Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лётчики и судьба

Предыдущая часть.

14. Лётчики и судьба

Кто знает, повторил бы Хользунов судьбу Рычагова или Павлова, или вознёсся на вершины армейского командования и прославился в войну, но жизнь повернулась совсем иначе.

Даже став комдивом (неплохой скачок – за два года из капитанов в генерал-майоры) и командующим 1-й АОН, Хользунов не пересел окончательно из самолёта в кабинет, продолжал летать. И на «показательные» и на учебно-тренировочные вылеты.

1 мая 1939 года комдив пилотировал ведущий самолет в воздушном параде над Красной площадью. Как вы помните, на том же параде лётчик-испытатель Супрун продемонстрировал публике опытный поликарповский истребитель И-180. (На первом образце которого за полгода до того разбился Чкалов). На том же параде, впервые публике показали и четырёхмоторный ТБ-7, позже переименованный в Пе-8.

А 28 июля 1939 года экипаж Хользунова из вылета не вернулся.

43
Виктор Хользунов.

Погиб Хользунов через год после Чкалова, в том же самом возрасте, в тридцать четыре года. И в 1940-м им обоим, в их родных городах, поставили памятники.

Про гибель Чкалова навыдумывали разного. И, дескать, Берия его того (из ревности к Сталину), или лично Иосиф Виссарионыч его того (из ревности к Берии?), или он сам того, в знак протеста, или ещё что. Гибель известной персоны порождает в неокрепших умах массу домыслов.

Про гибель Хользунова теорий заговора не выдумывали, просто нормального толкового и подробного изложения случившегося как-то нет. Во всяком случае, в широкие массы оно не ушло.

Наиболее часто пишут что-то краткое, вроде «погиб в авиакатастрофе, самолёт взорвался в воздухе, погиб выполняя испытательный полёт, погиб испытывая новые бомбы». Не вдаваясь в подробности.
Замечу, что в отличие от того же Чкалова, Хользунов не был лётчиком-испытателем. Он был просто военным лётчиком, пусть немалого звания и на немалой должности. Что он мог испытывать? Немножко полистаем, нет, не архивы, пусть этим занимаются профессионалы, доступные материалы, и попытаемся сами сложить картинку.

Пишут, что в последний полёт, для «испытательного бомбометания на полигоне в Калининской области», вылетал он на бомбардировщике ДБ-3. Экипаж которого, в принципе, состоял из трёх человек, пилот, штурман, стрелок. Но погибло четверо. Кроме Хользунова, ещё штурман Сергей Черкасов, стрелок Иван Курнышев и военный инженер Александр Титов. Вот этот «нештатный» военный инженер смущает. Значит, полёт всё-таки испытательный?

Сейчас иногда пишут, что «было поручено произвести испытания вновь разработанных авиабомб». Что странно, так как в результатах расследования, проведённого в 1939-м, указано – «…подготовка вооружения самолёта ДБ-3 перед полётом проводилась поспешно, без соблюдения требований безопасности <…> Три бомбы ФАБ-50 взорвались в бомболюках из-за неправильной сборки взрывателей».

В 1939-м году бомбы ФАБ-50 явно не были «вновь разработанными».
Производили их, в разных видах, с 1932 года, с 1936-го в авиабомбы ФАБ-50М переделывали старые артиллерийские 152-мм снаряды (ставили стабилизаторы и авиационные взрыватели). Через год после гибели Хользунова, в апреле 1941 года, ФАБ-50 вообще сняли с производства, оставив, впрочем, их выпущенный запас «для боевого и учебного применения», с упором на учебное. (После начала войны ситуация поменялась, и в дело пошло всё, вплоть до бомб с корпусом из железобетона, или бомб с жидким взрывчатым веществом).

Учитывая это, а также учитывая, что Хользунов, даже в высоких чинах и должностях, постоянно лично участвовал в учебно-тренировочных вылетах, можно предположить, что скорее, не бомбы испытывали, а сам самолёт обкатывали после ремонта. Полетели на учебное бомбометание на полигон, и там взорвались в воздухе на своих неправильно подготовленных бомбах.

Так сложилась судьба лётчика Виктора Хользунова. А дальше – немного о судьбе памятника, установленного в его честь.

Продолжение следует…

15. Лётчики и памятники
Tags: авиация, история, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Казик Гапоненко, пионер и электровоз

    В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а…

  • Чёрный октябрь Черноморского флота

    Удивительным образом, два трагичных и схожих события произошли с Черноморским флотом в октябре. С разницей в сорок лет. История первая. Линкор…

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Что осталось от бронепоездов?

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий). Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть? Если…

  • Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского…

  • Мотоброневагон «Заамурец». Скиталец Гражданской войны

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского…

  • De odorus non disputandum

    Занятно, но римского императора, которому приписывают высказывание, изречённое по итогам уничтожения предыдущего императора - «Труп врага хорошо…

  • Шаблоны и разрывы

    Вот скажешь – степняк – и сразу перед глазами образ эдакого безжалостного всадника-кочевника. Монгольского, тюркского, да хоть иранского, не важно.…

  • Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане

    12 сентября. Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане Вот вы думаете, что сегодня за день, 12 сентября? А, например, годовщина битвы под Веной,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments