассчитанный, поэтому, с одной стороны, молодёжной, глубины трагедии и драматизма нет, фильм, в общем то, простой и лёгкий, с другой стороны, женской, нехитрыми драматическими приёмами и беззастенчивой эксплуатацией "детской" темы из зрителя активно давят слезу.
Хотя некоторые моменты - явно не для молодежи. Да и каждый ли взрослый сразу ответит, как мог в двадцатые годы оказаться в Польше в качестве военнопленного политрук батареи. И почему АКовцы так настроены против Красной Армии, и что творится в это время в Варшаве.

Снято кино зрелищно и ярко, наши научились наконец. Хотя приём с дёрганной камерой со времён "Спасения рядового Райана" уже изрядно побит молью. Ну а невозможность в одном отдельно взятом кино нормально изобразить боевые действия... Спишем на малочисленность сражающихся и общую тенденцию кинематографа. Ну, кинематографическая условность, законы жанра - герои и враги активно палят из личного стрелкового и даже попадают друг в друга. Как в полицейских боевиках или компьютерных шутерах. То, что полем боя владела артиллерия и станковые пулемёты - и показать трудно и смотреть не интересно. (Хотя, мечущиеся туда-сюда под обстрелом по чисту полю чуть не в полный рост бойцы обеих сторон изрядно напрягают, не верю, сказал бы Станиславский).
В общем, снято хорошо и вмеру дорого. (Кстати, один приёмчик - пламенеющее идеально круглое отверстие от попадания снаряда в броню танка - явно содрали с американской "Ярости". До неё ни в одном фильме, особенно отечественном, так снарядные попадания не показывали).

С чем реально в фильме плохо - это с логикой.
Сейчас пойдёт брюзжание о том, что мне действительно очень не понравилось.
Мост, вокруг которого вертится сюжет - три бревна в два ряда, сапёрный батальон наведёт такой в мгновение ока (тем более, лес рядом). Река шириной метров десять, глубиной не больше метра. Мост, сам по себе, не представляет ценности, река, сама по себе, не является препятствием. Чего там было защищать нашим, взрывать полякам и преодолевать немцам - неясно.

Действие фильма происходит в начале сентября, "Багратион", в общем-то, завершился, линия фронта в Польше устаканилась. Никаких вам разрывов, подвижной обороны, передовых групп и блуждающих котлов. Так почему крохотный отрядик в двадцать человек при двух пушках отправляют неведомо куда, без локтевой связи с соседями, что слева, что справа, без подвоза и снабжения, без связи со штабом и другими соединениями, и без противника перед фронтом?! Это не наступательная подвижная группа, которая должна захватить важный пункт где-то впереди и занять там круговую оборону в ожидании подхода своих. Их направляют не в тыл и не на внутреннее кольцо окружения, фронтом на восток, для прикрытия коммуникаций от отступающих разрозненных групп немцев. Они едут на передовую, фронтом на запад, держать оборону, держать линию фронта.
При этом, как я уже сказал, ничего нет - ни противника, ни своих, ни связи, ни снабжения.
Ей-богу, для того, чтобы показать изолированный бой героического отряда в вакууме можно было придумать что-либо поумнее.

Также нелогично ведут себя немцы. Им надо пробится с востока на запад чтобы вывезти какие-то сверхценные документы - пусть. У немцев, кроме трофейных "полуторок" и легкового "ГАЗ-67", есть миномётная батарея, около роты пехоты и два танка. Все они сидят в лесу, фактически в тылу у наших войск - и их никто не видит. Немцы спокойно шатаются через реку туда-сюда, совершают карательные акции но при этом даже не пытаются вновь занять разгромленные позиции у моста. После прибытия наших (батарея занимает бывшие немецкие окопы, на абсолютно открытом месте, без маскировки, выкатив пушки чуть не к кромке воды), немцам по преженму не составляет труда перемещаться с берега на берег.

Внимание, вопрос. На кой чёрт им надо было атаковать? Мост не выдержит не то, что веса танка - грузовик и то вряд ли пройдёт. Танки могли перейти реку вброд (пехота ходила спокойно), на той стороне у немцев был автотранспорт, документы и высоких чинов можно было спокойно вывезти. Зачем было обнаруживать себя, нарываться и рисковать?
А сама атака? Из леса на открытое пространство, сверху вниз, в тыл артиллерийской позиции (а ЗИС-3 - это не "сорокопятка", больше тонны веса, её, как в фильме, два человека не развернут на 180 градусов за пять секунд), в упор, с расстояния не более пятисот метров, абсолютно внезапно (боевого охранения наши принципиально не выставляли, ночной бой тому подтверждение), имея больше сотни человек, миномёты и два танка... Две пушки и двадцать человек, застигнутые врасплох... Итог немного предсказуем. Но - не в этом кино. Немцы умудрились прохлопать все танки, все миномёты и половину личного состава.

Раз фильм "про войну", без "заклёпкометрии" не обойтись.
Она, опять таки, производит двоякое впечатление. С одной стороны - всё на уровне. Пусть из Кубинки настоящий Pz.IV не пригнали, но парочка мосфильмовских вполне сойдёт. Эсэсовский камуфляж натуральный и красивый, в наших фильмах я такого не припомню, всякие стрелялки-пулялки в товарных количествах (хотя такое изобилие автоматического оружия у наших артиллеристов и отсутствие у них трёхлинеек и гранат весьма удивляет). Поляки не только с английской взрывчаткой но и с английскими "Стэнами", у наших не только ППШ но и ППС, у немцев не только лубочно-киношные "шмайссеры" (МР-40) но и карабины "Маузер", да ещё и "штурмгеверы" StG.44 есть.

С другой стороны - ну люди! Когда вы уже научитесь не держать оружие (будь то ППШ или МP-40) за магазин! Когда вы уже научитесь поднимать ствол и держать его горизонтально, чтобы целится можно было, а не лупить в землю, себе под ноги! Я понимаю, тяжело, горячо любимый киношниками ППШ со снаряжённым барабанным магазином больше пяти килограммов весит, трехлинейка тоже не пушинка, десятикилограммовым ДП не помашешь особенно. Сам пробовал, знаю. Так вас в шею никто не гонит, потренируйтесь, выставите кадр. Нет, как в голливудских боевичках, не глядя, не целясь, навскидку, метят куда-то в землю в пяти метрах от себя.

В парочку Т-34-85 с открытыми в бою люками я верю, а вот в парочку пикировщиков Ju 87 средь бела дня - не очень. Всё-таки не сорок первый год.
Кстати, интересный момент, посреди пустых немецких позиций, которые занимает наша отважная батарея, стоит подбитый английский пехотный танк Matilda Mk.II.

Что бы это значило?

Подводя итог всему многословию.
Фильм больше хорош, нежели плох. Пусть не шедевр драматургии, но, однозначно, достоин просмотра и внимания. Его можно показывать женщинам и подрастающему поколению. Его можно смотреть самому. И даже получать удовольствие от просмотра. Главное - выкидывать из головы все знания и отключать логическое мышление. Тогда, в иные моменты, даже скупую мужскую слезу по небритой щеке можно пустить.
Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Картина маслом, бурлаки на Волге

    Картина Репина "Приплыли (всю ночь гребли, а лодку отвязать забыли)". Хотя, если быть точным, это совсем другая картина знаменитого художника Ильи…

  • Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

    «Антикитайский» бронепоезд на страже Транссиба. Казалось бы после Великой Отечественной войны всем стало понятно, что такая экзотика как…

  • Потомки викингов

    Проникновенье наше по планете Особенно заметно вдалеке: В общественном парижском туалете Есть надписи на русском языке! Нет, я понимаю, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments