Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане

12 сентября. Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане

Вот вы думаете, что сегодня за день, 12 сентября?
А, например, годовщина битвы под Веной, случившейся 12 сентября 1683 года. Где войска польского короля Яна III Собеского разбили турецкие войска.

Но сегодня нас интересовать будет не сама битва, а художественное произведение, ей посвящённое. И история, с ней связанная. Картина польского художника Яна Матейко. У которой есть несколько разновеликих названий, самое короткое и неофициальное из которых: «Ян Собеский под Веной».

01
«Ян Собесский под Веной», Ватикан. Фото автора.

Про саму битву напомню кратенько.
Даже в конце XVII века турки не оставляли попыток влезть поглубже в Европу. А так как турок в Европу не пускали, приходилось лезть силой. В 1682 году Османская империя начала очередную войну. Чтоб не мелочится, турки сразу пошли на Вену. Австрийцы же к тому времени успели обзавестись союзниками в лице Речи Посполитой. Турецкая армия, под предводительством визиря Кара Мустафы, осадила австрийскую столицу (император Священной Римской империи Леопольд I Габсбург благоразумно оставил в городе гарнизон а сам свалил в туман) и проколупалась под ней два месяца, аккурат к появлению союзных войск. Собственно поляков там было не больше трети, остальное – контингенты Священной Римской империи: австрийцы, саксонцы, баварцы. Но кавалерия (та самая, ещё не совсем исчезнувшая «польская гусария») в основном была польской, и командовал союзниками польский король Ян Собеский. Сражение шло весь день пока под вечер, финальной кавалерийской атакой, турок наконец не сломили. Османская армия отступила, Вена была спасена. Никаких особых дивидендов, кроме чувства глубокого морального удовлетворения, поляки от этого дела не получили. Австрийцы же были так благодарны полякам, что спустя сто лет с удовольствием поучаствовали в разделах Речи Посполитой.
(Кстати, для исторических параллелей – у нас в это время на престоле было два малолетних царя, Иван и Пётр Алексеевичи, под регентством их сестры Софьи. А во Франции правил, в расцвете сил и лет, Король-Солнце Людовик XIV).


А теперь снова в Польшу. Уже разделённую. Краков после разделов достался Австрии, и там, в Кракове, жил художник Ян Алоизий Матейко. Родился в 1838 году, скончался в 1893-м. Специализировался он на эпическо-патриотической исторической живописи. Вот, например, просто названия его картин: «Люблинская уния», «Стефан Баторий под Псковом», «Коперник. Беседа с богом», «Грюнвальдская битва», «Костюшко под Рацлавицами», «Битва под Варной 1444 г.». И так далее. Понятно, почему так. Потеря суверенитета на сотню с лишним лет – кому это будет приятно? Вот поляки и находили отдушину в деяниях предков.

Одна из «эпических» картин Яна Матейко как раз посвящена битве под Веной 1683 года. Созданная аккурат к её двухсотлетию – Матейко начал работу над картиной в 1882 году, закончил и выставил на обозрение в 1883-м. По-стахановски.

Полное название картины немного отличается от источника к источнику (тут и его изначальная витиеватость, и перевод накладывают отпечаток). Самое официальное наименование картины, которое мне встретилось: «Ян III Собеский посылает весть о победе папе Иннокентию XI». (При чём здесь тогдашний папа римский? А он был идейным вдохновителем образовавшегося против турок европейского Священного союза).

Собственно папе Ян Собеский сообщил, уподобляясь Цезарю – vinemus, vidimus, deus vicit. Сиречь, пришли, увидели, бог победил. Нет, ну а какой поляк не любит понты?

Разбирать символизм картины Матейко можно долго, его тут в каждой фигуре, в каждой закорючке просто мегатонны. От радуги на фоне, до пленных турок. От исторических фигур, до антуража, с которым они изображены.
История самой картины полюбопытнее будет.

Итак, картина была закончена к 22 августа 1883 года. Огромная картина, между прочим 4580 мм на 8940 мм. Через два дня её выставляют на суд публики в Кракове. Поляки, естественно, в восторге и толпами идут насладиться величием предков. А потом Матейко решает тонко потроллить австрийцев.

Замалчивание немцами роли поляков в победе началось ещё двести лет назад, буквально сразу после битвы. Ну а как часть Польши стала австрийской, про это и вовсе вспоминать перестали. Вот Матейко взял свою картину, да и привёз на годовщину битвы в Вену. Да ещё и выставил на показ бесплатно. Оценили ли австрийцы этот «намёк» неизвестно, но люди посмотреть на картину шли. (В конце концов – халява же!).

Но на этом история «политического манифеста» не кончилась. Матейко решил подарить картину папе римскому. В качестве подарка от польского народа. Подарка с намёком, конечно же. Матейко заявил: «Туда, куда из-под Вены нёсся гонец с королевским письмом и захваченной хоругвью пророка, - туда мы передаём картину, где запечатлён сей памятный момент. Оттуда, из Ватикана, эта картина красноречивее, чем откуда бы то ни было ещё, будет напоминать о наших незабытых заслугах, правах и мучениях».

16 декабря 1883 года папа римский Лев XIII (кстати, первый папа избранный в объединённой Италии) торжественно принял польскую делегацию, получил картину, раздал ордена и толкнул речь, заодно благословив «весь польский народ», что поляки, тут же, посчитали поддержкой борьбы за независимость Польши. Хотя папа этого и близко не подразумевал. (Между прочим, в составе польской делегации был и Генрих Семирадский, который художник то-ли польский, то-ли русский, в Третьяковке, вон, висит, но большую часть жизни протусил в Риме и на античные темы в основном и творил).

02
«Ян Собесский под Веной». Высококачественная репродукция.

А картина с «Яном Собеским у ворот Вены» до сих пор в Ватикане висит. В довольно козырном месте, недалеко от комнат с фресками, известными как Станцы Рафаэля.
Картина висит в особой комнате, называемой Залом Собеского. И поражает неподготовленных посетителей, не разбирающихся в истории, своими размерами, блеском и восточной роскошью.

(Версия для канала Яндекс-Дзен)
Tags: ватикан, видел сам, военное, заметки, искусство, история, музеи, сказки об италии
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Казик Гапоненко, пионер и электровоз

    В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а…

  • Чёрный октябрь Черноморского флота

    Удивительным образом, два трагичных и схожих события произошли с Черноморским флотом в октябре. С разницей в сорок лет. История первая. Линкор…

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Что осталось от бронепоездов?

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий). Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть? Если…

  • Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского…

  • Мотоброневагон «Заамурец». Скиталец Гражданской войны

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского…

  • De odorus non disputandum

    Занятно, но римского императора, которому приписывают высказывание, изречённое по итогам уничтожения предыдущего императора - «Труп врага хорошо…

  • Шаблоны и разрывы

    Вот скажешь – степняк – и сразу перед глазами образ эдакого безжалостного всадника-кочевника. Монгольского, тюркского, да хоть иранского, не важно.…

  • Wolgadeutsche - немцы Поволжья

    Волгадойче. Сегодня своеобразный, не слишком примечательный и не слишком весёлый, юбилей - 80 лет назад, 28 августа 1941 года, в соответствии с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment