Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Самая короткая железная дорога и не только

(Версия для канала Яндекс-Дзен – там более подробно)

Краткий экскурс в историю на фоне железнодорожного строительства.

Обычно, если вспоминают о каком-нибудь объекте, то о «самом большом». Самое высокое здание, самая глубокая шахта, самый длинный тоннель…
А я хотел бы вспомнить самую короткую железную дорогу. Которая, понятное дело, расположена в самом маленьком государстве.
Заодно вспомним кое-какие исторические события.

01
Железнодорожные пути словно в заброшенной промзоне. И никаких следов наката. Фото автора.

Если повернуть голову влево, можно увидеть и неказистый вокзал при этих железнодорожных путях, и «привокзальную площадь», забитую личным автотранспортом местного населения. (Которое, если разобраться, не совсем-то и местное).

02
Здание вокзала… и пара-тройка товарных вагонов. Фото автора.

Ну а теперь пару слов о самой короткой железной дороге – железной дороге Ватикана.

Начнём издалека.

Началось всё ещё с папы Пия IX, который сам по себе был примечательной персоной. (Одно его полное «мирское» имя чего стоит - Джованни Мария Джамбаттиста Пьетро Пеллегрино Исидоро Мастаи де Ферретти).

Родился он в 1792 году, то есть в сознательном возрасте застал аж господство Наполеона в Италии, Мюрата как короля Неаполя и прочие интересные вещи. Всю жизнь страдал эпилепсией, что не помешало ему достичь карьерных высот в католический церкви. Избран папой римским в неспокойном 1846 году. Там восстания, революции, начало американо-мексиканской войны… А через пару лет и вовсе волна революций в Европе и самой Италии. Весёлое время.
Умер Пий IX в 1878-м, уже в объединённом Королевстве Италия, став последним папой, обладавшим светской властью в ликвидированной итальянцами Папской области. Формально, его нахождение в должности папы римского второе по продолжительности из всех римских пап. Но, в связи с тем, что первым по продолжительности считается понтификат самого апостола Петра…

Буквально пару месяцев спустя после избрания в 1846 году, папа Пий IX затеял строительство железных дорог в Папской области – от Рима в сторону Неаполитанского королевства, в Чепрано, от Рима в прибрежный город Чивиттавеккья (на Тирренском море), от Рима в прибрежную Анкону (на Адриатическом море) и в Болонью. Фактически во все стороны от Рима, на север, юг, запад и восток, в города, входящие в Папскую область.

Однако построить успели далеко не всё. Дорогу в самый близкий пункт, Чивиттавеккью, всего в 73 километра длиной, открыли только в 1859 году. И в силу определённых обстоятельств, покататься на собственном паровозике по собственной железной дороге папе не удалось.

04
Вид на практически всю протяжённость ватиканской железной дороги с купола Собора Святого Петра. Станция Святого Петра итальянских железных дорог (видна рядом с ярко-синими подъёмными кранами) – её начальный пункт.
Кстати, видите напротив станции явно православную церковь, с маковками-луковками? Это храм святой великомученицы Екатерины, построенный в начале XXI века (хотя планировали строительство ещё при Николае II). Расположен на территории резиденции российского посла. (Само посольство в другом месте). Фото автора.


Небольшое отступление про эти «обстоятельства».

Если вы помните, в Италии всю середину XIX века было неспокойно – революционные бурления, движение за объединение Италии, граф ди Кавур, Джузеппе Гарибальди, всё такое. Войны с Австрией, внутренние военные, политические и социальные конфликты. А ещё внешнеполитическое вмешательство. (Французская империя Наполеона III хотела подкузьмить Австрийской империи и поддерживала Сардинское королевство, но Рим итальянцам отдавать не собиралась, как и вообще допустить итоговое объединение Италии вокруг Сардинского королевства). Словом, шло Рисорджименто.

С внешними союзами у итальянцев тогда вообще занятно получалось.
Как тут не вспомнить, что в обмен на будущую политическую поддержку Наполеона III, Сардинское королевство, главный двигатель объединения Италии, вписалось в войну с Россией. Да-да, та самая Крымская война 1853-1856 гг. (когда Россию «кинул» её союзник – Австрия).
В союзе с Францией итальянцы Сардинского королевства затеивают в 1859 году войну с Австрией, по итогам которой получают север Италии. Понятное дело, французам объединённая Италия была ни к чему, им нужна была слабая Австрия. (Центр и юг постепенно втягиваются в единое государство без внешних войн).
Во время австро-прусской войны 1866 года Италия была союзником Пруссии, и, не без политической помощи той же Франции, получила Венецию после поражения Австрии.
Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов, будучи союзниками Пруссии, итальянцы занимают Рим, из которого был выведен французский гарнизон. На этом Рисорджименто завершается, Италия была объединена в единое Королевство.
(Дальнейшие метания Италии между Францией и Германией отдельная история. Для итальянцев это вообще национальная забава – средневековые гвельфы и гибеллины, Итальянские войны XVI века, Тройственный союз и Антанта, Ось и Союзники, и всё такое прочее).

07
Два виадука, дальний – итальянский, ближний, заворачивающий в правый нижний угол – ватиканский. К сожалению, с такого расстояния не видно, что среди травертиновой отделки кирпичных опор имеются гербы Савойскиой династии, оставшиеся от итальянских королей, и ликторские пучки, оставшиеся от итальянских фашистов. Фото автора.

08
Перед ватиканской стеной пути раздваиваются, и в ворота входят уже две линии. В небольшом тоннельчике, в Ватиканском холме, ответвляется и два коротеньких тупичка, подходящих к станции. В центре кадра здание вокзала. Фото автора.

Но вернёмся к железным дорогам Папской области.

Территория, подконтрольная римским папам со времён Средних веков, стремительно схлопнулась в течение года-двух после Австро-итало-французской войны 1859 года. По сути, у папы римского, того самого Пия IX, остался только сам Рим. И то, только благодаря французам и их военной силе. Те железные дороги, что успели построить в Папской области, отошли Королевству Италия, официально провозглашённому в 1861 году. Рим, кстати, провозгласили столицей, но занять его, из-за французского гарнизона, стеснялись. Потому король и правительство новой Италии сидели в Турине.

Естественно папа, который перед избранием слыл либералом, и на которого, сразу после избрания, возлагали надежды как на будущего «объединителя Италии», все силы бросил на сохранение своей власти, ему стало не до строительства железных дорог. Да и какой смысл кататься по Риму на паровозике? Не разгонишься, в окошко не посмотришь, чайку из стакана в подстаканнике не попьёшь, варёное яичко с солькой из спичечного коробка не съешь.

12
Как тут не вспомнить о волшебной силе искусства. Перед нами картина Карла Брюллова, запечатлевшая радость итальянцев от выступления папы римского с балкона Латеранского дворца в 1846 году. Вот только написана эта картина Брюлловым была в 1850-м. Когда итальянские симпатии уже перекочевали от казавшегося «либеральным объединителем» папы к реальному объединителю, сардинскому королю из савойской династии Виктору-Эммануилу II. Место и обелиск на картине и фотографиях однозначно те же самые, расхождения тут на совести художника.

С началом франко-прусской войны 1870-1871 гг. французский гарнизон из Рима отозвали. Не на фронт, а чтобы не бесить итальянцев. Наполеон III забоялся что итальянцы, пропрусски настроенные ещё с австро-прусско-итальянской войны 1866 года, откроют «второй фронт». В войну итальянцы не влезли, но Рим, обороняемый только папскими войсками, тут же заняли. Не без некоторых потерь с обеих сторон. На круг почти семьдесят человек вышло. Не много, но достаточно, чтобы не считать занятие Рима мирным и «символическим». Папа римский выехал из своего Латеранского дворца и заперся в Ватикане, официально обидевшись на весь свет. Точнее – на Королевство Италия.

11
Латеранский дворец (XVI века постройки) и древнеегипетский обелиск в честь фараона Тутмоса III (XV век до н.э.) перед ним. Обелиск был вывезен из Египта в Рим в 357 году и был установлен в Большом Цирке. На это место упавший обелиск, самый высокий и самый тяжёлый в Риме, перенесли в 1587 году. Фото автора.

Помирились они только в 1929 году, когда в Латеранском апостольском дворце между представителями папы Пия XI и премьер-министром Бенито Муссолини, который представлял интересы короля Виктора-Эммануила III, был заключен договор, определяющий статус Ватикана и папы римского, известный как Латеранские соглашения.

Среди прочего, в своей статье 6, «Договор между Святым Престолом и Италией» гласил:

«…Кроме этого, предусматривается железнодорожное сообщение Государства путем строительства железнодорожной станции в Граде Ватикан в месте, указанном на Плане (Приложение I), и посредством движения собственных транспортных средств Ватикана по итальянским железным дорогам.
<…>
Всё вышеуказанное будет осуществлено за счет Итальянского государства и в течение года с момента вступления в силу настоящего Договора».


13
План, прилагавшийся к Латеранским соглашениям. «Staz.ferrov» - Stazione ferroviaria – та самая железнодорожная станция,которую предполагалось построить на территории Ватикана.
Кстати, обратите внимание на штрихпунктирный периметр на плане – это остатки древней Леонинской стены, построенной вокруг тогдашнего Ватикана аж в IX веке, при папе Льве IV. Обозначенный жирным пунктиром периметр, являющийся современной границей Ватикана, идёт по укреплениям XVI-XVII века.


Работы по строительству железной дороги начались буквально через пару месяцев по заключении Латеранских соглашений. От римской станции Святого Петра (Stazione di Roma San Pietro) к Ватикану были проложены пути, а на его территории построена станция. Безымянная, что для ватиканской территории не характерно. Там чуть не каждый чих либо посвящён кому-нибудь, либо именован в честь чего-нибудь. Ладно, не совсем безымянная, «Читта дель Ватикано». Но что это за название такое «Град Ватикан»? Ничего интересного.

05
Станция Читта дель Ватикано и ворота, перекрывающие железнодорожные пути. За воротами уже Италия, здесь, внутри, Ватикан. Фото автора.

Причём, соединить итальянские железные дороги со вновь построенными ватиканскими оказалось не так уж и просто. Не зря Ватикан – античный холм, хоть и не входящий в число классических античных римских «семи холмов». Пришлось изгаляться и строить виадук. Который, кстати, построили абсолютно в римских традициях, кирпичным, но с травертиновой отделкой.

Первый пробный паровоз доехал из Италии до Ватикана в 1932 году, но соглашение, урегулировавшее эксплуатацию и обслуживание линии, было заключено только в 1934 году.

Персонал и подвижный состав ватиканской железной дороги принадлежит Италии, правила железнодорожных перевозок тоже итальянские. Ватиканского там, пожалуй, только название. Но в таких делах внешний формализм значит многое.

09
Ватиканские железные дороги на территории самого Ватикана. Кстати, видите справа две радиомачты рядом с небольшим домишкой? Там, после Латеранских соглашений, Гульельмо Маркони организовал ватиканскую радиостанцию. Функционирует и сейчас. Фото автора.

Первым папой римским, который, наконец, проехался по ватиканской железной дороге, был Иоанн с номером аж 23. Он вообще был неординарным папой. Даже по имени неординарным – после средневекового антипапы Иоанна №23 начала XV века, папы римские тщательно избегали имени «Иоанн». (Да и потом, после, появились всего лишь «двойные» два «Иоанна-Павла»). В должности этот необычный папа был с 1958-го по 1963-й. Вы чувствуете времена, да? Заняв должность после Пия XII (который был папой аккурат с 1939 по 1958, дружил с фашистами и слал проклятия в сторону коммунистов), новый папа пошёл по пути модернизации церкви, отказа от узколобого консерватизма и встал на рельсы пацифизма. Вы только подумайте, в дни Карибского кризиса Иоанн XXIII призывал всех мирно договариваться, а не жахнуть по «еретикам-коммунистам» «святой ядерной бомбой», вот до чего дошёл. Не удивительно, что именно такой пожилой и бесстрашный папа впервые рискнул лично прокатиться по ватиканской железной дороге.

10
Сейчас в Ватикане имеется и гораздо более «модерновый» вид транспорта. Перед нами вертолётная площадка. Фото автора.

С тех пор много воды утекло, но железная дорога Ватикана продолжает функционировать в том же режиме. То есть худо-бедно. В основном редкими товарными перевозками. Основной товаропоток в Ватикан и из него идёт автотранспортом. Для особых экстренных случаев есть вертолётная площадка (которой чаще пользуются в пассажирских целях). Железнодорожный транспорт тут скорее экзотика. Именно в качестве экзотики для туристов изредка пускают пассажирский рейс. Но всё остальное время пути ржавеют и зарастают травой без присмотра.
Tags: ватикан, видел сам, железнодорожное, история, италия, очерки, поездки, рим, сказки об италии
Subscribe

Posts from This Journal “сказки об италии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “сказки об италии” Tag