Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лётчики, памятники и судьба

Предыдущая часть

12. Лётчики, памятники и судьба

Итак, Чкалов погиб 15 декабря 1938 года. Ровно через два года, 15 декабря 1940 года, в Нижнем Новгороде (который на тот момент был уже Горьким), на высоком берегу Волги, практически на обрыве, у кремля, на крайне удачно выбранном месте, был открыт памятник.

37

Фигура лётчика достаточно абстрактна, и даже портретное сходство как-то не очень просматривается. Или я плохо приглядывался. Но особо внимание обратить стоит на пьедестал. Нет, я не про карту с обозначенными рекордными перелётами. Я про надпись.

Даже если не сильно приглядываться, под фамилией хорошо заметны какие-то непонятные точки. Разумеется, это не шрифт Брайля. Это следы от удалённого кусочка надписи. Прежде на памятнике, по всей окружности постамента, было написано «Валерию Чкалову, великому лётчику нашего времени, сталинскому соколу».

38

Времена шли, времена менялись, «наше время», выбитое на памятнике, прошло, наступило время борьбы с культом личности. И вот этот «сталинский сокол», расположенный прямо по центру, над картой, стал неугоден. И кусок надписи от памятника отковыряли. В таком виде памятник сейчас и стоит, можете сравнить сами.

39
Почему до сих пор не отреставрировано и не восстановлено – непонятно. Почему мы так стесняемся и стыдимся своей истории? Ну, сталинский, ну, сокол, но ведь так оно и есть! Что было, то было, и вымарывать из истории ничего не надо. А мы всё боремся, то с «наследием кровавого царизма», то с «наследием кровавого коммунизма». Скоро с «наследием кровавой демократии» бороться будем.

В том же году, за месяц до открытия в Нижнем Новгороде (ну, Горьком, Горьком, чёрт с ним) памятника Чкалову, а если точно, то 17 ноября 1940 года, в другом городе на Волге, на другом обрыве этой же реки, был открыт памятник другому выдающемуся лётчику. И судьба у того памятника оказалась гораздо необычней. А судьба самого лётчика, может быть не такая увлекательно-разносторонняя, как у Чкалова, была не менее героической.

40
Волгоград, набережная реки Волги. Памятник лётчику бомбардировочной авиации, Герою Советского Союза, Виктору Хользунову.
Во времена установки памятника город ещё был Сталинградом, естественно.


Сравнивать буквально биографии Валерия Чкалова и Виктора Хользунова мы, конечно, не будем, просто упомянем некие моменты. И начать стоит с того, что они были практически ровесники (Чкалов ровно на год старше).

Отец Хользунова, в поисках лучшей доли, переехал из Саратова в Царицын, здесь Виктор Хользунов и родился. (И гордится землячеством с ним могут целых «три города» – Царицын, Сталинград и Волгоград). А самолёт впервые увидел во время Гражданской войны – оборона Царицына, помните такое дело?

В авиацию он попал на несколько лет позже Чкалова, в 1925 году, по комсомольской путёвке став курсантом Ленинградской военно-теоретической школы лётчиков. В принципе, учились они с Чкаловым, пусть и не одновременно, но в одних и тех же заведениях, то в одних, то в других. Что при их профессии совершенно не удивительно. Только Чкалов был лётчиком-истребителем, которого занесло в рекордсмены и лётчики-испытатели, а Хользунов был обычным строевым лётчиком бомбардировочной авиации.
Окончив Борисоглебскую школу военных лётчиков, был там инструктором, и среди его подопечных оказался Николай Каманин (который от своего инструктора не сильно по возрасту отличался).

В отличие от Чкалова, служил без эксцессов, мерно поднимался по карьерной лестнице. Дошёл до помощника начальника отдела боевой подготовки ВВС Забайкальской группы войск Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. И тут началась Гражданская война в Испании. Куда попал и Виктор Хользунов.

Хотя количественно, по сравнению с помощью, которую оказывали мятежникми-франкистам Италия с Германией, военная помощь Испанской республике от СССР была скромненькой, она была не менее разнообразной. В Испанию отправились лётчики, танкисты, артиллеристы, даже моряки. Военные советники и простые военнослужащие.

Скажем, Яков Смушкевич был главным советником по авиации, а Павел Родимцев, будущий участник городских боёв в Сталинграде, был военным советником по пехотной части. Оба «за Испанию» стали Героями Советского Союза. Вообще, «за Испанию» ГСС стали шестьдесят человек, это было первое награждение «Героем» за военные заслуги.
Следующая партия «военных Героев» – бои у озера Хасан в 1938-м. Наградили 26 человек. Потом, в 1939-м – Халхин-Гол, 70 «военных Героев». Тогда же появились первые Дважды Герои Советского Союза.

(Победившие франкисты за помощь Испанской республике ответили Советскому Союзу посылкой на Восточный фронт «Голубой дивизии». Но были и испанцы, сражавшиеся во время Великой Отечественной на нашей стороне. В августе 1942, у Котлубани, погиб лейтенант Рубен Ибаррури, командир пулемётной роты. Сын испанской коммунистки Долорес Ибаррури. Похоронен в Волгограде, на Площади павших борцов, наискосок от «универмага Паулюса»).

Кого ещё из «испанцев» вспомнить? Ну, танковый командир, комбриг Дмитрий Павлов стал ГСС. Тот самый Павлов, который будет командовать Западным фронтом в начале войны. И которого расстреляют в июле 1941 года.

Естественно, не обошли наградами и боевых лётчиков. Лётчики и так всегда были «самыми награждаемыми», и среди всех «испанцев» лётчиков было больше всего. Можно упомянуть, что тогда Героями Советского Союза стали лётчики-истребители Павел Рычагов и Иван Копец (будущий командующий ВВС Западного фронта), летавшие на поликарповских бипланах И-15.

(Кстати, тут должен признаться в своём невежестве. Никогда раньше не задумывался, кем был Тархов, в честь которого в Саратове названа улица. Теперь знаю. Сергей Тархов, уроженец Саратова, лётчик. В Испании командовал эскадрильей истребителей И-16. Погиб в ноябре 1936 года. ГСС посмертно).

Получил звание Героя Советского Союза и Виктор Хользунов, командир эскадрильи бомбардировщиков СБ. (На год позже Чкалова. Но не за «рекорд», а за участие в боевых действиях, личное мужество и умелое командование). Кстати сказать, работой тамошних штабов, организацией боевых вылетов, и самими бомбардировщиками СБ он был не так, чтобы доволен.

Встречалась такая информация: до прибытия СБ, из которых сформировали 2-ю бомбардировочную эскадрилью, Хользунов летал в 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрилье на французском «Бреге» Br.19, а его ведомыми были Георгий Тупиков (попал в плен, обменян на немца, дослужится до генерал-полковника) и итальянский коммунист Примо Джибелли (был сбит, выпрыгнул с парашютом, попал на территорию противника и был зверски убит). Правда или просто домыслы - не берусь утверждать.

Хользунову, как и многим другим, война в Испании дала изрядный толчок в карьерном росте. Из капитанов он сразу прыгнул в комбриги (уже на год раньше Чкалова), стал командиром авиационной бригады, потом командующим 1-й АОН – армией особого назначения. Были тогда такие специфические формирования в авиации, если условно переводить на наши деньги – стратегическая авиация. (Чкалов-то хоть и дослужился до комбрига, вот только никем, кроме себя, не командовал). Командующий АОН равнялся командующему военным округом и подчинялся непосредственно наркому обороны. Кстати, главным штурманом Авиации особого назначения был Александр Беляков, участник обоих «чкаловских перелётов».
(Потом, во время Финской, АОН расформировали, как не оправдавшие себя соединения. Но Хользунов этого уже не застал).

Продолжение следует…

13. Лётчики и интернациональный долг
Tags: авиация, видел сам, волгоград, искусство, история, нижний новгород, очерки, поездки
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Казик Гапоненко, пионер и электровоз

    В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а…

  • Чёрный октябрь Черноморского флота

    Удивительным образом, два трагичных и схожих события произошли с Черноморским флотом в октябре. С разницей в сорок лет. История первая. Линкор…

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Что осталось от бронепоездов?

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий). Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть? Если…

  • Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского…

  • Мотоброневагон «Заамурец». Скиталец Гражданской войны

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского…

  • De odorus non disputandum

    Занятно, но римского императора, которому приписывают высказывание, изречённое по итогам уничтожения предыдущего императора - «Труп врага хорошо…

  • Шаблоны и разрывы

    Вот скажешь – степняк – и сразу перед глазами образ эдакого безжалостного всадника-кочевника. Монгольского, тюркского, да хоть иранского, не важно.…

  • Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане

    12 сентября. Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане Вот вы думаете, что сегодня за день, 12 сентября? А, например, годовщина битвы под Веной,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments