Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лётчики и интернациональный долг

Предыдущая часть.

13. Лётчики и интернациональный долг

Немного отвлечёмся от личностей лётчиков на авиацию.

Если об участии интернациональных специалистов и добровольцев в Гражданской войне в Испании мы ещё худо-бедно помним, то про их участие в Японо-Китайской войне уже с трудом. (Китайцы, не без оснований, считают, что Вторая Мировая началась в 1937 году, с началом полномасштабного наступления Японии на Китай. Хотя боевые действия в тех местах велись уже давно).

Советский Союз не остался в стороне и от этого конфликта. Благо Китай с Японией под боком, и отношения с ними были не самые простые. И я не только про бои с японцами у озера Хасан и у реки Халхин-Гол.
В Китай посылались военные специалисты, техника, вооружения. Советские военнослужащие были не только инструкторами, но и активно участвовали в боевых действиях на территории Китая.

41
Китайский пилот у истребителя И-16 тип 10, 1941 г. Как там, в известной песенке? «Сбил тебя наш летчик Ли Си Цын»?

В Китае тогда был бардак, разброд и шатание, гражданская война, сепаратизм и анархия. Понять, кто где, и что – большая проблема. Поначалу советская помощь шла в провинцию Синьцзян, тамошнему сепаратистскому «правительству», потому, как с «центральным» Гоминьданом были тёрки со времён конфликта на КВЖД. Потом, с началом японской агрессии, помогать стали гоминдановскому правительству Чан Кайши. Потом, в конце 1939-го, с Чан Кайши опять рассорились, помощь свернули, советников и специалистов отозвали, и к маю 1940-го вывезли. (Потом, снова кое-кого направили, в конце 1940-го, военным атташе и военным советником Чан Кайши, в Китай занесёт Василия Чуйкова. А из Китая – прямиком в Сталинград). Когда война началась, стало, конечно, не до Китая. США, поддерживавшие того же Чан Кайши, продержались чуть дольше, но после Перл-Харбора и им стало не до Китая. Как ни странно, почти до конца тридцатых годов Китай против Японии поддерживала и Германия. Видать, затаившая обиду на японцев ещё с Первой Мировой, за отобранные ими немецкие дальневосточные колонии. Но потом они сделали окончательный выбор в пользу союза с Японией. Хотя пользы немцам это не принесло.

Естественно, среди помощи, оказываемой СССР Китайской республике, были самолёты и лётчики. Не пехоту же в Китай слать. Самолёты отправляли самые разные от У-2 и Р-5 до ТБ-3 и СБ. (С октября 1937-го по сентябрь 1939-го в Китай поступило 885 советских самолётов). Повоевать истребителями в Китае успели лётчики-испытатели Константин Коккинаки (младший брат Владимира Коккинаки) и Степан Супрун.

С началом полномасштабной войны в 1937 году начали осуществлять операцию «Z» – поставку в Китай боевых самолётов. Причём воевать отправлялись истребители И-16, И-15бис и бомбардировщики СБ, а ТБ-3 и ДБ-3 выступали в качестве транспортных, обеспечивая операцию. Шесть переданных китайцам ТБ-3 они тоже использовали как транспортные (половину из них китайцы разбили сами, половину – уничтожили на земле японцы). «Суперсовременные» ДБ-3 китайцам поначалу передавать не собирались, как и использовать в Китае в качестве бомбардировщиков. Потом, правда, передумали.

В сентябре 1937 года взяли семь ДБ-3 из состава 1-й АОН для использования в качестве скоростных транспортников. Их отправили «южным» маршрутом – Москва – Энгельс – Алма-Ата. Советские самолёты, переправляемые в Китай, накапливались в Алма-Ате, и оттуда перегонялись в Ланчжоу. Вот эту перегоночную трассу «Алма-Ата – Ланчжоу» и обеспечивали перевозками бывшие бомбардировщики (с ДБ-3 снимали бомбовое вооружение и ставили дополнительные топливные баки).

Только летом 1939 года в Китай отправили две группы по 12 боевых ДБ-3. Подготовкой экипажей руководили командующий 1-й АОН Виктор Хользунов и Александр Беляков, ставший к тому времени уже главным штурманом ВВС.

42
Китайский штурман в смешанном экипаже в кабине СБ.

На ДБ-3 воевали советские экипажи, обучение китайцев шло со скрипом. Даже обкатав китайцев в смешанных экипажах, толком выучить их не смогли. И, после того, как советских пилотов отозвали в мае 1940-го, летали на оставшихся ДБ-3 китайцы редко и не слишком успешно.

С этими ДБ-3 связан довольно известный случай – 3 октября 1939 года девятка ДБ-3 (с советскими экипажами, естественно) вдребезги разнесла японский аэродром в Ханькоу, где базировались самолёты и морской и сухопутной авиации. Отбомбились прямо во время торжественной приёмки новых самолётов, доставленных из Японии. По нашим данным уничтожено «около 60 самолётов», китайцы насчитали 64, японцы согласились на потерю 50 своих самолётов. И никаких потерь у бомбардировщиков, никакого противодействия со стороны японцев. Единственный истребитель, взлетевший уже после налёта, догнать бомбардировщики не смог. Пишут, что пилотировал его Сабуро Сакаи, будущий ас №4 японской авиации.

Увы, но сам Виктор Хользунов успехов своих лётчиков уже не увидел.

Продолжение следует…

14. Лётчики и судьба
Tags: авиация, история, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments