Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Советские танки и советский художественный авангард, ч.3

Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард. Художница Е.С. Зернова и её танки.

В предыдущих частях мы посмотрели на запечатлённые художницей Е.С.Зерновой многочисленные танки МС-1 и БТ. Пришла очередь её «эпической» картины 1933 года «Наступление танков». На которой присутствует ещё один символ отечественного танкостроения тридцатых годов. Лёгкий танк Т-26.

23
Е.С. Зернова, «Наступление танков», 1933 г.

Но прежде чем перейти непосредственно к танкам, посмотрим на некоторые другие детали этой картины.
Что тут бросается в глаза прежде всего?

Конечно, внимание сразу привлекает страдальческие выражения лиц пулемётного расчёта, тянущего за собой «максим». Пока коллеги весело и сосредоточено бегут рядом налегке, с «трёхлинейками», пулемётчики тащат по кочкам и корягам свой пулемёт. За тридцать килограммов сам «максим» и ещё столько же – его станок. То ещё удовольствие.

24
«Максимы» на любой вкус. И даже на тачанках. Музей техники Вадима Задорожного. Фото автора.

На примере этих музейных пулемётов можно быстренько проследить эволюцию (хоть и не с самого начала) знаменитого «максима» в России и СССР.
От пулемёта образца 1910 года, с характерным гладким кожухом. Через образец 1910/30 года, с привычно узнаваемым рифлёным кожухом. К варианту 1940 года – с широкой горловиной для залива воды. Идею подсмотрели у финнов – в такую горловину не только проще было воду заливать, но и можно было заталкивать снег со льдом.

Логично предположить, что на картине Зерновой бойцы волокут пулемёт образца 1910/30 года. Уж таких штуковин художница повидала много, у неё есть множество рисунков и эскизов всяких пулемётов. Не только «максимов», но и такой экзотики, как американский Кольт-Браунинг M1895 или французский Сен-Этьен образца 1907 года.

25
Е.С. Зернова, «Пулемёт», 1930-е. Тут кожух водяного охлаждения явно изображён гладким.

Но, пожалуй, интереснее тут не пулемёт, а каски красноармейцев.

Мы-то больше привыкли к виду СШ-40, той самой «каске» времён Великой Отечественной. Ну или более ранняя модель, СШ-36, «ушастенькая» «халхинголка», она тоже особого удивления не вызывает. А тут, на картине, французская каска Адриана!

Впрочем, шлем M1915, более известный по имени генерала Адриана, использовали не только французы. И не только во время Первой Мировой войны.

26
Русский вариант каски Адриана в ЦМВС. Фото автора.

В русскую армию каски Адриана попали в 1916 году. На место французской гренадёрской гранаты приделали имперского орла, на том «переделки» и закончились. Зачем на такую утилитарную вещь понадобилось лепить такую сложную деталь – непонятно.

Ну а от царской армии, эти каски достались в наследство РККА. Орла убрали, а на его место приделали здоровенную красную звезду. Так и получились те каски, что мы видим на картине Зерновой.

Но пехота с её заморочками ладно, посмотрим, наконец, на танки.

На картине хорошо узнаваем один из символов отечественного танкостроения тридцатых годов, лёгкий танк Т-26. Который, среди другого прочего, примечателен тем, что за время производства сменил несколько типов вооружения. И несколько типов башен, в которых это самое вооружение было расположено.

Пусть количество ныне существующих Т-26 заметно больше чем сохранившихся БТ, которые мы рассматривали ранее, изрядная доля из них – макеты. Собранные с использованием лишь отдельных деталей от разных танков. А то и вовсе полностью новодельные. Поэтому в качестве иллюстраций будем использовать те танки, которые не совсем уж современные макеты.

Самый первый вариант танка, унаследованный от английского прародителя, - двухбашенный, с пулемётным вооружением.

27
Двухбашенный пулемётный Т-26 в московском Парке Победы на Поклонной горе. Фото автора.

Танк был выпущен в 1932-1933 годах. На лобовой лист подбашенной коробки наварена дополнительная броня. Во время войны входил в состав 86 отдельного танкового батальона. Ночью 27 сентября 1942 года, во время переправы через Неву, был обстрелян артиллерией, сполз с парома и затонул. Подняли со дна Невы танк в 1989 году.
Причём, на момент подъёма в башнях имелись свои, натуральные, пулемётные установки с пулемётами ДТ. Но когда танк попал на Поклонную гору, вместо них уже были наварены имитации кожухов пулемёта «максим». Сейчас псевдо-«максимов» уже нет, но и ДТ на место не вернули, поставили какие-то невнятные трубки.

На картине Зерновой танк изображён в профиль, так что количество башен неочевидно. С другой стороны, отчётливо видно два ствола. Одинаковой длины, но заметно разного диаметра. С третьей стороны, форма башни (или башен) больше похожа на таковую у БТ-2. Во всяком случае, характерной для однобашенного Т-26 ниши башни однозначно не наблюдается. Всё-таки предположим, что у Зерновой изображён именно двухбашенный Т-26, но уже со смешанным, пушечно-пулемётным вооружением. На таких Т-26 в правой башне вместо пулемёта стояла 37-мм короткоствольная пушечка.

28
Двухбашенный пушечно-пулемётный Т-26, стоявший в бронетанковом музее в Кубинке. Фото автора.

Танк имеет серийный номер 97, был выпущен в 1932 году. В конце 1930-х танк прошел модернизацию. После войны танк попал в Кубинку, где и находился до 2016 года, когда был перевезён в Парк Патриот.

В 1933 году, когда Зерновой была создана картина «Наступление танков», в карьере Т-26 случился заметный поворот – он стал однобашенным, с вооружением в виде 45-мм пушки и спаренного с ней пулемёта. Но это уже другая история.

(За уточнённые сведения по сохранившимся танкам спасибо tankist_31)
Tags: Т-26, бронетехника, искусство, история, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “бронетехника” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments