Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Что осталось от бронепоездов?

(Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий).

Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?

Если сказать «бронепоезд», в памяти скорее всплывёт что-то из истории Гражданской войны, из советских приключенческих подростковых книжек и фильмов о том времени. Хотя бронепоезда достаточно активно применялись и позднее – во время Великой Отечественной.

От бронепоездов времён Гражданской войны до наших времён не дошло практически ничего. (Мифам о «гражданском» прошлом их экспоната, что тиражирует ЦМВС, верить не стоит). От бронепоездов Великой Отечественной осталось крайне мало. Но осталось. Об этом сохранившемся железнодорожном броненаследии и поговорим.

01
Бронепаровоз типа ПР-43. Фото автора.


На первый взгляд может показаться, что бронепоездов сохранилось много. Вон они, стоят и памятниками и в музеях по городам России. Но на самом деле все они либо достаточно грубые имитации, либо более-менее точные современные макеты. Всё, что сохранилось от исходного бронепоездного богатства, сейчас сосредоточено в трёх местах – в московском Центральном музее Вооружённых сил, в петербургском Музее железных дорог России и в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке (официальное название у него сейчас длинное и заковыристое).

Но начнём с пары слов о кино. В котором разом можно увидеть почти всё нынешнее бронепоездное хозяйство. Да ещё и двигающееся своим ходом.

02
На экране 1941 год, но главный герой фильма – бронепоезд стандартного типа БП-43, которые начали выпускать в самом конце 1942 года.

Фильм «Крепость на колёсах», 1960 год. В этом кадре, где немцы обстреливают из миномётов советский бронепоезд, видно сразу практически 70% сохранившихся на сегодняшний день бронеединиц.

Если смотреть слева направо – после двух платформ идёт артиллерийская бронеплощадка ПЛ-43, потом бронепаровоз ПР-43 и его тендер, потом зенитная бронеплощадка ПВО-4, за ней – мотоброневагон МБВ №02. Ну и замыкают всю процессию ещё две платформы. За платформы не поручусь (тем более в фильме их вид и количество иногда внезапно меняется), но то, что между ними – натуральные «запчасти» натурального бронепоезда стандартного типа БП-43 времён Великой Отечественной. И именно их, за исключением, пожалуй, зенитной бронеплощадки (в фильме она схожего типа, но, судя по всему, не та же самая) можно увидеть в музеях и сейчас.

В реальности бронепоезда уже достаточно устаканившегося и стандартизированного типа БП-43 были заметно больше размером, нежели показано в кино. Бронепаровоз с тендером, четыре артиллерийские бронеплощадки, одна-две зенитные бронеплощадки и четыре контрольные платформы. Мотоброневагоны МБВ, способные и двигаться и воевать самостоятельно, и которых было ровно две единицы, были включены в состав специфических бронепоездов и в составе БП-43 не использовались.

Итак, что у нас есть сейчас?

Бронепаровоз типа ПР-43 – забронированный по типовой схеме паровоз серии «О» и его тендер. Бронирование паровоза было непростое: вертикальные листы будки машиниста, рубки командира и башенки ПВО – 30 мм, остальные вертикальные листы паровоза и тендера – 20 мм. Горизонтальные листы будки машиниста и рубки командира – 15 мм, остальные горизонтальные листы – 10 мм. Наклонные листы – 0,75 от толщины вертикального листа.

03
Бронепаровоз типа ПР-43. Фото автора.

Официальная точка зрения – под бронировкой скрывается паровоз Ов-5067. Много где дотошно прослежено, какой паровоз был забронирован для того или иного бронепоезда, но номера Ов-5067 нигде не встречается. (Впрочем и опровержений, указывающих, что под бронировкой тут паровоз с другим номером, тоже нет). С этим паровозом вообще странно – где-то его числят 1896 года изготовления, где-то – 1905-го, где-то – 1906-го. Но, вроде бы, всё-таки, 1896-го, Брянского производства.

04
Тендер бронепаровоза типа БП-43. Фото автора.

Слева на тендере, у паровоза, командирская рубка, справа – башенка ПВО. Там должен был располагаться 12,7-мм пулемёт ДШК.

Это, так сказать, сердце бронепоезда. Теперь к его сохранившимся «мускулам».

Артиллерийская бронеплощадка (она же – «лёгкая бронеплощадка») ПЛ-43 – конструкция на основе двадцатитонной двухосной платформы. Вооружалась башней от танка Т-34 с 76,2-мм пушкой Ф-34 и спаренным 7,62-мм пулемётом ДТ. Кроме того, два ДТ устанавливались в шаровых установках в бортах. Башни использовались от танков, ремонт которых был признан нецелесообразным. Бронирование самой площадки: борта и лоб – 45 мм, крыша и покрытие ходовых частей – 20 мм.

05
Бронеплощадка ПЛ-43. Фото автора.

Эта бронеплощадка не вполне «стандартная». Судя по отдельным элементам (например перископические приборы наблюдения вместо смотровых щелей, усиленное бронирование пулемётных установок в бортах), это самая поздняя модификация бронеплощадок ПЛ-43, которая в массовую серию уже не пошла – за ненадобностью.

Зенитные бронеплощадки типа ПВО-4 строили на основе таких же двадцатитонных двухосных платформ. Со стандартизацией зенитных бронеплощадок, даже с появлением «окончательного» типа ПВО-4, дела обстояли неважно. Вооружение и бронирование очень часто «гуляло» от одного образца к другому.

06
Зенитная бронеплощадка ПВО-4. Фото автора.

У этого образца в качестве вооружения установлены две 37-мм зенитки, бронирование 15-25 мм.

В фильме у зенитной бронеплощадки прогал между башенками закрыт, там даже имеется небольшой отсек с дверкой. Так что та бронеплощадка на двухосной платформе из кино стала немного напоминать более раннюю зенитную бронеплощадку на большой четырёхосной платформе. На которую мы посмотрим дальше.

Все эти объекты сейчас находятся в московском Центральном музее Вооружённых сил. К какому конкретно бронепоезду относились эти бронеплощадки и бронепаровоз – неясно. Однозначно можно сказать, что не к выдуманному «Красновосточнику», за который их выдают в музее. В широком доступе известен только номер паровоза, номера бронеплощадок (или платформ, на которых они построены) неизвестны.

Что ещё сохранилось?

Мотоброневагон МБВ №02, один из двух изготовленных мотоброневагонов этого типа. Подробнее про его характеристики и приключения можно почитать по этой ссылке.

07
Мотоброневагон МБВ №02. Фото автора.

Единственный сохранившийся мотоброневагон стоит в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Со времён войны сохранились ещё две натуральные бронеплощадки. Вот только сохранились они не в очень натуральном виде и стоят без вооружения. И в фильмах, в отличие от вышепомянутых, не засветились.

Артиллерийская бронеплощадка типа ПЛ-43, переделанная, судя по всему, в зенитную. С неё демонтирована танковая башня, да и вообще срезана вся крыша боевого отделения. Бортовые пулемётные установки закрыты наваренными внахлёст заплатками.

08
Бронеплощадка ПЛ-43 с демонтированной башней и крышей. Фото автора.

На музейной табличке указано, что бронеплощадка изготовлена на основе двухосной железнодорожной платформы построенной в 1935 году на Харьковском заводе «Серп и молот». Кроме того, там указан номер 910-1045. Вероятно, это номер самой платформы.

Тяжёлая зенитная бронеплощадка. У зенитных бронеплощадок разнотипица и разнородность исполнения была ещё больше, чем у артиллерийских. Даже с появлением вроде бы окончательного варианта – площадки ПВО-4. Здесь же стоит более ранний вариант. Тоже два орудия, но на большой четырёхосной платформе, с центральным отсеком. Кстати, в его крыше имеется люк с откидными дверками. Кроме зениток, у подобных тяжёлых площадок имелись ещё и пулемёты ДТ в бортовых установках.

09
Зенитная бронеплощадка на основе четырёхосной платформы. Конструкция примечательна тем, что большей частью сварная, а не клёпанная. В бортах центрального отсека видны заглушенные пулемётные установки. Фото автора.

В музейной «сопроводиловке» сказано, что бронеплощадка изготовлена в 1941-1942 гг. на Коломенском машиностроительном заводе на базе четырёхосной платформы, построенной в 1930-е годы на Вагоностроительном заводе имени газеты «Правда» в городе Днепродзержинск. Указанный там номер, 971-7518, вероятно номер платформы, на которой изготовили бронеплощадку.

В принципе, эта музейная бронеединица похожа на зенитную бронеплощадку из состава бронепоезда №2 «Коломенский рабочий», входившего в 55-й ОДБП. (Ту площадку построили на Коломенском заводе в январе 1942 года, она была вооружена 25 и 37-мм автоматическими пушками и тремя пулемётами ДТ. Над центральным отсеком имелась маленькая башенка, конструкция была сварная, но без откидных бортиков).

О том, в состав каких бронепоездов входили две эти бронеплощадки, и почему одну из них так сильно переделали, сведений нет. Сейчас они расположены в петербургском Музее железных дорог России.

10
Бронепоезд БП-43 «на минималках». Фото автора.

Других железнодорожных бронеедениц в стране не сохранилось.
Tags: бронетехника, видел сам, военное, железнодорожное, заметки, история, кубинка, москва, музеи, петербург
Subscribe

Posts from This Journal “железнодорожное” Tag

  • Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

    «Антикитайский» бронепоезд на страже Транссиба. Казалось бы после Великой Отечественной войны всем стало понятно, что такая экзотика как…

  • Казик Гапоненко, пионер и электровоз

    В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а…

  • «Владимир Ленин»

    Владимир Ленин – человек и электровоз: ВЛ22м («ВЛ22 модернизированный»). Пусть это не первый советский электровоз вообще, зато первый…

  • «Серго Орджоникидзе»

    Серго Орджоникидзе – человек и паровоз: Грузовой паровоз серии СО17. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • «Феликс Дзержинский»

    Феликс Дзержинский – человек и паровоз: Грузовой паровоз серии ФД. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Горячий финский парень

    Горячий финский парень: Финский грузовой паровоз серии Tk3. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • Идеи витают в воздухе

    Ну вот, только я вспомнил недавно свои любимые бронепоезда и прочие мотоброневагоны (правда, ещё не все вспомнил, кое-что приберёг) - как и у…

  • Пучеглазик

    Французский пучеглазик. Подробнее про то, что это за локомотив, и как он попал из тёплой Франции на просторы Сибири - было рассказано здесь.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments