Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

«Деревянная авиация»: Забей чопик - лети дальше

(Вариант в Яндекс-Дзен)

Есть в «деревянной», «бипланной» авиации столетней давности своя непередаваемая прелесть.
Вот вроде самолёт, детище высоких технологий... Но иногда создаётся впечатление, что тогдашние автомобили были гораздо более «высокотехнологичны», а аэропланы даже не «летающие трактора», а так, велосипеды с крыльями.

Итак, на дворе у нас 1929 год, идут испытания самолёта Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова.

5
Первый экземпляр Р-5 на испытаниях. Прямоугольник под пузиком самолёта, перед стойками шасси - выдвинутый водяной радиатор. Аэродинамика? А зачем она на скорости в 200 км/ч?

Второй лётный экземпляр, помутузив туда-сюда, решили испытать перелётом Москва-Севастополь-Москва. Перелёт, конечно, не «рекордный», но, в каком-то смысле, «беспосадочный» - в один день без посадок из Москвы до Севастополя, в другой день - обратно. Во всяком случае, планировали так. Для пущей «беспосадочности» на Р-5 поставили дополнительный бак на 161 кг бензина.

(Кстати, первый экземпляр Р-5 в первые полёты выводил небезызвестный М.М.Громов. Испытания четырёхмоторного гиганта ТБ-3, кстати, тоже его. А вы мне Чкалов, Чкалов... Тут ещё надо посмотреть, кто самый "крутой" лётчик-испытатель).

«За рулём» испытываемого перелётом Р-5 сидел лётчик В.О.Писаренко, летнабом при нём - Я.И.Алкснис, тогда занимавший должность заместителя начальника Управления ВВС. Тот хоть уже и «поучился водить», но «прав», да и опыта, у него не было, потому основная нагрузка пришлась на Писаренко.

Так вот, к прелестям тогдашней авиации.

Летели, значит, они уже обратно. И тут потёк водяной радиатор. (На Р-5 он был такой, смешной, панель, выдвигавшаяся под брюхом. Выдвигался-убирался, естественно, вручную, цепным механизмом, ручку надо было изрядно повертеть).
Между Тарусой и Алексином пришлось идти на вынужденную, и садится на ближайший ровный лужок. Прохудившийся радиатор заделали подручными средствами. Залили три ведра воды из ближайшей речки. И спокойно полетели дальше.

Представить подобную ситуацию с каким-нибудь Су-30 просто невозможно, лётчики на катапультирование, самолёт под списание :-)
А деревянному биплану хоть бы хрен, летит и не жалуется.

Серийное производство Р-5 развернули в 1930 году, и он стал самым массовым довоенным советским самолётом. Планировавшийся разведчиком и лёгким бомбардировщиком, Р-5 стал самым что ни на есть многофункциональным самолётом. И не только военным. И где только не побывал, в чём только не участвовал. Тут и Арктика с челюскинцами, и боевые действия от Испании до Китая. Во время Великой Отечественной устаревший биплан тоже летал.

В качестве PS
[Spoiler (click to open)](Писаренко разбился на Р-5 в 1931 году.
Алкснис, дослужившийся до начальника Управления ВВС РККА, был арестован в 1937 и расстрелян в 1938-м. Сменивший его на посту Локтионов, сменивший того на посту Смушкевич, сменивший того на посту Рычагов - расстреляны кучей 28 октября 1941 года. Неудачная какая-то должность).
Tags: авиация, заметки, история
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Поехали! О городах Гагарина

    Немного о городах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! О городах Гагарина В связи с…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Если…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Когда в…

  • Старые фотоархивы. Саратовский самолёт

    Продолжаю обзаводиться давно утерянными древними фоточками. Нет, никогда меня не умиляли собственные детские фотографии, и сейчас по прежнему не…

  • Соседство в Выборге: Вертолёты и Анненские укрепления

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Соседство в Выборге: Немного про вертолёты и много про Анненские укрепления. Выборгский замок. Центральная…

  • Парк «Патриот», г.Энгельс. Итоги

    Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Итоги Наверное, пора подвести некоторый итог. Все установленные в Парке…

  • Лётчики и судьба

    Предыдущая часть. 14. Лётчики и судьба Кто знает, повторил бы Хользунов судьбу Рычагова или Павлова, или вознёсся на вершины армейского…

  • Лётчики и интернациональный долг

    Предыдущая часть. 13. Лётчики и интернациональный долг Немного отвлечёмся от личностей лётчиков на авиацию. Если об участии интернациональных…

  • Лётчики, памятники и судьба

    Предыдущая часть 12. Лётчики, памятники и судьба Итак, Чкалов погиб 15 декабря 1938 года. Ровно через два года, 15 декабря 1940 года, в Нижнем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments