Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лётчики и самолёты

Предыдущая часть.

11. Лётчики и самолёты

Пока истребитель И-16 завоёвывал свою славу на Гражданской войне в Испании и на войне в Китае, Поликарпов начал прорабатывать варианты нового самолёта на его основе, с новым, принципиально более мощным двигателем. В начале 1938 года официально началось проектирование нового самолёта, на замену И-16.

Этому новому самолёту, получившему индекс И-180, суждено было поставить точку в судьбе лётчика Чкалова и изрядно подорвать карьеру конструктора Поликарпова.

Пять лет назад Чкалов поднимал в воздух первые И-16. 15 декабря 1938 он должен был совершить первый полёт на И-180. Задание было простым, взлететь, без уборки шасси и с ограничением скорости, на высоте шестьсот метров облететь аэродром – и всё.

Первый круг он так и сделал, а потом… Почему Чкалова понесло не в ту степь – уже неизвестно. Лётчик-испытатель Коккинаки встретил его в воздухе на высоте две тысячи метров далеко за пределами Центрального аэродрома. Есть версия, что Чкалов, по своей ли инициативе, или по чьему-то указанию, отправился пролететь над ближней дачей Сталина. Показать ему полёт нового самолёта, чьей судьбой тот очень интересовался, в качестве эдакого подарка ко дню рождения. Так или нет – неизвестно, в любом случае, незапланированный полёт прошёл нормально, неприятности начались уже при заходе на посадку.

День был холодный, на самолёте ещё не были смонтированы лобовые створки жалюзи (первый вылет, вопреки позиции Поликарпова, подгоняли всевозможные начальники, торопились отчитаться), на посадке, на планировании, двигатель чрезмерно остыл и при попытке изменения режима работы остановился. Самолёт не дотянул до аэродрома и аварийно приземлился на каком-то пустыре (либо, по другой версии, вмазался в высоковольтную опору). Чкалова выбросило из кабины, он получил травму головы. И через два часа умер в Боткинской больнице.

Пару слов о дальнейшей судьбе поликарповских истребителей.

Второй экземпляр И-180 изготовили к апрелю 1939 года, лётчиком-испытателем был Степан Супрун. Поначалу всё вроде шло неплохо, Супрун на И-180 даже пролетел над Красной площадью на параде 1 мая 1939 года. К испытательным полётам подключили лётчиков Петра Стефановского и Томаса Сузи.

35
Один из серийных И-180 (если это можно назвать серией), разбитый Супруном при посадке.

5 сентября 1939 года, во время очередного испытательного полёта на И-180, на максимальный потолок, Томас Сузи, начальник лётно-испытательной станции нижегородского авиазавода №21, погиб.

5 июня 1940 года, во время выполнения фигур пилотажа на третьем опытном И-180, лётчик-испытатель Афанасий Прошаков не справился с управлением. Самолёт сорвался в штопор и разбился. Прошаков сумел выпрыгнуть с парашютом.

36
То, что осталось от третьего опытного экземпляра И-180 после падения с высоты 3,5 километра.

Серийно в Нижнем Новгороде построили 3 (три) И-180. Один из них 26 мая 1940 года разбил при посадке Степан Супрун. В сентябре 1940 года тема И-180 была окончательно закрыта, так и не начавшееся толком серийное производство свернули.

На заводе №21 в Нижнем Новгороде И-180 заменили на ИП-21 конструктора Пашинина. Который тут же заменили на И-200 (МиГ-1). Который заменили на И-301 (ЛаГГ-1).

После неудачи с И-180 Поликарпов предпринял ещё одну попытку – истребитель И-185. Разработка шла с переменным успехом, в 1943-м четвёрка самолётов добралась даже до войсковых испытаний (в составе 728-го истребительного полка, который входил в 3-ю воздушную армию, командиром которой был небезызвестный Михаил Громов). Отзывы лётчиков были положительны, характеристики самолёта внушали оптимизм, но… Но внедрять новый самолёт посередине войны (а значит сворачивать производство других самолётов) не стали. Каждому конструктору хотелось протолкнуть и удержать в производстве своё детище. И кое у кого для этого имелся ощутимый административный ресурс. А тут ещё из-за отказа двигателя 5 апреля 1943 года разбился лётчик-испытатель Степанчонок. В итоге построили пять самолётов, один из которых стал эталоном для серии. Но серийное производство так и не началось.

30 июля 1944 года конструктор Николай Поликарпов умер. Его конструкторское бюро возглавил В.Челомей. Работы переключились с самолётов на ракеты.

Продолжение следует…

12. Лётчики, памятники и судьба
Tags: авиация, история, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “история” Tag