Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лётчики и вожди

Предыдущая часть.

10. Лётчики и вожди

Ну а что же Чкалов? Откатимся на несколько лет назад, в начало тридцатых годов.

Его перевели из НИИ ВВС в заводские лётчики-испытатели при заводе №39. А где завод №39, там и ЦКБ. А где ЦКБ, там и Поликарпов. Вот Чкалов и попал удачно – на разработку нового скоростного истребителя-моноплана ЦКБ-12. Ставшего знаменитым «ишачком», «moska», «rata» – И-16.

30
Второй опытный экземпляр, ЦКБ-12бис, с двигателем «Райт-Циклон». В кабине Чкалов. Дело происходит зимой, в январе 1934 года, потому вместо колёс временно приделаны лыжи.

К концу 1933 года было изготовлено два опытных экземпляра нового самолёта – ЦКБ-12 с отечественным двигателем М-22 (М-22 – это наш лицензионный вариант английского двигателя «Бристоль Юпитер»), и ЦКБ-12бис с импортным американским двигателем «Райт-Циклон».

31
Памятника истребителю И-16 в Нижнем Новгороде нет, что несправедливо. Зато есть макет Ла-7 (на территории кремля), что справедливо. Истребители семейства Ла, как и их предшественник ЛаГГ-3, изготавливались на том же нижегородском авиазаводе №21, что раньше выпускал И-16. А сам Ла-7 ещё и разработали здесь.

Кстати, о перипетиях с моторами.
Двигателем М-22 отечественное лицензионное производство отнюдь не ограничивалось. У нас наладили лицензионное производство и модификаций «Райт-Циклон», звались М-25. Выросший из него (через М-62) М-82 добрался до истребителей Ла и даже вертолёта Ми-4.
Вообще, лицензионных двигателей у нас приобрели много. Французский звездообразный «Гном-Рон Мистраль-Мажор» в виде М-85 пошёл на бомбардировщики ДБ-3, рядный «Испано-Сюиза 12Y» в виде М-100 пошёл на бомбардировщики СБ, Пе-2. Это семейство двигателей потом разрослось невероятно, и благодаря возможности установки орудия в развале блока цилиндров, пошло на истребители – Яки и ЛаГГи. Немецкий двигатель тоже был, М-17, что ставили на ТБ-3 и Р-5 – лицензионный BMW VI.
В общем, нормальная мировая практика, кто-то один что-то интересное придумает – и все у него передерут, и хорошо, если за это заплатят. А потом уж развивают приобретённое, каждый по своему.

32
Занятно, но на Ан-2, в том числе и на этом, что стоит в Нижнем Новгороде, устанавливали модификации двигателя М-62, потомка М-25, что ставили ещё на И-16.

Что до славной истории «летающего бочонка» И-16…

30 декабря 1933 года Чкалов впервые поднял в воздух самолёт «ЦКБ-12». А в январе 1934 года – «ЦКБ-12бис».
В феврале 1934 года ведущим лётчиком по варианту ЦКБ-12 с двигателем М-22 стал Коккинаки, на втором варианте – лётчик Чернавский. Чкалов летал и на том, и на другом, в том числе именно ему поручили испытывать новый самолёт на штопор и вывод из него.

История длинная, но, в общем, И-16 пустили в серию. Для начала на московском заводе №39 (чуть-чуть) и на заводе №21 в Нижнем Новгороде (основная масса).

Первый серийный И-16 звался, как ни странно, «тип 4». Этот «тип 4», и прочие «типы» И-16, что появились потом и шли не подряд – от нижегородского завода. Там выпускали много чего летающего, и вот как раз переходили на новую систему обозначения выпускаемой продукции. И в числе выпускающихся самолётов новый И-16 оказался под четвёртым номером по новой системе.

33
В меру условная модель самолёта И-16 тип 10. Слева, на заднем плане, выглядывает нос ДБ-3Ф (Ил-4).

Пока одни заводчане бились с освоением нового двигателя, а другие заводчане – с освоением нового самолёта, наслушавшись рассказов и начитавшись докладов, на И-16 приехал посмотреть лично лучший друг авиаторов товарищ Сталин. Пилотаж на И-16 перед ним крутил Чкалов. При заходе на посадку у И-16, как бывало до того неоднократно, заело шасси. А механизм уборки был ручной, пилот крутил специальный тросовый подъёмник. Чкалов, привычным образом, дожал шасси на выпуск перегрузкой, крутанув несколько эффектных петель. Вождь был впечатлён, и после приземления самолёта пожелал лично познакомиться и побеседовать с пилотом.

Одним из итогов посещения Сталиным аэродрома завода №39 стала организация пилотажной группы на И-16, так называемой «красной пятёрки». Летали они на И-16 выкрашенных в ярко-красный цвет, только капоты самолётов были чёрными. Первый полёт группы состоялся во время воздушной части парада 1 мая 1935 года. Того самого парада, в котором первый и последний раз участвовал гигант «Максим Горький». «Красная пятёрка» эффектно прошла крыло к крылу, на малой высоте, ниже высоты ГУМа и Исторического музея, а после синхронно «бочкой» ушла вверх.

34
Первый состав «красной пятёрки», но вчетвером - ведущий Коккинаки, Супрун, Евсеев, Шевченко. Пятый, Преман, тут почему-то отсутствует. Состав «красной пятёрки» регулярно менялся, и зачастую менялся из-за трагических событий. В июле 1937 года во время испытательного полёта погиб Преман. В августе того же года, во время тренировки «красной пятёрки» разбился Евсеев. После 1940 года «красная пятёрка» больше не летала. Супрун был сбит и погиб в самом начале войны, 4 июля 1941 года. Влившийся в «пятёрку» позже лётчик Степанчонок разбился 5 апреля 1943 года при испытаниях последнего истребителя Поликарпова – И-185.

Буквально на следующий день, 2 мая 1935 года, на Центральном аэродроме Москвы (который был на Ходынке) состоялся смотр авиационной техники. Чкалов опять летал на новом поликарповском истребителе, Сталин опять восхищался. И уже 5 мая вышло постановление: наградить орденом Ленина Поликарпова – за заслуги в конструировании новых самолётов, Чкалова – за смелость и мужество при испытаниях новых самолётов.
Для Поликарпова И-16 стал, наверное, вершиной его профессиональной деятельности, у Чкалова были впереди ещё рекордные перелёты и всесоюзная слава.

Тут можно вспомнить такой случай. Кому-то пришла идея установить «женский» рекорд скорости на самолёте. В качестве рекордного самолёта выбрали И-16 с экспериментальным двигателем М-62Ф. А на роль рекордсменки предназначалась Валентина Гризодубова. (Дело было за два года до её рекордного перелёта на Дальний Восток. Гризодубова тогда летала в агитационной эскадрилье имени Максима Горького. Именно для той эскадрильи изначально предназначался гигантский восьмимоторный «Максим Горький». Но не успел добраться).

Опытно-рекордный самолёт обозначили И-167 М-62Ф (а в просторечии его звали «Гризодубовой»). Прежде чем сажать туда рекордсменку, самолёт испытывал «штатный» лётчик-испытатель – Чкалов.

Приехал он в Нижний Новгород, на авиазавод №21, и 3 октября 1937 года полетел на опытном самолёте на мерный километр. Дважды его прошёл, со скоростями 450-460 километров в час. («Женский» рекорд, установленный француженкой, был 476 км/ч). На третьем заходе двигатель встал, и Чкалов вынужден был падать в лес. Самолёт разорвало пополам, Чкалов расшиб голову, но в тот раз обошлось.
Начальство почесало репу и от новых попыток установки рекорда на самолёте с недоведённым двигателем благоразумно отказалось.

Продолжение следует…

11. Лётчики и самолёты
Tags: Ан-2, И-16, Ла-7, авиация, история, москва, музеи, нижний новгород, очерки, поездки, поклонная гора
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments