Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1
Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос.

Когда в СССР приступили к подготовке пилотируемого полёта в космос, иных кандидатур в космонавты, кроме военных лётчиков-истребителей, привычных к реактивным самолётам, к их перегрузкам и скоростям принятия решений, просто не существовало. Перенести восьмикратную перегрузку при посадке – не шутка. А к здоровью физическому должны прилагаться ещё и стальные нервы. На которые неприятно давит хрустящая от температурных нагрузок оболочка спускаемого аппарата. Вылезание из «шарика» и спускание на парашюте с многокилометровой высоты – отдельная песня.

В августе 1951 года, в семнадцатилетнем возрасте, Юрий Гагарин, после Люберецкого ремесленного училища, которое он совмещал с вечерней рабочей школой, поступает на литейное отделение Саратовского индустриального техникума.

А в конце 1954 года двадцатилетний Гагарин записывается в Саратовский аэроклуб ДОСААФ. Вообще, обычно туда брали выпускников, но в этот раз зачислили и четверокурсников. Да, на дворе уже не двадцатые-тридцатые годы, с их модой на «аэропланы и рекордные перелёты», но, тем не менее, молодёжь в авиацию идёт. Вот это решение Гагарина и стало судьбоносным.

04
Учебно-тренировочный самолёт Як-18, заводской номер 1166304, выпущен в 1952 году заводом №116 (г.Арсеньев, Приморский край). Бортовой номер «жёлтая 6». Фото автора, 2021 г.

Гагарин про свой первый самостоятельный вылет (лето 1955 года), в книге «Дорога в космос»:
«Наступал июль. Дни стояли знойные, вечера душные. В один из таких дней Дмитрий Павлович не сел, как обычно, со мной в машину — это была «шестёрка жёлтая», — а, стоя на земле, сказал:
— Пойдёшь один. По кругу…»


Не стань Гагарин военным лётчиком – попал бы он в космонавты? Конечно, нет. А попал бы он в лётчики-истребители без аэроклуба? Тоже нет. Вот и получается, что космические будущее Гагарина определилось в скромном саратовском аэроклубе, на стареньком поршневом самолётике.

03
Юрий Гагарин в Саратовском аэроклубе ДОСААФ у Як-18 с бортовым номером «жёлтая 6», 1955 год.

Гагарин, уже сдав экзамены в техникуме, остался в Саратове – заканчивать аэроклуб (осень 1955 года):
«Незаметно подкралась тихая осень. Через аэродром потянулась паутина бабьего лета, в палатках по ночам становилось холоднее. Подошла пора выпускных экзаменов. Опять — в который раз — экзамены! Но и теперь я их выдержал: самолёт «Як-18» — «отлично», мотор — «отлично», самолётовождение — «отлично», аэродинамика — «отлично»; общая оценка выпускной комиссии — тоже «отлично».

Учебно-тренировочный самолёт Як-18 был разработан КБ Яковлева во второй половине сороковых годов, в серию запущен в 1947 году, но более-менее массовое производство началось только в 1949 г.

08
Сколь бы ни был мал самолёт (длина 8 метров, размах крыла 10 метров), а в музейный зал он поместился с трудом. Фото автора, 2021 г.

Самолёт хоть и не «деревянный», металлический, но имеет полотняную обшивку многих частей (фюзеляж за кабиной, отъёмные консоли крыла, хвостовое оперение). У первой модификации (серийная модификация 1947 года) имелись основные опоры шасси под плоскостями и хвостовое колесо. У модификации Як-18У (в серии с 1954 года) схема шасси меняется, появляется носовая опора. Но на такой модификации Гагарину доведётся летать только в авиаучилище.

09
Двигатель, как и оборудование кабины, на месте. Фото автора, 2021 г.

Двигатель – поршневой М-11ФР, мощностью в 160 л.с. (Двигатели этого семейства стояли и на самом известном советском учебном самолёте – поликарповском У-2). Винт двухлопастной, изменяемого шага. Максимальная скорость самолёта 250 км/час. Полностью готовый к вылету самолётик весил всего тонну с небольшим.

Гагарин в «Дороге в космос»:
«После экзаменов все мы, летавшие на «шестёрке жёлтой», подошли к машине. Хотелось ещё раз, на прощание, дотронуться до её крыльев, посидеть в кабине, взглянуть на приборы. Кто знает, на каких самолётах доведётся ещё летать! А этот старенький, повидавший виды «Як-18» стал для нас родной машиной».

10
Митинг на Площади Революции в Саратове (сейчас это Театральная площадь). На другом борту самолёта было написано «Краеведческому музею от Саратовского аэроклуба», 1961 г.

Гагарину довелось летать не только на самолётах, но и на космическом корабле. А видавшая виды «жёлтая шестёрка» в мае 1961 года попала в Саратовский краеведческий музей. Теперь это «Памятник науки и техники I категории», о чём свидетельствует сертификат №1228.

07
Як-18 в Саратовском краеведческом музее. Фото автора, 2021 г.
Tags: Як-18, авиация, видел сам, история, очерки, саратов/энгельс
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments