Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Музейный экспонат. Необычный «Сокол»

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

Один музейный экспонат и немного истории военной авиации.

Однажды, в нашем местном маленьком и скромненьком краеведческом музее, в отделе, посвящённом ЭВЗРКУ ПВО (Энгельсское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО), увидел я под стеклом витрины вот такой занятный экспонат:

01
Экспонат в энгельсском краеведческом музее. Фото автора.

В принципе, всё видно на подписях. Памятка-определитель для артиллеристов-зенитчиков с силуэтами немецких самолётов. Подобных изданий, как больших и более-менее подробных альбомов, так и кратеньких простеньких памяток, была масса. Тут интереснее не столько подлинность брошюрки, сколько самолёты, изображённые на открытом развороте. Точнее, один самолёт, потому как со вторым всё ясно и понятно.

Сначала пару слов о том самолёте, с которым всё понятно.

Слева изображён обычный Bf 110, у нас чаще именуемый Me-110. Фирма звалась «Байрише Флюгцойгверке», отсюда и индекс. Фамилию Вилли Мессершмитта увековечили в индексах самолётов позже. Знаменитый «худой»-«мессер»-«сто девятый», он ведь тоже «Bf» – Bf 109. А, скажем, «реактивная ласточка», «Швальбе», уже Me 262.

Чтобы закруглить вопрос с Bf 110.
Создавался он как тяжёлый истребитель, и прозвище получил специфическое – «Zerstörer», «Разрушитель» сиречь. Он должен был «разрушать» вражескую ПВО, расчищая небо для своих бомбардировщиков. «Церштёрерами» немцы зовут, кстати, эсминцы. В английском эсминцы, что характерно, тоже «Destroyer». (В «Звёздных войнах», если вы помните, были имперские «стар дестроеры», которых, с какого-то перепугу, перевели как «звёздные разрушители», а не «косм.эсминцы»).
Но карьера истребителя у «сто десятого» как-то не очень задалась. Уже во время Французской кампании стало ясно, что противостоять одномоторным истребителям на равных он не может, Битва за Англию показала это во всей красе. Постепенно Bf 110 отэволюционировал в сторону многоцелевого самолёта – не только тяжёлый истребитель, но и разведчик, и ударный самолёт. Реабилитировался в качестве ночного истребителя – на него ставили радары, благо размеры и экипаж из двух человек позволяли это сделать. На ночные истребители ставили и такое творение сумрачного тевтонского гения, как «Schräge Musik» - пушки, установленные сверху в фюзеляже под углом к оси самолёта. Назначение такой «косой/неправильной музыки» - стрельба вверх-вперёд. Подкрался, значит, оборудованный «шрёге музик» истребитель под брюхо к бомбардировщику, в мёртвую зону, не простреливаемую оборонительными турелями, и засандалил пару очередей.
«Сто десятого» регулярно пытались снять с производства и заменить на другие двухмоторники (Me 210, Me 410), но так и не смогли, производство его длилось с 1938 года и почти до конца войны. Изготовили в общей сложности более шести тысяч самолётов разных модификаций.

02
Самолёт-разведчик Bf 110C-5.

Кстати, обозначенная в брошюрке модификация, «Bf 110С-5», это разведчик, с фотоаппаратом в фюзеляже и без носовых пушек, изготовленный в количестве 100 экземпляров. (Серию «С» закончили выпускать летом 1940 года).

Ну а теперь к тому самолёту, что изображён на развороте брошюрки справа. Фокке-Вульф Fw 187.

Из всех «фокке-вульфов» у нас наиболее известны два. Истребитель Fw 190 (который, всё-таки, среди нас, простых обывателей, уступает «по славе и узнаваемости» первенство «мессеру»). И, конечно, разведчик Fw 189, который «рама». (Правда, есть ещё и третий известный «фокке-вульф» - четырёхмоторный гигант Fw 200, ну да бог с ним).
Ну а этот, из брошюрки, откуда такой?

Надо сказать, что самолёт такой у немцев действительно был, но его наличие в брошюрке-памятке весьма неожиданно. Ведь чтобы его увидеть, советским зенитчикам пришлось бы приложить неимоверные усилия.

Да, кстати, забыл сказать о названиях. У «мессера»-«сто девятого» с немецкими названиям как-то не сложилось, самолёты звали по буквам модификаций: Bf 109E – Эмиль, «F» - Фридрих, «G» - Густав, никакой фантазии. А вот Фокке-Вульфы имели официальные названия. Правда, насколько они были распространены – другой вопрос.

Fw 190 именовался «Würger». Приходилось видеть тексты, в которых название давалось просто в буквальном переводе – «Душитель». Из чего, порой, делались весьма неожиданные и нелестные выводы. Хотя всё гораздо проще: без буквального перевода, по смыслу, получается «Сорокопут». Птичка такая, мелкая, но хищная. (Тут надо отметить, что родовое название этих птичек на латыни lanius, «мясник», что, таки, символизирует).
«Рама» Fw 189 у немцев звалась, конечно, не рамой, а «Филином» - «Uhu». И, вполне ожидаемо, здоровенный Fw 200 именовался «Condor».

Для нашего Fw 187 тоже припасли красивое «птичье» наименование – «Falke» – «Сокол». Вот только не смотря на красивое название, «Сокол» этот остался широкой публике практически неизвестен.

03
Опытный самолёт Fw 187V1. Силуэт самолёта чем-то неуловимо напоминает немецкий одноместный двухмоторный штурмовик Хеншель Hs 129.

Казалось бы, как в известном интернет-мемасике – «там самолёт – и тут самолёт, там два двигателя – и тут два двигателя». Не зря же Fw 187 и Bf 110 поместили в брошюре рядом. Но «Фальке» от «Церштёрера» заметно отличался. Никакой «многофункциональности» в него поначалу не закладывалось, чистый двухдвигательный истребитель, одноместный, без оборонительного вооружения и бомб, с большой дальностью полёта.

В 1937-1938 годах облётывали первые прототипы. И всё бы ничего, но тут ведь и Bf 110 нарисовался! Который хоть и был медленнее, но гораздо универсальнее. В рейхсминистерстве авиации считали, что одноместный двухмоторный тяжёлый истребитель – это разбазаривание средств (знали бы они про американский P-38 «Lightning»), а двухместный – самое оно. Потому на очередной, четвёртый, прототип «Фальке» засунули второго члена экипажа. Из этих четырёх прототипов два разбили (в одной из аварий и пилот погиб), но, всё же, решили запускать предсерийную партию аж в пять машин двухместной модификации Fw 187A-0. Которые и были готовы к середине 1939 года.

04
Предсерийный самолёт Fw 187A-0 в полёте. В носу торчит, конечно, не «пушка», а приёмник воздушного давления.

Немцы, как известно, любят орднунг, а значит и точные и хитрые системы обозначений. Прототипы в авиации обозначались буковкой «фау» от слова «Versuchs». Например, Fw 187V4 – четвёртый опытный образец модели Fw 187. Серии обозначались буквами по порядку. Иногда, конечно, с пропусками и не по порядку. Модификации внутри серий – цифрами по порядку. Иногда конечно… Ну, вы поняли. Орднунг же! (Это мы ещё не берём в рассмотрение дополнительные буковки в индексах, типа «R» («Rüstsatz» - «полевой модификационный комплект») и «U» («Umrüst-Bausatz» - «комплект для переоборудования») к которым тоже довешивались циферки. (Ну, например Fw 190A-3/U4 или Fw 190A-6/R7). Предсерийные машины шли с «ноликом» в индексе, как наш Fw 187A-0.

Из пяти построенных предсерийных образцов первый не летал, отправившись на статические испытания, а последний быстро разбили. Третью машину разбили в апреле 1941 года.
Fw 187 ещё несколько раз попытались «протолкнуть в серию»: с другими двигателями (один прототип построили), в виде скоростного пикировщика (остался на бумаге), потом ещё раз, с очередными двигателями (прототип не достроили). В итоге, дело так и заглохло.

05
Предсерийный самолёт Fw 187A-0. Тут возникают поверхностные аналогии силуэта не только с Hs 129, но и с Me 262. (Треугольный в сечении фюзеляж, основное вооружение по бортам, выступающая кабина. Понятное дело, что эти ассоциации уровня «один самолёт просто похож на другой самолёт потому, что оба они самолёты :-) ).

Вот, собственно, и всё. Два уцелевших предсерийных Fw 187 на Восточный фронт никогда не отправлялись (какое-то время они болтались в Дании). Да даже если бы они и были на Востоке, смысла их появления в нашей памятке-определителе не имелось никакого. Ведь таких самолётов было всего два жалких экземпляра!
Тем не менее, Fw 187 присутствует не только в этой брошюре, но и во многих других советских памятках и альбомах для определения немецких самолётов.

06
Предсерийный самолёт Fw 187A-0 на земле. Такому здоровенному окну в полу кабины позавидовали бы иные штурмовики и пикирующие бомбардировщики.

Тут можно только поаплодировать немецкой контрразведке. Навели, заразы, тень на плетень. Ведь после Французской кампании, в целях дезинформации, всем «заинтересованным сторонам» усиленно вешалась лапша на уши о том, что в роли «церштёрера» Bf 110 будет скоро заменён на Fw 187. Вот наши и подстелили соломку.

Как выяснилось – излишне.
Tags: авиация, видел сам, военное, заметки, история, музеи, саратов/энгельс
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments