Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Вычислитель

Вычислитель, х/ф, Россия, 2014 г.

All

Об обстоятельствах.

В субботу ходили с женой на «Вычислитель» - редкую птицу в отечественном кинематографе.
Кино не про «ментов и бандитов», не про «золушку и миллионера» и даже не «комедию с отожранной блондинистой мордой и вечнонебритой мордой».
Российский научно-фантастический фильм по российской научно-фантастической повести. Задумывался фильм как минисериал, превратился в «полный метр». Планировался к съёмкам в российской тайге, оказался на ледниках Исландии. Хотели выпустить в феврале 2015, отправили в прокат в декабре 2014.
В «Красную книгу редких и исчезающих» такое надо заносить. А потому – подробно.

Отношение к фильму наших, местных, прокатчиков удручает. В день – один сеанс. Начало сеанса – 21:40. Для тех, кто не обладает собственной самобеглой коляской на керосиновом двигателе это означает, что обратно из кинотеатра можно вернуться только пешком или на такси. Собственно, и «туда» общественный транспорт в это время уже почти не ходит. Как итог – мы шли пешком, через полгорода.
Несмотря на препоны, зрители были в достаточном количестве. Причём, многие весьма великовозрастные. Школодранцы отсутствовали (слава богу), но всё равно многие попкорн жрали и газировкой запивали (нет, не понимаю я этого, не понимаю).

Tur

Об участниках.

Не буду умничать, с выискиванием в интернете предыдущих заслуг и творений задействованных лиц, просто скажу, то, что знаю я – среднестатистический зритель и читатель.
О первоисточнике – повесть «Вычислитель», 2000 г., автор – Александр Громов, по моему мнению – лучший современный российский писатель-фантаст. Ну, если вам не нравится такая категоричность – один из лучших.
Режиссёр - Дмитрий Грачёв, мне доселе ничем не известный.
Продюсеры… Ну, дал кто-то денег, честь ему и хвала. Зритель-то тут при чем?
Оператор, монтажёр, гримёр, декоратор, второй помощник младшего ассистента заместителя костюмера… Да кто их знает, честно говоря? Кроме их коллег и профессиональных киноманов? (Нисколько не преуменьшая их труда, замечу).
Сценарий – тут уже куда интереснее. Первоначальный сценарий написал сам Громов, а некий А.Кутуза (правильно?) и режиссёр к нему свои шаловливые ручки потом приложили. К добру ли?
Главные действующие лица актёрского состава – Е.Миронов (в представлениях, по моему, не нуждающийся); А.Чиповская (мелькала в «Ёлках» №2 и №3, и была задействована в суперэпичной мегаисторичной блокбастеродраме «Уланская баллада», по которой надо учебники писать («Как распилить бабло и снять для отмазки убогий фильм» например); В.Джонс, (ага, тот самый Большой Крис и Пулезубый Тони, подрастерявший шевелюру, но не утративший фактуру).

Bol

О завязке.

Не могу претендовать на объективность – о Громове уже сказал, о Миронове скажу похожее – на мой взгляд один из лучших наших нынешних актёров (и вообще – земляк :-) ). Не читай я повесть, не будь этот фильм отечественным, не будь там Миронова… Боюсь, было бы всё в моём мнении по другому :-)

Итак. Далёкое будущее, отдалённая не особо приятная планета, колонизированная человечеством, группа осуждённых, за отсутствием смертной казни, изгоняемая из общества в гибельное болото.
Бывший советник президента, шибко умный «вычислитель» Эрвин Кан (Миронов), некая жертва обстоятельств Кристи (Чиповская), криминальный авторитет Юст Ван Борг (Джонс) а также группа товарищей по приговору, на именах и судьбах которых режиссёр решил особого внимания не заострять. И ещё тюремно-правоохранительные чины в гомеопатических дозах.
Что-то с ними будет в смертоносных Саргассовых болотах? Дойдут ли они до полумифических Счастливых островов, заветной цели всех изгнанников? Кто победит – добро с кулаками или зло с дураками? Будет ли поцелуй на фоне заката/горящего костра и финальный бой на сталелитейном заводе? Всё это зрители узнают из… Впрочем, отдельные уже узнали.

T

Язычник без языка.

Кино, к сожалению, весьма далеко ушло от повести, сохранив при этом общие с ней «кодовые» слова и обозначения, и растеряв (или не приобретя) другие.
То, что планета с милым сердцу названием Хлябь стала какой-то ХТ-59 не страшно. То, что колоритный человекоядный донный моллюск, за свой длиннющий хватательный «язык» прозванный язычником, превратился в небелковую, а то и вовсе – неорганическую форму жизни, в виде не пойми-чего с бантиками, пережить можно.
Гораздо труднее себя убедить в том, что безжизненный чёрный песок, вулканический пепел, скрипящий под ногами героев, кое-где смоченный чистейшей ледниковой водой, усеянный валунами и явными горами – это болотная жижа, покрытая метровым слоем живой и гниющей растительности, кишащая омерзительной живностью, таящая в себе смертельные трясины, засасывающая, чавкающая, сочащаяся грязной водой, без единого клочка сухой поверхности.
Исландские пейзажи хорошо смотрелись в «Обливионе», в «Вычислителе» они вышли не к месту. Замени режиссёр постоянно повторяемое слово «болота» на «пустоши», дозволь сценаристу придумать другие колоритные «ключевые слова» для монстров и фантастических обстоятельств – было бы куда лучше.
Ведь и пейзажи, и спецэффекты совершенно неплохи, просто они не соответствуют словам, которыми их обозначают. «Гнилая мель» - это гнилая мель на болоте, а не заброшенная монументальная бывшая тюрьма в скалах.
И – да, зря так сильно урезали одичавших выживших изгнанников-каннибалов.

M

Сапожник в сапогах.

Планета с достаточно обычным (строгим, но не более) политически строем превратилась в карикатурный кромешный тоталитарный «АДЪ и ИЗРАИЛЬ» (при этом туристы с Земли всё равно туда ездят, почему-то). Складывается такое ощущение, что изгнанники – не настоящие преступники, с редкими вкраплениями «перегибов на местах и попавших под раздачу», а идейные борцы за либерте фратаринте и прочие эгалите. (А я-то, наивный, полагал, что эти либерастические мотивы «диссиденты/штрафбаты/заградотряды/кровавая гэбня» в нашем кино изжиты уже). Главный герой, из бывшего советника президента, в результате правительственного переворота лишившегося должности, банально не сумевшего вовремя смазать лыжи, а потому пойманного и отправленного в изгнание, превратился в раскаявшегося высшего госслужащего, в котором пробудилась совесть, эдакого борца с системой. Получился персонаж нелогичный (ну какой тут гений-вычислитель?) и внутренне противоречивый.
В итоге, Евгению Миронову пришлось вдвойне тяжелей. Одно дело, сыграть очень умного, практически гениального, расчётливого, эгоистичного, безжалостного негодяя. Другое дело – разрабатывать с нуля, без авторских подсказок, только с режиссёрской установкой, рефлексирующего, внезапно осовестившегося, не особо выдающегося непойми-кого. Но – сыграл хорошо, есть желание пересмотреть ещё раз, разобраться, что же за персонажа он нам предлагал. С первого раза – не понять, уж больно он эмоционален для исходного «вычислителя». В общем, хороший актёр он и нелогичную роль вытянет и особый шарм ей придаст.
Анне Чиповской с Кристи повезло – в кино её персонаж стал бесхитростен, прямолинеен и очевиден. Жертва режима, обстоятельств и вообще пай-девочка. Глазками хлоп-хлоп, большего и не надо. Особо играть и нечего.
Бывший главный антагонист, уголовник-рецидивист Юст Ван Борг по прозвищу Полярный волк, вынужден был поделить своё поприще с новыми антагонистами, представителями пресловутой «системы». Кстати, у «тюремщиков» весьма недурно получилось. Винни Джонс же, делал то, что он всегда отлично умеет делать (ну, кроме «подковывания» соперников на футбольном поле) – таращил дикие глаза, двигал мощной челюстью и грозно тыкал пальцем. Слава богу, что не пригласили на роль кого-нибудь из заезженных отечественных сериальных бандюков, слава богу.
А вот остальная группа… Ведь можно было отыграть репликами, маленькими сценками, эпизодиками, кем были, как меняются и кем становятся бывший банкир с инженером, туристка с проституткой, сектант-проповедник с мелким гопником. Увы, некоторые даже без имён обошлись.

VJ

Кто это так воет на болотах?

Стоит ли сходить на фильм? Стоит. Пусть только 6,5/10, но честно заработанные.
Понравится ли вам? Не знаю. Много есть к чему придраться, но при этом хочется пересмотреть ещё раз.
Актёрская игра? Есть. Спецэффекты? Присутствуют. Режиссёрский подход к изначальному сценарию – тут да, не всё так однозначно, логика и причинно-следственная связь изрядно хромает.
Читать ли повесть (тем, кто не читал) до похода в кино или после? Лучше, наверное, после. Всё же фильм – типичный представитель категории «А книга лучше!».
Сам Александр Николаевич достаточно критически отозвался о киношном «Выислителе» (после второго просмотра, тем не менее, сменив гнев на милость).
Я же подытожив скажу, что отечественная кинофантастика не только реабилитировалась после «Обитаемого острова», но и сделала робкий шажочек вперёд. Кто знает, что нас ждёт дальше?

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!

Tags: кино, книги
Subscribe

  • Немного срифмованное

    (Чего-то срифмовалось в порядке бреда, на мотив "Трёх танкистов", хожу и напеваю , как дурак). На траву легла роса густая, Полегли туманы,…

  • Фразы: Из личного опыта

    Пенсионерке хотелось общения, но в поликлинику идти было лень. Тогда она позвонила в техподдержку своего интернет-провайдера.

  • Фразы

    "Пыль веков... Ровестник пирамид..." - думал я, стряхивая песок с египетской картошки, купленной в супермаркете за углом.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments