Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Простая штука – обелиск. Часть 1

[Spoiler (click to open)](Фотографии как обычно авторские, потому не спрашивайте, почему нет иллюстраций с египетскими обелисками на их родине. Заметка пересекается с четвёртой частью Античного секонд-хенда. Но пусть будет и отдельно, пусть кратко и не про всё. Далеко не все обелиски, виденные автором, сюда вошли. С удовольствием включил бы тот, что стоит в Петербурге, на Площади Восстания, но увы, нет хороших фотографий).

Обелиск – штука простая. Каменный столб, квадратный в сечении, равномерно сужающийся кверху, с навершием или без оного, с надписями или без оных… Ой, не такая уж и простая штука получается.

01
Обелиск египетский, но гладкий, без комиксов на гранях. Стоял в Гелиополисе, потом Октавиан Август перетащил его в Александрию. При Калигуле его перенесли в Рим и поставили на загородном стадионе, на Ватиканском холме. Единственный из римских обелисков, который не упал. Но сейчас стоит всё равно не на своём месте – в 1586 году его перенесли с прежнего места (сбоку от Собора святого Петра) на нынешнее – на площадь перед собором.

Обелиск может быть и гладким, а может быть с разными надписями. Лучше всего, конечно, с египетскими иероглифами. Их никто не понимает, а выглядит круто. (Что там египтяне вкладывали в свои рисунки – бог весть. Может быть, это были просто комиксы. Как Человек-крокодил борется с Человеком-соколом и несёт справедливость во имя Луны Солнца). Но при желании и отсутствии под рукой египтян, можно даже вырезать свои собственные иероглифы, с блэкджеком и другими подробностями. Всё равно никто, кроме специалистов не поймёт, а специалистов никто слушать не будет.

02
Настоящий обелиск с ненастоящими надписями на римской Пьяцца Навона. Каменный монолит привезли из Египта, но обелиск вырезали в Риме. Здесь же нанесли иероглифические надписи в честь императора Домициана. Стоял обелиск в Храме Сераписа и Исиды, отремонтированного и украшенного по указу Домициана, потому и надписи на обелиске в его честь. Потом обелиск отволокли за город, на виллу Максенция, там он упал и разбился. Потом, при облагораживании Пьяцца Навона в XVII веке, его подсобрали, восстановили, принесли сюда и воткнули в фонтан. (Пьяцца Навона возникла в Средние века на месте Цирка Домициана, так, что обелиск от Домициана ушёл, и к нему же вернулся).

Сами египтяне в свои обелиски, которые, как правило, стояли парами, по краям входа в какое-нибудь шибко сакральное место, вкладывали свой, определённый, нам не ведомый, (да и фиг с ним), смысл. В современной, и не очень современной, скажем, античной, европейской культуре, от древних римлян до «третьих римлян», к обелискам отношение по прежнему почтительное, но их назначение весьма и весьма расширилось. Как говорится, Ра и не снилось.

Сейчас обелиски, как натуральные, упёртые из Египта, так и свежеизготовленные, могут стоять и просто так, для красоты, и в ознаменование некоего великого деяния. Или в память о великой трагедии. Или в честь некоего конкретного человека, а то и группы лиц (по предварительному сговору или без оного).
Или вовсе, обелиск стал использоваться как могильный памятник, никогда такого не было, и вот, опять.
(От такого подхода к символу бога Ра, египетские мумии в саркофагах перевернулись бы. Если бы, конечно, их давным-давно не повынимали из саркофагов предприимчивые арабы, и не продали предприимчивым европейцам. А переворачиваться за стеклянными витринами музеев, на потеху публике, так себе удовольствие).

03
Обелиск на волгоградской Площади Павших Борцов. Изначально был поставлен у братской могилы защитников Царицина. После Великой Отечественной добавилось захоронение защитников Сталинграда, а сам обелиск переделали. Обелиск в честь павших в двух оборонах города хоть внешне и «классический», сделан вовсе не по «египетской технологии» - он железобетонный и облицован гранитной плиткой.

Верхушку обелиска можно сделать и плоской, но лучше, конечно, заострить её маленькой пирамидкой. В принципе, и сам обелиск это частный гипертрофированный случай усечённой пирамиды, у которой всё ушло в длину граней, а на квадратное основание ничего не осталось.

Египтяне, главные законодатели моды в вопросе обелисков (ну и пирамид, конечно же), навершие обелисков, уж ежели делали не плоским, а пирамидальным, любили покрывать чем-нибудь таким, блестящим. Золотом, например. Обелиск он же, знаете ли, в честь Солнца, а Солнце, знаете ли, поблёскивает иногда. Особенно там у них, в Африке.

По-хорошему, такое лаконичное завершение обелисковой композиции вполне логично и красиво. Но обелиски своей конструкцией приглянулись не только изготовителям-египтянам. И те, кому они приглянулись, зачем-то пытались обелиски «улучшить». Предварительно перетащив те обелиски к себе.

Вообще, стаскивать со своих исторических мест в новопостроенную Александрию со всей страны понравившиеся обелиски начали ещё при Птолемеях. Они, в меру возможностей, приобщались к местной египетской культуре, а местный народ наоборот, приучали к своей, греческой. (Кстати, если вы помните, все те термины, имена, названия и прочие слова, так или иначе связанные с Египтом, даже его собственное название, имеют греческое происхождение. «Обелиск» тоже).
А потом, как император Октавиан Август объявил «Египет наш!» а Птолемеи в лице Клеопатры кончились, обелиски из Египта потащили к себе уже римляне. В свой Вечный город. И вот они-то, римляне, принялись, как я сказал выше, древнейшие самобытные египетские обелиски «улучшать».

Чем римлянам не угодило сверкающее металлическое навершие обелисков неясно, но поверх него они начали лепить отсебятину. Всякие свои медные (или бронзовые?) шары с завитушками и прочие украшения.
Понятное дело, Мировая Справедливость такого не стерпела. И практически все «римские улучшения» утащенных египетских обелисков пошли в цветмет при крушении античности и торжестве средневековья. И были заменены, в основном, на христианские кресты.

04
Обелиск на Пьяцца Монтечиторио. На верхушке обелиска – шарообразное украшение, установленное римлянами. По-моему, это единственный обелиск, у которого осталось это «римское улучшение». (Например, шар который был на обелиске с первой фотографии, сняли и заменили «итальянским улучшением» – крестом. А сам шар сейчас в музее). Сам обелиск, кстати, с длинной и не слишком весёлой судьбой. Изготовлен в 600-м году до н.э. и мирно стоял в египетском Гелиополисе, пока в 10 году до н.э. Октавиан Август не уволок его в Рим и не установил в качестве солнечных часов. Ещё через тысячу лет обелиск упал и разбился вдребезги. И пролежал, зарастая травой и растаскиваемый по кусочку, ещё семьсот лет. Потом его откопали, недостающие части заменили гранитом от упавшей и разбившейся колонны Антонина Пия. И в 1792 году поставили здесь, на Пьяцца Монтечиторио.

Но самое ценное, самое внушительное в обелиске, конечно, его материал и «монолитность». Из кирпича или железобетона, конечно, можно что угодно построить, в том числе и обелиск. Но это будет немного не тот коленкор. Не так помпезно, не так внушительно.

05
Ульяновский обелиск у братской могилы красноармейцев, погибших при освобождении города от каппелевцев, установленный в 1927 году. Собран из гранита, но по кусочкам.

Так, что самый кучерявый обелиск – обелиск, вытесанный из единого монолита. Из какого-нибудь там асуанского гранита

Размер, конечно, тоже имеет значение. Но размер имеет и обратную сторону – чем больше шкаф, тем громче падает. В смысле, большой обелиск уж ежели упадёт, так расшибётся.

06
Во всех отношениях выдающийся обелиск, рядом с Латеранской базиликой Иоанна-Крестителя. В городе Риме он самый древний и самый большой. И вообще, самый высокий и тяжёлый из всех сохранившихся античных обелисков. Изготовили его в Египте в XV веке до н.э. Через Александрию, в 357 году обелиск добрался до Рима и был установлен в Большом цирке. И там, постояв какое-то время, упал и раскололся. В конце XVI века его собрали, подняли и поставили на нынешнее место.

Одно дело, когда старый обелиск сам упал и разбился, и ты его, спустя многие сотни лет, героически собрал из кусков и установил. И совсем другое дело, когда тебе выделили бюджетные деньги, закупил ты монолит, довез до места установки и… Ой, как неудобно вышло.
Хотите примеров? Их есть у меня!

Затеяли в Нижнем Новгороде поставить обелиск в честь Минина и Пожарского. До Асуана было добираться далеко и накладно, потому решили тащить гранит из Карелии. В общем, на дворе 1827 год, смета превышена, сроки уже на год затянуты, давай-давай, скорей, и… И обелиск при разгрузке кокнули. Отломили верхушку и низ оббили. Ну ё… Делать нечего, отбитое приклеили обратно, швы зашлифовали и в таком виде поставили. Как там у Зощенко? «Публика - дура, не поймет»?
Но так уж вышло, что публика всё поняла. Швы на обелиске XIX века видны даже лучше, чем швы на древних античных обелисках. (А вот повырезали бы иероглифы про Минина с Пожарским, глядишь, и не так заметно было бы).

07
Нижегородский обелиск в честь Минина и Пожарского. Почему-то считается, что он собран из пятнадцати кусков, а при ремонте и маскировке повреждения ещё и потерял два метра высоты. Вообще-то обелиск был вполне классическим монолитом, и отколотые части просто приделали обратно, никакой высоты не уменьшая. А «пятнадцать» заготовок карельского гранита набирается вместе с пьедесталом (тоже монолитным) и плитами основания (тут уж прекрасно видно, что основание составлено из блоков).

Как ни странно, проблемы с битьём обелисков продолжали преследовать строителей даже в современные высокотехнологичные времена. И в самых неожиданных странах. От которых даже самого факта установки обелиска не ждёшь.

Посему, про этот обелиск – отдельно.

Простая штука – обелиск. Часть 2
Tags: артиллерия, видел сам, искусство, история, италия, нижний новгород, очерки, рим, ульяновск
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments