Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Простая штука – обелиск. Часть 2

Любое молодое и гордое государство, в ознаменование своей недавней независимости, любит ставить памятники. Особенно, если в последний раз самостоятельным и независимым оно, это гордое и самобытное государство, было почти тысячу лет назад, в раннем средневековье. В 1926 году Чехословакия решила ознаменовать своё грядущее юбилейное десятилетие с момента образования чем-нибудь таким, эдаким. Решили выпендрится и поставить обелиск.

Красный асуанский или розовый карельский гранит, конечно, вещь хорошая. Но дорогая. И везти далеко и дорого. Посему прагматичные чехи решили выпилить монолит из собственного редкого и дорого серого гранита, где-то там, в южной части страны, в городишке Мракотин.

С превеликим тщанием и осторожностью монолит везли по железной дороге до Праги целую неделю. Двести километров, чтоб вы знали. (Они паровоз вручную всей локомотивной бригадой толкали?). Дело было зимой, потому дальнейшую транспортировку обелиска отложили до весны. И каменная глыба несколько месяцев пролежала на железнодорожногй станции. О том, были ли знакопеременные температурные нагрузки, резкое изменение влажности (снег) и несанкционированный доступ идиотов с молотками - история умалчивает.
Весной значит, транспортировку монолита продолжили, и чуть не целый месяц тащили обелиск от железнодорожной станции к месту установки. От станции Прага-Дейвице до Пражского Града. Полтора километра. С превеликим тщанием и осторожностью.

И… Обломали обелиску верхушку.

08
Пражский обелиск. На фоне окружающей действительности он как-то теряется, хотя высота его вполне приличная – 15,42 метра.

Чехи, как я уже сказал, отличались не только великим тщанием и осторожностью (пример чему мы только что наблюдали), но и прагматичностью.
Посему, в отличие от самобытных и непредсказуемых итальянцев или русских, они решили свой битый обелиск не ремонтировать. И не восстанавливать. А тупо поставить как есть, немного сточив и зашлифовав. Ну а фиг ли. (Тем более, что отломанная часть таинственным образом исчезла).

02
Судя по всему, чехи отличаются ещё и "отменным" художественным вкусом. Торчащий ни к селу, ни к городу обелиск просто не заметен на фоне окружающих зданий. Другого, что ли, места не нашлось?

28 октября 1928 года, в десятилетие создания Чехословакии, обелиск торжественно открыли. Посвящён он не только образованию Чехословакии, но и памяти солдат, павших в Первой мировой войне. (Это вообще феерично, учитывая в чью империю входила Чехия, за кого и против кого воевала, и благодаря кому от кого получила независимость).

10
Собор Святого Вита просто подавляет своей готическо-барочной громадой всё и вся. По хорошему, тут надо огромную площадь оставлять, а не домишки лепить, впритык друг к другу. А битый обелиск тут и вовсе лишний.

И ещё одна маленькая деталь. Металлическую верхушку поставили на обелиск только в 1996 году, по указанию Вацлава Гавела. По задумке, вот эта пустая стальная конструкция, позолоченный каркас, символизирует чешскую демократию.
Занавес. Маэстро, урежте туш.
Tags: архитектура, видел сам, заметки, искусство, история, прага, чехия
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Казик Гапоненко, пионер и электровоз

    В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а…

  • Чёрный октябрь Черноморского флота

    Удивительным образом, два трагичных и схожих события произошли с Черноморским флотом в октябре. С разницей в сорок лет. История первая. Линкор…

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Что осталось от бронепоездов?

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий). Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть? Если…

  • Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского…

  • Мотоброневагон «Заамурец». Скиталец Гражданской войны

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского…

  • De odorus non disputandum

    Занятно, но римского императора, которому приписывают высказывание, изречённое по итогам уничтожения предыдущего императора - «Труп врага хорошо…

  • Шаблоны и разрывы

    Вот скажешь – степняк – и сразу перед глазами образ эдакого безжалостного всадника-кочевника. Монгольского, тюркского, да хоть иранского, не важно.…

  • Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане

    12 сентября. Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане Вот вы думаете, что сегодня за день, 12 сентября? А, например, годовщина битвы под Веной,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments