
Об обстоятельствах.
В субботу ходили с женой на «Вычислитель» - редкую птицу в отечественном кинематографе.
Кино не про «ментов и бандитов», не про «золушку и миллионера» и даже не «комедию с отожранной блондинистой мордой и вечнонебритой мордой».
Российский научно-фантастический фильм по российской научно-фантастической повести. Задумывался фильм как минисериал, превратился в «полный метр». Планировался к съёмкам в российской тайге, оказался на ледниках Исландии. Хотели выпустить в феврале 2015, отправили в прокат в декабре 2014.
В «Красную книгу редких и исчезающих» такое надо заносить. А потому – подробно.
Отношение к фильму наших, местных, прокатчиков удручает. В день – один сеанс. Начало сеанса – 21:40. Для тех, кто не обладает собственной самобеглой коляской на керосиновом двигателе это означает, что обратно из кинотеатра можно вернуться только пешком или на такси. Собственно, и «туда» общественный транспорт в это время уже почти не ходит. Как итог – мы шли пешком, через полгорода.
Несмотря на препоны, зрители были в достаточном количестве. Причём, многие весьма великовозрастные. Школодранцы отсутствовали (слава богу), но всё равно многие попкорн жрали и газировкой запивали (нет, не понимаю я этого, не понимаю).

Об участниках.
Не буду умничать, с выискиванием в интернете предыдущих заслуг и творений задействованных лиц, просто скажу, то, что знаю я – среднестатистический зритель и читатель.
О первоисточнике – повесть «Вычислитель», 2000 г., автор – Александр Громов, по моему мнению – лучший современный российский писатель-фантаст. Ну, если вам не нравится такая категоричность – один из лучших.
Режиссёр - Дмитрий Грачёв, мне доселе ничем не известный.
Продюсеры… Ну, дал кто-то денег, честь ему и хвала. Зритель-то тут при чем?
Оператор, монтажёр, гримёр, декоратор, второй помощник младшего ассистента заместителя костюмера… Да кто их знает, честно говоря? Кроме их коллег и профессиональных киноманов? (Нисколько не преуменьшая их труда, замечу).
Сценарий – тут уже куда интереснее. Первоначальный сценарий написал сам Громов, а некий А.Кутуза (правильно?) и режиссёр к нему свои шаловливые ручки потом приложили. К добру ли?
Главные действующие лица актёрского состава – Е.Миронов (в представлениях, по моему, не нуждающийся); А.Чиповская (мелькала в «Ёлках» №2 и №3, и была задействована в суперэпичной мегаисторичной блокбастеродраме «Уланская баллада», по которой надо учебники писать («Как распилить бабло и снять для отмазки убогий фильм» например); В.Джонс, (ага, тот самый Большой Крис и Пулезубый Тони, подрастерявший шевелюру, но не утративший фактуру).

О завязке.
Не могу претендовать на объективность – о Громове уже сказал, о Миронове скажу похожее – на мой взгляд один из лучших наших нынешних актёров (и вообще – земляк :-) ). Не читай я повесть, не будь этот фильм отечественным, не будь там Миронова… Боюсь, было бы всё в моём мнении по другому :-)
Итак. Далёкое будущее, отдалённая не особо приятная планета, колонизированная человечеством, группа осуждённых, за отсутствием смертной казни, изгоняемая из общества в гибельное болото.
Бывший советник президента, шибко умный «вычислитель» Эрвин Кан (Миронов), некая жертва обстоятельств Кристи (Чиповская), криминальный авторитет Юст Ван Борг (Джонс) а также группа товарищей по приговору, на именах и судьбах которых режиссёр решил особого внимания не заострять. И ещё тюремно-правоохранительные чины в гомеопатических дозах.
Что-то с ними будет в смертоносных Саргассовых болотах? Дойдут ли они до полумифических Счастливых островов, заветной цели всех изгнанников? Кто победит – добро с кулаками или зло с дураками? Будет ли поцелуй на фоне заката/горящего костра и финальный бой на сталелитейном заводе? Всё это зрители узнают из… Впрочем, отдельные уже узнали.

Язычник без языка.
Кино, к сожалению, весьма далеко ушло от повести, сохранив при этом общие с ней «кодовые» слова и обозначения, и растеряв (или не приобретя) другие.
То, что планета с милым сердцу названием Хлябь стала какой-то ХТ-59 не страшно. То, что колоритный человекоядный донный моллюск, за свой длиннющий хватательный «язык» прозванный язычником, превратился в небелковую, а то и вовсе – неорганическую форму жизни, в виде не пойми-чего с бантиками, пережить можно.
Гораздо труднее себя убедить в том, что безжизненный чёрный песок, вулканический пепел, скрипящий под ногами героев, кое-где смоченный чистейшей ледниковой водой, усеянный валунами и явными горами – это болотная жижа, покрытая метровым слоем живой и гниющей растительности, кишащая омерзительной живностью, таящая в себе смертельные трясины, засасывающая, чавкающая, сочащаяся грязной водой, без единого клочка сухой поверхности.
Исландские пейзажи хорошо смотрелись в «Обливионе», в «Вычислителе» они вышли не к месту. Замени режиссёр постоянно повторяемое слово «болота» на «пустоши», дозволь сценаристу придумать другие колоритные «ключевые слова» для монстров и фантастических обстоятельств – было бы куда лучше.
Ведь и пейзажи, и спецэффекты совершенно неплохи, просто они не соответствуют словам, которыми их обозначают. «Гнилая мель» - это гнилая мель на болоте, а не заброшенная монументальная бывшая тюрьма в скалах.
И – да, зря так сильно урезали одичавших выживших изгнанников-каннибалов.

Сапожник в сапогах.
Планета с достаточно обычным (строгим, но не более) политически строем превратилась в карикатурный кромешный тоталитарный «АДЪ и ИЗРАИЛЬ» (при этом туристы с Земли всё равно туда ездят, почему-то). Складывается такое ощущение, что изгнанники – не настоящие преступники, с редкими вкраплениями «перегибов на местах и попавших под раздачу», а идейные борцы за либерте фратаринте и прочие эгалите. (А я-то, наивный, полагал, что эти либерастические мотивы «диссиденты/штрафбаты/заградотряды/кровав
В итоге, Евгению Миронову пришлось вдвойне тяжелей. Одно дело, сыграть очень умного, практически гениального, расчётливого, эгоистичного, безжалостного негодяя. Другое дело – разрабатывать с нуля, без авторских подсказок, только с режиссёрской установкой, рефлексирующего, внезапно осовестившегося, не особо выдающегося непойми-кого. Но – сыграл хорошо, есть желание пересмотреть ещё раз, разобраться, что же за персонажа он нам предлагал. С первого раза – не понять, уж больно он эмоционален для исходного «вычислителя». В общем, хороший актёр он и нелогичную роль вытянет и особый шарм ей придаст.
Анне Чиповской с Кристи повезло – в кино её персонаж стал бесхитростен, прямолинеен и очевиден. Жертва режима, обстоятельств и вообще пай-девочка. Глазками хлоп-хлоп, большего и не надо. Особо играть и нечего.
Бывший главный антагонист, уголовник-рецидивист Юст Ван Борг по прозвищу Полярный волк, вынужден был поделить своё поприще с новыми антагонистами, представителями пресловутой «системы». Кстати, у «тюремщиков» весьма недурно получилось. Винни Джонс же, делал то, что он всегда отлично умеет делать (ну, кроме «подковывания» соперников на футбольном поле) – таращил дикие глаза, двигал мощной челюстью и грозно тыкал пальцем. Слава богу, что не пригласили на роль кого-нибудь из заезженных отечественных сериальных бандюков, слава богу.
А вот остальная группа… Ведь можно было отыграть репликами, маленькими сценками, эпизодиками, кем были, как меняются и кем становятся бывший банкир с инженером, туристка с проституткой, сектант-проповедник с мелким гопником. Увы, некоторые даже без имён обошлись.

Кто это так воет на болотах?
Стоит ли сходить на фильм? Стоит. Пусть только 6,5/10, но честно заработанные.
Понравится ли вам? Не знаю. Много есть к чему придраться, но при этом хочется пересмотреть ещё раз.
Актёрская игра? Есть. Спецэффекты? Присутствуют. Режиссёрский подход к изначальному сценарию – тут да, не всё так однозначно, логика и причинно-следственная связь изрядно хромает.
Читать ли повесть (тем, кто не читал) до похода в кино или после? Лучше, наверное, после. Всё же фильм – типичный представитель категории «А книга лучше!».
Сам Александр Николаевич достаточно критически отозвался о киношном «Выислителе» (после второго просмотра, тем не менее, сменив гнев на милость).
Я же подытожив скажу, что отечественная кинофантастика не только реабилитировалась после «Обитаемого острова», но и сделала робкий шажочек вперёд. Кто знает, что нас ждёт дальше?
Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!