Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Истребители Як на своей родине

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

«Я - "Як"-истребитель,
Мотор мой звенит,
Небо - моя обитель»
В.С.Высоцкий


«Лётчикам больше наравятся "Яки"»
Приписывается И.В.Сталину


Пусть это самые классические, заезженные и набившие оскомину цитаты-эпиграфы, но в представлении обычного человека действительно именно «Як» в первую очередь ассоциируется с советским истребителем времён Великой Отечественной войны. Это уже давно символ, как и «тридцатьчетвёрка», как и ППШ.

При этом имеется парадоксальный факт – советский ас номер один, Иван Кожедуб, воевал на Ла-5 и Ла-7. Правда, идущие за ним другие «лучшие из лучших» – например Речкалов, Гулаев, Глинка, Покрышкин – прежде чем пересесть на лендлизовские «Аэрокобры», летали именно на Як-1. (А, скажем, Владимир Лавриненков, у которого 448 боевых вылетов, 36 сбитых лично и 7 в группе, вообще успел освоить и И-15бис, и Як-1, и Як-7, и «Аэрокобру», и Ла-7). Однако мы поговорим именно о истребителях Як.

01
Истребитель Як-1б (зав.№08110, изготовлен Саратовским авиазаводом в 1942 году, принят военпредом 15.12.1942 г.). Саратовский Музей боевой и трудовой славы. Фото автора, июнь 2021 г.

Если очень кратко, крупными малярными мазками, без рассмотрения модификаций, серий и подсерий, то «дерево развития» истребителей Яковлева можно представить так.
(Кстати, слово «дерево» здесь не случайно. Истребители были вполне «деревянные» по материалам изготовления).

02
Як-1б. Не самый распространённый ракурс для фотосъёмки. Зато именно его мы наблюдаем в «виде от третьего лица» в каком-нибудь War Thunder. Если присмотреться, на плоскостях видны не только полосатые «солдатики» - механические сигнализаторы выпуска шасси, но и указатели уровня топлива в баках. Саратовский Музей боевой и трудовой славы. Фото автора, июнь 2021 г.

В 1940 году, из двигателя и его мотогондолы яковлевского двухдвигательного лёгкого бомбардировщика ББ-22 (он же Як-2) сделали однодвигательный истребитель Як-1, приделав к ним крыло, оперение и кабину пилота. Шутки шутками, а такой «легендарный» подход к истории имеется, я его почти буквально процитировал.
В общем, в 1940-м появился новый истребитель, Як-1. Который выпускали до 1944 года. (Последняя массовая партия, 62 самолёта, была готова в июле 1944-го, самый последний экземпляр, одна штука – в октябре того же года). Общее количество – почти девять тысяч самолётов.

03
Набор авиационных пушек. Красная стрелка указывает на 20-мм автоматическую пушку ШВАК, которая устанавливалась на Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3. Справа от неё 23-мм пушка НС-23, слева – 20-мм пушка Б-20, которые ставились на некоторые модификации Як-9 и Як-3. Саратовский Музей боевой и трудовой славы. Фото автора, июнь 2021 г.

На основе Як-1 тут же сделали двухместный учебно-тренировочный самолёт. (Предназначался он не только для обучения на Яках, тогда никаких других учебных самолётов «нового типа» не имелось). Этот двухместный учебный самолёт после начала Великой Отечественной быстренько, с минимумом переделок, превратили в одноместный боевой истребитель. Так в 1941-м получился Як-7. Которых построили весьма немало, шесть тысяч штук.

04
Дальний от нас – 12,7-мм синхронный авиационный пулемёт УБС. Устанавливался на модификации Як-1б и Як-7б. А также на Як-9 и Як-3. У последних двух некоторые модификации имели два крупнокалиберных УБС. Саратовский Музей боевой и трудовой славы. Фото автора, июнь 2021 г.

В производстве Як-7 продержался до конца 1942 года, когда был сменён разработанным на его основе истребителем Як-9. Который уже лишился всего своего «учебного прошлого». (Правда, в наследство от двухместности остался закабинный отсек, в котором, как пишут, при перебазировании с аэродрома на аэродром, могли не только какое-нибудь имущество перевезти, но и кого-нибудь из наземного персонала). Як-9 стал самым массовым советским истребителем времён войны – их построили четырнадцать с половиной тысяч. (И ещё две тысячи после войны, вплоть до 1948 года).

05
Макет истребителя Як-3. Изготовлен ООО «Макет-РФ» (г.Уфа) при содействии Российского военно-исторического общества в 2021 году. Видимо мы, посетители музеев, уже зажрались, отвыкнув от музейных моделек самолётиков, висящих под потолком или стоящих в витринах (в московских ЦМВС или Центральном музее ВОВ и сейчас их хватает). Но макет очень уж грубый, аж глаз режет. И никакие «эксплуатационные надписи», нанесённые на корпус тут и там, не спасают. Саратовский Музей боевой и трудовой славы. Фото автора, июнь 2021 г. О том, что макет это не просто так макет – ниже.

В начале 1944 года от Як-1 ответвилась ещё одна линия – лёгкий истребитель Як-3. Он был меньше, легче, манёвреннее, быстрее своего предшественника… Зато и дальность полёта у него была невелика. Четыре тысячи самолётов сделали до конца войны, потом, до 1946 года, ещё почти тысячу.

06
Макет Як-3. Не смотря на общие похожие «габариты» и силуэт, макетостроители умудрились полностью «прощёлкать» вооружение. Ни на «мотор-пушку», стреляющую через полый вал редуктора, ни на синхронные пулемёты, нет даже намёка. Саратовский Музей боевой и трудовой славы. Фото автора, июнь 2021 г.

«Головным» заводом по производству Як-1 был завод №292. Он же Саратовский авиазавод. Если в общих чертах, то на других заводах до войны производство Як-1 освоить не успели и вовсе не смогли. А потом уже и не пытались. (В 1940-1941 на подмосковном заводе №301 сделали сотню с небольшим самолётов, и всё). Так что с самого начала войны Саратовский авиазавод был единственным в стране заводом, производящем истребители Як-1. И оставался таковым вплоть до прекращения их производства.

07
Монумент со скульптурным истребителем Як-3 у бывшего Саратовского авиационного завода. Монумент был открыт в 1977 году, авиазавод долго и безнадёжно умирал в девяностые и двухтысячные, и был закрыт в 2010-м. Торговый комплекс расположен в бывших заводских помещениях. Саратов. Фото автора, август 2015 г.

Там же, на Саратовском авиазаводе, выпустили и большинство Як-3. На заводе №31 в Тбилиси – 1008 штук за 1944-1946, на заводе №292 в Саратове – 3837 самолёта за тот же период. Другие заводы Як-3 не выпускали.

08
Як-1б, что сейчас стоит в саратовском Музее боевой и трудовой славы, на фотографии, хранящейся в Саратовском краеведческом музее. Вернувшийся с фронта списанный Як-1б перед тем, как попасть музей, стоит на площади в Саратове, 1944 г. (Тут музейщики при атрибуции фотографии перехитрили сами себя – во время войны и до 1966 года нынешняя площадь Кирова звалась площадью Чернышевского. Но на фотографии самолёт стоит не на ней, а на той площади, что зовётся площадью Чернышевского сейчас, после 1966 г. Это хорошо видно по специфическому зданию Консерватории на заднем плане). Саратовский краеведческий музей. Фото автора, апрель 2021 г. Обратите внимание на не самое радужное состояние корпуса самолёта, отсутствующий зализ у левой плоскости и прочую обшарпанность. И, главное, смотрите на окраску. В интернете не сосчитать критиканов (как диванных любителей, так и «танковых» профессионалов) утверждающих, что хранящийся в Саратове Як-1б должен быть белым, в «зимнем» окрасе. Вопрос в том, что при передаче этого самолёта в действующую армию зимой 1943 года он был белый с красной дарственной надписью. А вернулся в Саратов в стандартном чёрно-зелёном летнем камуфляже, с заново нанесённой белой дарственной надписью.

09
На музейном снимке, что расположен слева вверху – всё тот же хранящийся в Саратове Як-1б в первоначальной окраске зимы 1942/43 года. На нём справа, стоит на плоскости (и под шапкой не видно лысой головы), – саратовский колхозник Ферапонт Головатый, который перевёл в Госбанк вырученные от продажи населению мёда 100 тысяч рублей на покупку этого истребителя. Слева, сидит в кабине, майор Борис Ерёмин, с ноября 1942 года – командир 31 гиап, с декабря 1943 по май 1945 – в Управлении 6 гиад. И этот его Як-1б, и ещё один его самолёт, уже Як-3, на который всё тот же Головатый дал ещё сто тысяч, пережили войну. Саратовский краеведческий музей. Фото автора, апрель 2021 г. А теперь самое интересное. Уцелевший Як-3 Головатого и Ерёмина сначала занесло в США (в то самое весёлое время), а потом… Потом его вызволили, но оказался он в частном Музее техники Задорожного в Москве. Чему отдельные «диванные эксперты» и «танкисты», разбирающиеся не только в танках, но и во всём, от стрелковки до авиации, бурно радовались. Ну а Саратову достался символизирующий его жалкий макет.

До нынешних времён истребителей Як, собственно, как и иных самолётов Великой Отечественной, сохранилось крайне мало. И даже их макетов имеется не особенно много.

10
Хвостовое оперение истребителя Як-1. На предыдущем музейном снимке, слева внизу, был самолёт «Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза «Сигнал Революции». Это как раз от него киль. Саратовский краеведческий музей. Фото автора, апрель 2021 г.

В Саратове, не смотря на то, что основное производство Як-1 и Як-3 велось именно здесь, этих самолётов практически не сохранилось.
В музее имеется один-единственный настоящий Як-1б. По исчерпании ресурса двигателя, этот истребитель отправили с фронта в музей ещё в 1944-м, в 1991-м из музея краеведения его перенесли в Музей боевой и трудовой славы.
В том же Музее боевой и трудовой славы с мая 2021 года стоит достаточно условный макет Як-3.

11
Обломки истребителя Як-1, который пилотировал командир звена 1-й эскадрильи 163 иап старший лейтенант А.К.Большаков. Не вернулся с боевого задания по сопровождению штурмовиков Ил-2 в районе Ржева 25 августа 1942 года. Фото автора, июнь 2021 г.

Лежат в этом музее и немногочисленные обломки Як-1, поднятые поисковиками в 2016-м. Ну и ещё в Саратове имеется монумент со скульптурным Як-3 у бывшего Саратовского авиазавода.

12
Истребитель Як-1б. Саратовский Музей боевой и трудовой славы. Фото автора, июнь 2021 г.

Не особенно густо, зато у сохранившегося истребителя Як-1б весьма любопытная судьба. У того Як-3, которого символизирует макет, судьба не менее любопытна. Но о них, и о трагической истории сбитого Як-1, как-нибудь в другой раз, отдельно и подробно, с фотографиями.
Tags: Як-1, Як-3, авиация, видел сам, военное, заметки, история, музеи, саратов/энгельс
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Казик Гапоненко, пионер и электровоз

    В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а…

  • Чёрный октябрь Черноморского флота

    Удивительным образом, два трагичных и схожих события произошли с Черноморским флотом в октябре. С разницей в сорок лет. История первая. Линкор…

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Что осталось от бронепоездов?

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий). Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть? Если…

  • Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского…

  • Мотоброневагон «Заамурец». Скиталец Гражданской войны

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского…

  • De odorus non disputandum

    Занятно, но римского императора, которому приписывают высказывание, изречённое по итогам уничтожения предыдущего императора - «Труп врага хорошо…

  • Шаблоны и разрывы

    Вот скажешь – степняк – и сразу перед глазами образ эдакого безжалостного всадника-кочевника. Монгольского, тюркского, да хоть иранского, не важно.…

  • Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане

    12 сентября. Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане Вот вы думаете, что сегодня за день, 12 сентября? А, например, годовщина битвы под Веной,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments