Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Когда вагон – сам себе локомотив

Моторвагонный подвижный состав железных дорог.

Во времена паровозов основным видом железнодорожных составов были составы с локомотивной тягой. То есть, вот локомотив – паровоз, что тянет вагоны. А вот к нему вагоны, что сами по себе ехать не могут, поскольку никакими двигателями не оборудованы. Обычное дело. Да даже если и хотели впихнуть нормальный паровой котёл с паровой машиной и нормальный пассажирский салон (или грузовое помещение) на одну платформу, ограниченную в габаритах, это было довольно проблематично. Да, такое было, и паровозо-вагоны строили, для специальных целей. Но, всё же, гораздо чаще на железных дорогах имелось чёткое «разделение труда» - вагоны отдельно, локомотивы отдельно.

01
Пассажирский паровоз Су253-15 выпуска 1950 года. Фото автора.

Когда к паровозам присоединились тепловозы и электровозы, ситуация заметно изменилась. Научно-технический прогресс не стоит на месте! Моторных вагонов стало гораздо больше. И их разнообразие пошло вглубь и вширь. В нашей стране, с её любовью к аббревиатурам, даже возникло такое понятие, как «МВПС» – моторвагонный подвижной состав.


Принципиальное отличие такого состава от состава с локомотивной тягой – наличие вагонов, приспособленных для перевозки пассажиров или груза и одновременно оборудованных двигателями для тяги. Такими «моторвагонами» могут быть как отдельные вагоны состава, так и все его вагоны.

Подавляющее большинство моторвагонов (как прежних, так и ныне действующих) – пассажирские и специальные (служебные, ремонтные). Коммерческие грузовые среди них большая редкость.

Вы считаете, что термин «моторвагон» что-то редкое и специфическое? Вы такого никогда не слышали?

Но, скажем, такое, если не всем, то большинству известное явление, как «электричка» – электропоезд – тоже моторвагонная структура. У электропоезда имеются головные вагоны (для управления, не обязательно с мотором), моторвагоны, движущиеся на электрической тяге (не обязательно головные), и сколько-то, не слишком много, вагонов прицепных. Если электропоезд совсем уж маленький, прицепных вагонов может вовсе не быть, одни моторвагоны.

02-1
Головной моторный вагон электропоезда ЭР2-963-09. Построен на Рижском вагоностроительном заводе в 1972 году. Фото автора.

Другая разновидность – дизель-поезд. Как в составах с локомотивной тягой применяются электровозы и тепловозы, так и в моторвагонных составах наряду с электропоездами есть дизель-поезда. («Тепло-поезд» как-то не звучит, согласитесь). Дизель-поезда, по большому счёту, служат подпоркой электропоездам – их используют на неэлектрифицированных и частично электрифицированных линиях, на которых они выполняют функции свойственные электропоездам.

03
Головной моторный вагон дизель-поезда Д1-719-3. Изготовлен для Советского Союза на венгерском на заводе «Ganz-MAVAG» в 1984 году. Фото автора.

Случай из жизни.
Пример частично электрифицированной линии, на которой, тем не менее, пустили электропоезд, а не дизель-поезд. Выехав из Санкт-Петербурга на электропоезде, я прибыл в Псков на том же электропоезде, но не на электрической тяге – там, где электрификация кончилась, состав подхватил обычный линейный тепловоз, и доставил до станции назначения. В обратную сторону было наоборот – тепловоз вывел из Пскова электропоезд, довёл его до электрифицированного участка, отстыковался, и дальше электропоезд шёл сам.


04
Головной моторный вагон дизель-поезда ДР1-032-3 построенный на Рижском вагоностроительном заводе в 1969 году. Фото автора.

Ещё один частный случай моторвагонного подвижного состава – автомоториса. Это уже не целый состав, а одиночный моторный вагон. Специально оборудованный, как самостоятельная единица.

05
Представитель «пассажирских автомоторис». Как раз того времени, когда «личные вертолёты и бизнес-джеты» были ещё не актуальны, но люди, которые могли бы себе это позволить, уже были. Трофейная румынская автомоториса ABam/мот-758. Изготовлена в 1939 году компанией Николае Малакса. Фото автора.

Автомоториса может быть и пассажирский, но в наши времена это гораздо чаще железнодорожная служебная единица. Под «автомоторисой» понимают именно «тепловозную» - дизельную - разновидность. Одиночный самоходный вагон с электротягой (а такая экзотика наверняка будет служебно-железнодорожной) называют электромоторисой.

06
Типичная служебная автомоториса. Автомоториса дизельная монтажная АДМ 751 изготовления Тихорецкого завода, 1988 года. Фото автора

В разновидности мелкого моторвагонного подвижного состава, вроде рельсового автобуса или вагонов метрополитена, мы вдаваться не будем. Ведь там и до трамваев недалеко.

07
Рельсовый автобус РА1. Конкретно этот образец, пока хранящийся в отстойнике музея – самый первый экземпляр, РА1-0001. Фото автора.

Всё это мы обсудили в общих чертах. О некоторых конкретных представителях МВПС поговорим подробнее отдельно, но уже в другой раз.

(Версия для канала Яндекс-Дзен)
Tags: видел сам, железнодорожное, заметки, музеи, петербург
Subscribe

Posts from This Journal “железнодорожное” Tag

  • Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

    «Антикитайский» бронепоезд на страже Транссиба. Казалось бы после Великой Отечественной войны всем стало понятно, что такая экзотика как…

  • Казик Гапоненко, пионер и электровоз

    В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а…

  • «Владимир Ленин»

    Владимир Ленин – человек и электровоз: ВЛ22м («ВЛ22 модернизированный»). Пусть это не первый советский электровоз вообще, зато первый…

  • «Серго Орджоникидзе»

    Серго Орджоникидзе – человек и паровоз: Грузовой паровоз серии СО17. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • «Феликс Дзержинский»

    Феликс Дзержинский – человек и паровоз: Грузовой паровоз серии ФД. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Горячий финский парень

    Горячий финский парень: Финский грузовой паровоз серии Tk3. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • Идеи витают в воздухе

    Ну вот, только я вспомнил недавно свои любимые бронепоезда и прочие мотоброневагоны (правда, ещё не все вспомнил, кое-что приберёг) - как и у…

  • Пучеглазик

    Французский пучеглазик. Подробнее про то, что это за локомотив, и как он попал из тёплой Франции на просторы Сибири - было рассказано здесь.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments