Пролог.
Прослушивая вполуха музыкальные номера восточногерманского вокально-инструментального ансамбля "Таранный камень" (очень помогает после физически тяжёлого рабочего дня) листал собственную игровую библиотеку программы "Пар" и наткнулся на забавные снимки экрана.
И уж пролистав их вспомнилось, о чём давно хотел рассказать.
Основное действие. Часть первая. Возвращение.
Есть такая серия компьютерных игр - Wolfenstein. Началась она в те времена, когда компьютеры были большими а интернет маленьким, первая из игр серии - вообще моя ровесница (или я - её ровесник? не суть важно). Я с этой серией познакомился уже будучи студентом уж не поню какого курса (точно - не первого. Мои друзья разжились своими компами, когда учились на втором, я так вообще на третьем, в возрасте 21 года 3 месяцев и скольких-то там дней).
И была это игра "Return to Castle Wolfenstein", аж пятая по счёту (хотя кто их считал-то?). И была это игра основоположной и вообще - поворотным моментом. Именно на ней я научился играть в шутеры. (Собственно, стратегии были уже освоены). Ну как это, в самом деле, возможно - управляя одной рукой кнопками на клавиатуре идти куда надо, и при этом, управляя другой рукой мышью смотреть и стрелять куда надо? Разными руками! Одновременно!!! Мозг же взрывается, полушария заплетаются, не зная по каким нейронам какой разряд пускать! Блин, ну как?!
Оказалось - можно. За что я "Возвращению..." и благодарен.
Ну и как итог, "Return to Castle Wolfenstein" единственый шутер (и вообще - компьютерная игра), которую я прошёл от начала до конца три раза, по разу на каждом из уровней сложности. Больше такого не повторялось и не повторится никогда.
Кстати, именно благодаря "Возвращению..." я впервые узнал о Fallschirmjägergewehr 42 -
Основное действие. Часть вторая. Что-то не то.
Следующая игра серии, кторую я видел - Wolfenstein выпуска 2009 года. Ну, тут сказать я могу немного, для меня, подхватившего "синдром утёнка" она "не пошла". Нет, я честно бегал туда-сюда (?) "ганц аляйн" через набитый немчурой город "с задания на задание" (?), попутно отстреливая попадающихся на дороге (?), честно сбывал нахапанное на "чёрном рынке" (?) "торговцам оружием" (?) и покупал апгрейды для своего оружия (?)... Чувствуете? В один момент уровень бреда зашкалил, и я бросил это всё к чёрту. Ну, одно дело хренакать из панцершрека по уберзольдатам и ожившим мертвецам на паранормальной тяге и другое - покупать оружие у коллег по Сопротивлению. Разный уровень бреда, вы не находите? Посему, Вольфенштейн-2009 я до конца так и не прошёл и уже не пройду (и слава богу). Как там продажи шли и игровая пресса реагировала я не в курсе, но очередная реинкарнация последовала аж в 2014 году. Скачком. Некст ген, так сказать, нахштен генератион.
Основное действие. Часть третья. Новый порядок.
Собственно, реклама, с чёрно-белыми роликами, была не особо изыскана но весьма забавна, воспоминания о провальном Вольфенштайне-2009 притупились, воспоминания о нём же - 2001 обострились, и... Как итог - первый лицензионно купленный по скидке "Вольфенштайн-Нойе Орднунг" (Wolfenstein: The New Order).
Ну, что тут сказать? В качестве безбашенного шутера «для развлекалова после работы» оно, конечно, самое то. Есть герой, всё тот же непотопляемый американский шпион/диверсант/спецагент Б.Дж.Бласковитц (которого, по всем восточноевропейским нормам, правильнее было бы называть Блажкович, с ударением на «О», а вовсе не на «и»). Есть поганые наци, которых не перемогли в 1946 году и которые захватили весь мир (А действие игры происходит в 1960 году, если мне память не сшибает). Ну и ещё есть польская медсестра Анна, которую главный герой в игровых роликах регулярно… впрочем, сейчас не об этом.
Точнее, об этом, но не о пробудившемся после пятнадцати лет коматозного состояния либидо Блажковича, а о поляках.
Ну, понятно, что о сопротивлении немецкой оккупации в Белоруссии или, там, на Балканах, в игре ничего нет. Только поляки все четырнадцать лет всё сопротивляются (наверное, их так задело уничтожение польских евреев, которых они сами с удовольствием сдавали). Это общий момент последних лет – к «французскому партизану»-маки (которых, если честно, и не было до 1944, если сравнивать их количество, с количеством «соглашенцев») прибавлять партизана-поляка (надо понимать – АКовца, которых у нас приравнивали к «бандитам и фашистам»).
Польские дедушка с бабушкой везут на автомобиле свою Аню с Блажковичем из Генерал-губернаторства куда-то в сторону Берлина. Везут в багажнике, ибо те, после резни в психбольнице (где Блажкович отдыхал последние пятнадцать лет в виде овоща), в розыске. Но перед каждым блокпостом дедуля вынимает Блажковича из багажника и говорит – «вон там нацисты!». Ну и тот, умениями игрока, вырезает нафиг всё и вся. После чего снова прячется в багажник и едет до следующего блокпоста. Скрывается. От Гестапо.
Вот вы смеётесь, а оно на самом деле так. И именно на этом моменте я в первый раз бросил игру – ну, так уже не смешно, даже принимая все прочие правила игры.
Игру я потом бросал ещё несколько раз. Всё по той же причине. Понятно, что подобный продукт нельзя считать «серьёзным» шутером (блин, а что вообще можно?). Но какие-то общие «правила игры», основанные на логике, должны быть? Вобщем, так до сих пор и не прошёл полностью, процентов двадцать осталось, наверное.
Да, шутер – это вообще «для фана». Подобный шутер – тем более. Но! Надо лучше знать то поле, на котором собираешься играть. Добавь знаний и т.наз. «реализма» - и люди к тебе потянутся.
Вот, например, карта.

Завоевания Рейха.
Норвегия, благополучно оккупированная в 1940 г., Финляндия - искренний союзник по жизни, Швеция – стесняющийся союзник, Швейцария – делающая вид нейтралитета, окупированные Югославия, Греция и Албания, вся Северная Африка… Где?!
Как атомную бомбу на Нью-Йорк кидать – так вот они, как победу под Сталинградом приписать – да запросто, а как правильно карту нарисовать – хренушки. Минус вам, дезигнеры.
Но самый смех, что сподвиг меня на написание пангерика отвязному шутеру – это концлагерь. Разве концлагерь – смех, спросите вы меня? Ну, смотря как подать. Можно так, как в жизни, для этого надо умножить сцены из фильма «Список Шиндлера» где-то так на тысячу. А можно так, как в «Новом порядке» - унтерменши собраны в кучу, в бетонных строениях, со всего мира везут их в южную Европу, куда-то на Балканы. И там морят. Непосильным хрен-знает-чем. Работают не все. Работа – нажимать кнопки (!) на автоматической бетономешалке. Всё остальное время – слоняться по двору, стоять, подпирая стену, жаловаться друг другу и морально страдать. Вот вам иллюстрация зловонной клоаки узилища смерти.

Нет, я понимаю, что есть стереотипы киношной американской «тюрьмы для несправедливо осуждённых, перемешанных с маньяками и неграми». Но рулоны туалетной бумаги в отхожей канаве Аушвица произвели бы фурор. Не только на "расходный материал", но даже на охрану.
Эпилог.
Вот, именно для такого неаппетитного скриншота я всё и затевал. Собственно, только для того, чтобы показать и напомнить, на сколько определённый пласт людей забыл прошлое (для некоторых это «собственное» прошлое, увы), и не понимает, на сколько легко к такому вернуться и насколько «интересными» последствиями подобное возвращение может обернуться.
Давайте играть в игры, давайте смеяться над стереотипами, иронизировать над собой и другими. Но давайте не забывать.