Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лётчики и лётчицы – 2

Предыдущая часть.

9. Лётчики и лётчицы – 2

Во второй рекордный полёт на том же самолёте «Москва» пилот Коккинаки, с новым штурманом Гордиенко, заменившим погибшего Бряндинского, отправился 28 апреля 1939 года.

Целились в Нью-Йорк, но, как всегда, подвела погода. В воздухе провели 22 часа 56 минут, пройдя рекордные 6516 километров по прямой. Фактически, учитывая, что дошли до Нью-Йорка, но из-за облачности не смогли приземлиться и вернулись севернее – около 8000 километров.
Садиться пришлось в сумерках, на «брюхо», с убранными шасси, не просто на неподготовленную площадку, а в болото, на канадский остров Миску.

При посадке самолёт налетел правым двигателем на пенёк, двигатель сорвался с моторамы, самолёт развернуло под прямым углом. Коккинаки сломал два ребра, да ещё и получил по голове вывалившейся спасательной надувной лодкой. А в остальном обошлось. Первым на место посадки пришёл, как ни странно, местный корреспондент «Ассошиэйтед пресс».

27
Весь такой модный пилот Коккинаки, и штурман Гордиенко в военной форме. Уже после возвращения.

Наградили экипаж достаточно своеобразно – одновременно орден Ленина и медаль «За отвагу».

Тем временем, высокими армейскими авиационными чинами, то ли Локтионовым, то ли Смушкевичем, усиленно проталкивалась идея нового «женского рекорда». Сформировали экипаж из командира корабля Нестеренко, второго пилота Михалевой и штурмана Русаковой. Для них специально построили целых два самолёта, ЦКБ-30Н-1 и ЦКБ-30Н-2, на базе бомбардировщика ДБ-3Б. (Коккинаки, как вы помните, обошёлся переоборудованным серийным ДБ-3).

Первая попытка, на первом самолёте, полёт по замкнутому маршруту Москва-Свердловск-Севастополь-Москва, не удалась. Где-то пишут, что приземлились из-за непогоды под Свердловском, где-то – что перелёт не состоялся вообще. Что, в принципе, одно и то же.

28
С толковой информацией по этому экипажу и его перелётам негусто. Как и с их фотографиями. (И тому есть как минимум две причины, о них ниже). А уж эта газетная подпись о «совершённом перелёте»…
Совершённому «на днях» (когда?) «выдающемуся перелёту» (куда и откуда?) тут приписали совершенно потолочное число в 7000 километров. Учитывая «круглость» числа, и то, что точно известное число рекордных километров экипажа Гризодубовой перекрыто не было, и рекорда не зафиксировали, это газетное число просто выдумали из головы.


Вторую попытку, на втором самолёте, предприняли буквально через три недели после первой. В отличие от предыдущих перелётов, лететь решили с востока на запад, из Хабаровска в недавно приобретённый Львов. Ради этого самолёт получил собственное имя «Украина».

Вылетели из Хабаровска 27 июля 1940 года, провожали экипаж с помпой, присутствовал, в том числе, командующий Дальневосточным фронтом Штерн. Но до Львова рекордсменки не добрались, пойдя на вынужденную посадку где-то между Казанью и Вяткой, которая уже была Кировым.
Официальная причина – сложные погодные условия, повлекшие перерасход топлива. Неофициально – лётчицы неправильно пользовались кранами бензобаков и не переключились вовремя с одного бака на другой. Обошлось без жертв и разрушений – и ладушки, всем спасибо, все свободны.

29
ЦКБ-30Н-1 «Украина». Как и ЦКБ-30 «Москва» и иные прочие рекордные самолёты, он был выкрашен в красный цвет. На пузике, как и на носу – собственное имя белой краской. Во время войны «Украину» переделали в бомбардировщик и отправили в войска. Толком не рекордствовавший ЦКБ-30Н-2 перевели в транспортные, но в феврале 1941 разбили (вынужденная посадка по вине пилота – он… перепутал краны бензобаков, двигатели встали).

Второй женский рекорд не удался, и больше попыток не предпринималось. Да и обстановка к рекордам не располагала. (Следующие «женские рекорды» – уже с каманинской протеже Терешковой, через двадцать лет).
Кроме неуспеха, забвению второго женского перелёта поспособствовал ещё один фактор.

28 октября 1941 года была расстреляна группа «врагов народа», в их числе Штерн, Смушкевич, Локтионов. А также начальник Главного управления ВВС РККА Павел Рычагов. И его жена – лётчица Мария Нестеренко.

Михалева и Русакова продолжили службу в армии, но в «рекордах» больше замечены не были.

Продолжение следует…

10. Лётчики и вожди
Tags: история, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments