Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Мотоброневагон «Заамурец». Скиталец Гражданской войны

Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского состояния. Однако не так уж и давно среди МВПС имелись и военные объекты. Мотоброневагоны.

Бронепоезд представляет собой забронированный паровоз, который таскает бронеплощадки с вооружением. Словом, обычный железнодорожный состав с локомотивной тягой, только с военной спецификой. Мотоброневагон же подобен автомоторисе. Он передвигается самостоятельно и сам же несёт экипаж и вооружение. Конечно, при желании, мотоброневагон можно включить и в состав бронепоезда.

05

Первый российский мотоброневагон, получивший собственное имя «Заамурец», был построен к концу 1916 года, успел немного поучаствовать в Первой Мировой войне (скорее формально, чем в боях), а потом его подхватил вихрь революционных событий. И о его судьбе впору снимать приключенческое кино.


Пара слов о характеристиках этого мотоброневагона. Четырёхосный, с тележками пассажирского типа с усиленными рессорами, с несущим корпусом, склёпанным из гомогенной брони на уголках и швеллерах. Толщина брони изогнутых и наклонных поверхностей 12 мм, вертикальных – 16 мм. Корпус делился на пять отсеков: передняя и задняя наблюдательные командирские рубки (в каждой по пулемёту), два орудийных каземата и центральный каземат с восемью пулемётами и двумя двигателями, «Фиат» и «Флоренция», по 60 лошадиных сил каждый. В орудийных казематах, в полусферических башнях, были установлены 57-мм морские пушки Норденфельда. В 1919 году их заменили на «трёхдюймовки» - 76,2-мм полевые пушки образца 1902 года. Мотоброневагон мог развивать скорость до 45 км/час. В процессе службы в конструкцию башен и центрального каземата внесли некоторые изменения.

Отведённый в августе 1917 года на ремонт и модернизацию в Одессу, после Октябрьской революции мотоброневагон попадает в состав вооружённых сил украинской Центральной Рады. В середине января 1918 года в Одессе начинается восстание, «Заамурец» в составе сил большевиков воюет против войск Центральной Рады. В конце февраля мотоброневагон оказался под контролем банды анархистов, которая разъезжая на нём по окрестным путям элементарно грабила население. В марте «Заамурец» отбивают черноморские моряки под командованием А.В. Полупанова. Мотоброневагон был включен в состав их бронепоезда «Полупановцы».

00
Мотоброневагон «Заамурец» в своём первоначальном виде, Одесса, октябрь 1916 года. Впоследствии его несколько раз модернизируют, с переделыванием башен, изменениями в центральном каземате и сменой артиллерийского вооружения.

Пару слов об этом бронепоезде, ещё царской постройки, с которым в дальнейшем судьба мотоброневагона «Заамурец» будет накрепко связана. Первоначально это был один из бронепоездов типового проекта генерал-майора Колобова под названием «Бронепоезд №3 Собственного Его Величества железнодорожного полка». После первой революции 1917 года, он стал бронепоездом 1-го Заамурского железнодорожного батальона. Потом, после второй революции 1917 года, стал бронепоездом «Вильна Украина» войск Центральной Рады. Потом, захваченный советскими войсками, стал «Бронепоездом №4» с полуофициальным именем «Полупановцы». Из-за лозунга накрашенного на борту, этот бронепоезд иногда числится под названием «Свобода или смерть!».

В середине мая 1918 года, после боёв с войсками Центральной Рады и вторгшимися румынскими частями, бронепоезд полупановцев, а с ним и мотоброневагон «Заамурец», отправили на ремонт в Москву. После ремонта «Бронепоезд №4», в составе которого мотоброневагон так и остался, отправили на Восточный фронт – против Чехословацкого корпуса, Народной армии КОМУЧа и войск Колчака.

После боёв под Бугульмой, Сызранью и Мелекессом (ныне Димитровград), бронепоезд с «Заамурцем» оказались в Симбирске (ныне Ульяновск). Под нажимом Чехословацкого корпуса советские войска из Симбирска отступили. Полупанов в своих воспоминаниях сообщает, что оказавшись в одиночестве в окружении, команда бронепоезда отправила его на взорванный мост через Волгу и утопила в реке. На самом деле бронепоезд, оставленный в Симбирске на мосту без экипажа, захватили чехи. Это было 22 июля 1918 года.

01
Бронепоезд №4 брошенный на мосту через Волгу в Симбирске 22 июля 1918 года. Ближе всего к берегу, слева, расположен мотоброневагон «Заамурец».

В составе Чехословацкого корпуса бронепоезд получил новое имя – «Orlik». Что в особом переводе с чешского как-то не нуждается. «Orlik» действовал в составе 4-го чехословацкого полка вдоль магистрали Симбирск – Чита. Мотоброневагон «Заамурец», предназначенный для самостоятельных действий, весьма совершенный по конструкции, так и остался в составе бронепоезда, превратившись в банальную бронеплощадку. Впрочем, изредка он действовал и самостоятельно. Например, в октябре 1918 года под названием «Orlik I» мотоброневагон воевал в районе Приютово и Абдулино (это стык Башкирии и Оренбургской области).

02
Мотоброневагон «Заамурец», захваченный чехословаками. Симбирск, июль 1918 года.

В Сибири бронепоезд сопровождал американский консульский поезд к Колчаку в Омск, участвовал в охране Транссибирской магистрали летом 1919 года. По этому поводу французский генерал Морис Жанен, командующий Чехословацким корпусом и вообще войсками Антанты в России, говорил, что «бронепоезд «Orlik» поддерживает полный порядок».

Сдав Колчака, чехословаки прихватили с собой Жанена, российский золотой запас и эвакуировались из Владивостока восвояси. По дороге, ненадолго, в апреле 1920 года, бронепоезд у чехов отняли японцы, но потом вернули.

03
Мотоброневагон «Заамурец» уже в виде части чехословацкого бронепоезда «Orlik» в китайском Хайларе в апреле 1920 года. Рядом его временная японская команда.

Так «Orlik» добрался до Владивостока. Там бронепоезд достался белогвардейцам, которые увели его в китайский Харбин. В Китае белогвардейский бронепоезд в составе русских войск генерала Нечаева умудрился поучаствовать в бесконечной китайской гражданской войне «всех со всеми» на стороне генерала Чжан Цзунчана. Войска Гоминьдана смогли разгромить этого «милитариста» только к 1928 году.

04
Мотоброневагон «Заамурец» где-то в Китае, вероятно вновь захваченный японцами. Надписи «Orlik» уже не просматривается, зато что-то написано иероглифами. Дата неизвестна, предполагается, что начало 1930-х годов.

Дальнейшие следы как всего бронепоезда, так и мотоброневагона «Заамурец» теряются.

(Версия для канала Яндекс-Дзен)
Tags: бронетехника, военное, железнодорожное, заметки, история
Subscribe

Posts from This Journal “железнодорожное” Tag

  • Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

    «Антикитайский» бронепоезд на страже Транссиба. Казалось бы после Великой Отечественной войны всем стало понятно, что такая экзотика как…

  • Казик Гапоненко, пионер и электровоз

    В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а…

  • «Владимир Ленин»

    Владимир Ленин – человек и электровоз: ВЛ22м («ВЛ22 модернизированный»). Пусть это не первый советский электровоз вообще, зато первый…

  • «Серго Орджоникидзе»

    Серго Орджоникидзе – человек и паровоз: Грузовой паровоз серии СО17. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • «Феликс Дзержинский»

    Феликс Дзержинский – человек и паровоз: Грузовой паровоз серии ФД. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Горячий финский парень

    Горячий финский парень: Финский грузовой паровоз серии Tk3. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • Идеи витают в воздухе

    Ну вот, только я вспомнил недавно свои любимые бронепоезда и прочие мотоброневагоны (правда, ещё не все вспомнил, кое-что приберёг) - как и у…

  • Пучеглазик

    Французский пучеглазик. Подробнее про то, что это за локомотив, и как он попал из тёплой Франции на просторы Сибири - было рассказано здесь.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments