Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2
Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос.

Если говорят о самолётах Гагарина, обычно вспоминают учебно-тренировочный Як-18, на котором он летал в аэроклубе и авиаучилище. Вспоминают МиГ-15 его 769-го истребительного полка ВВС Северного флота. Вспоминают МиГ-15УТИ, на котором Гагарин трагически погиб.

Но есть ещё один самолёт, сыгравший не последнюю роль на пути Гагарина в космос. О котором не вспоминают почти никогда.

Мы поговорим о самолёте, на котором первый отряд космонавтов проходил парашютную подготовку.

05
Транспортный самолёт Ан-2Т. Бортовой номер «03 жёлтый», изготовлен в 1959 г. в Киеве, заводской номер 113147308, серийный номер 131-08. По городской легенде именно этот Ан-2 использовался при парашютных прыжках первого отряда космонавтов. Хотя для тех прыжков использовалась масса авиатехники: Ан-2, Ли-2, Ил-14, Ми-4. Фото автора, 2017 г.

Долгое время официально заявлялось, что Гагарин приземлился внутри спускаемого аппарата. Тут сыграли свою роль некие опасения руководства страны за «космический приоритет» и «рекорд». А ну как мировая общественность и различные комитеты «не засчитают» полёт в космос, если на обратной дороге космонавт будет спускаться на парашюте?

Сам Гагарин, в книге «Дорога в космос», говорит довольно уклончиво (а что вы хотите, цензура):
«– Космонавт приземляется, находясь в кабине корабля, – сказал нам Главный Конструктор. – Но мы одновременно предусмотрели вариант, когда при необходимости он может покинуть корабль».

В реальности же, Юрий Алексеевич катапультировался на высоте в 7 километров. И дальше «шарик» спускаемого аппарата и космонавт возвращались по отдельности, каждый на своём парашюте. (Отстреленная крышка люка спускаемого аппарата падала рядом вовсе без парашюта).

Естественно, к подобному прыжку надо было заранее готовиться. И готовиться серьёзно.

11
Даже если этот «кукурузник» не имеет ни малейшего отношения к подготовке космонавтов, он всё равно расположен крайне удачно – на энгельсском аэродроме, где космонавты и проходили парашютную подготовку. Фото автора, 2017 г.

Гагарин, в книге «Дорога в космос», описывая подготовку в отряде космонавтов:
«Все эти занятия вырабатывали у нас навыки свободного владения телом в пространстве, повышали способность переносить длительные физические напряжения.
В какой-то мере эту цель преследовали и прыжки с парашютом, производившиеся на аэродроме, возле реки».


Тут подпущено туману не только на непосредственную цель парашютной подготовки, но и на место её проведения. А ведь эта подготовка проводилась не на каком-то условном «аэродроме у реки», а в хорошо знакомых Гагарину местах.

В книге космонавта Алексея Леонова «Время первых. Судьба моя – я сам» (2017 г.), место парашютной подготовки первого отряда космонавтов указано вполне ясно и чётко:
«Поскольку на космическом корабле космонавт катапультировался на парашюте, отдельно нужно было пройти сложную подготовку по владению парашютом. В мае 1960 года мы все вылетели на парашютную подготовку в город Энгельс. Там большое поле аэродромное, где мы и прыгали. За месяц мы напрыгали порядка пятидесяти прыжков».

13
Космонавты с инструктором по парашютным прыжкам на энгельсском аэродроме, 1960 г.

Не знать, что за город Энгельс с его аэродромом, и где он находится, Юрий Гагарин, конечно, не мог. Всё-таки в Саратове, что ровно напротив Энгельса, на другом берегу Волги, Гагарин пробыл четыре года, с 1951 по 1955-й, учась на литейщика в Саратовском индустриальном техникуме. Плюс почти год обучения в Саратовском аэроклубе ДОСААФ. Так что из всех космонавтов, что тут тренировались (а тут был первый отряд космонавтов почти в полном составе, Герман Титов и Алексей Леонов в том числе), как раз Юрий Гагарин был лучше всех знаком с местностью.

Снова обратимся к «Дороге в космос»:
«После первого прыжка с парашютом, совершенного ещё в Саратовском аэроклубе, мне довелось прыгать только четыре раза — в Оренбургском авиационном училище и в полку. Это были обычные тренировочные прыжки, которые полагается выполнять каждому лётчику. Теперь же предстояло освоить сложные прыжки по инструкторской программе. Особенное внимание уделялось затяжным прыжкам и спуску на воду».

Почему Гагарин так завуалированно рассказал в книге о месте проведения парашютной подготовки? Хотя бы потому, что этот аэродром был вполне себе секретным. В те времена тут базировались стратегические бомбардировщики М4 и их более «продвинутая» модификация 3М. (Сейчас стратегические бомбардировщики тут по-прежнему базируются, только уже Ту-95МС и Ту-160. А вот с «секретностью» стало заметно проще).

Книга «Феномен Гагарина», В.И.Россошанский (2011 г.):
«Я спросил инструктора парашютной подготовки первого отряда космонавтов Михаила Ильича Максимова, нашего земляка из города Энгельса:
- Вы можете точно назвать день прилета и отлета первых космонавтов, прибывших к вам на парашютную подготовку?
- Да. Это я могу точно сказать, - уверенно ответил Михаил Ильич. - 13 апреля они прилетели, а 14 апреля уже делали первые прыжки. 19 мая были зачетные прыжки, а 20 мая улетели.
- Можно считать, что ровно через год сюда приземлился первый человек из космоса?
- Совершенно верно. Ровно через год.
Действительно, такое совпадение: 13 апреля 1960 года и 12 апреля 1961 года.
На место парашютной подготовки выехали все космонавты, кроме В.Ф. Быковского и В.М. Комарова. Быковский досиживал в Москве длительное одиночество в сурдокамере, а Комарову сделали операцию».


14
Гагарин на подвесной системе тренажёра Борщевского отрабатывает приземление. Май 1960 года, фотографию сделал инструктор М.И.Максимов.

В результате, 12 апреля 1961 года Гагарину повезло даже не вдвойне, а втройне.

«Дорога в космос»:
«Случилось, как в хорошем романе: моё возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте».

Он приземлился в тех же местах, где шесть лет назад учился на лётчика и где меньше года назад проходил парашютную подготовку. После приземления Гагарина доставили всё на тот же знакомый ему энгельсский аэродром. Так что совпадения тут получились действительно как в романе.

12
Что ж, для поддержания «совпадений как в романе», будем считать, что этот самолёт всё-таки участвовал в подготовке космонавтов. Фото автора, 2017 г.

Кстати, 7 августа 1961 года, в ста километрах от Энгельса, у города Красный Кут (на тот момент ещё не имевшего такого статуса официально), приземлился космонавт №2 – Герман Титов. Которого тоже вывезли на тот же энгельсский аэродром.
Tags: Ан-2, авиация, история, очерки, саратов/энгельс
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments