Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лётчики и лётчицы – 1

Предыдущая часть.

8. Лётчики и лётчицы – 1

Профессия лётчика даже сейчас не из самых простых и безопасных, что уж говорить о первой половине XX века. Особенно если ты не «просто лётчик», а военный лётчик, лётчик-полярник, лётчик-испытатель, лётчик-рекордсмен. А уж если всё сразу…

Быть испытателем и рекордсменом – не самое спокойное занятие. А если у тебя при этом ещё и буйный характер… Такое добром не кончается. Для Чкалова, например, не кончилось.

Как такого импульсивного человека занесло в лётчики-испытатели – бог весть. Видимо, когда было надо, он свой буйный нрав «выключал», и вкушал столь любимый им адреналин спокойно.
Причём, летал Чкалов на совершенно разных самолётах, от крошек И-5 до гигантов ТБ-3. И летал успешно. (Если честно, я с трудом могу представить, чтобы современный лётчик мог одинаково управиться и с МиГ-29 и с Ту-160). Собственно, в лётчики-рекордсмены Чкалов попал из лётчиков-испытателей, а в лётчики-испытатели попал, когда его вытурили из армии (потом, правда, вернули).

Почему-то у нас есть такой стереотип, что именно Чкалов был «главным и единственным» у поликарповской «фирмы» по испытаниям нового истребителя-моноплана И-16. Так, да не совсем.
Во время первых испытаний там успели «отметится» многие, в том числе Юмашев (который через несколько лет с Громовым и Данилиным совершит рекордный перелёт в США). А так, наряду с Чкаловым, И-16 «ставил на крыло» лётчик Владимир Коккинаки.

Кстати о Коккинаки-старшем (у него ещё и младший брат, Константин Коккинаки, был лётчиком-испытателем, после войны – в микояновской «фирме») и об очередных рекордах. Не Чкаловым единым, как говорится. И помимо него хватало испытателей-«рекордсменов».

К концу тридцатых годов рекордомания ещё не прошла. С подачи конструктора Ильюшина, рекордный полёт решили совершить на его двухмоторном бомбардировщике ДБ-3 (позднюю модификацию – ДБ-3Ф – переименуют потом в Ил-4). Самолёт специальным образом подготовили. Не строили заново, а переделали серийный самолёт, выпущенный за год до того, превратив из бомбардировщика в «рекордный». И переименовали из ДБ-3 в «Москву» (ну и оставив обозначение ЦКБ-30). Лётчиком-испытателем ДБ-3 был Владимир Коккинаки, его и выбрали для рекорда.

23
Бомбардировщик ДБ-3Ф, переименованный в 1942 году в честь конструктора в Ил-4. Носовая часть, там, где штурман сидел, от ранних модификаций ДБ-3 внешне сильно отличается, да оборонительная турель поначалу была другой. В остальном, внешне тот же ДБ-3.

27 июня 1938 года экипаж в составе пилота Коккинаки и штурмана Бряндинского вылетел из Москвы на Дальний Восток, и через 24 часа 36 минут полёта, преодолев 7580 километров, приземлился в Спасске-Дальнем. Коккинаки и Бряндинский за этот перелёт стали Героями Советского Союза и получили указание – готовится к международному перелёту.

24
Коккинаки (слева от «фуражки») и Бряндинский (справа, с цветами) после рекордного перелёта на Дальний Восток.

А по их следам решили отправить «женский экипаж» - на двухмоторном самолёте Сухого ДБ-2 (в отличие от ДБ-3 самолёт в серию не пошёл, оставшись рекордно-экспериментальным, в количестве трёх-четырёх штук). ДБ-2 звался по другому АНТ-37, потому как туполевской «фирмы». Но Туполев уже успел в 1937 году стать «врагом народа», потому рекордный самолёт переименовали в «Родину». К подготовке рекордного полёта женского экипажа привлекли массу «рекордсменов»-мужчин, в том числе пилота Громова и штурмана Данилина.

24 сентября 1938 года экипаж в составе командира корабля Гризодубовой, второго пилота Осипенко и штурмана Расковой отправился ставить рекорды.

25
Конструктор П.О.Сухой, самолёт «Родина» и его экипаж.

Рекорд-то поставили, пролетели 5908 километров по прямой, но после того, как довернули на юг, на Комсомольск-на-Амуре, топлива не хватило (рассчитывали на 28 часов полёта, но из-за погоды хватило на 26 с половиной), и пришлось шлёпнуться, со вставшими моторами, в болото, у верховьев реки Амгунь, притока Амура. Все радиостанции, включая аварийную, отказали ещё на середине пути, за Уралом, и ситуация складывалась непростая.

Экипаж нашли только через неделю, 3 октября. При том, что Раскову, которая по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом перед аварийной посадкой (раздавить штурмана, сидящего впереди, в носу, при аварийной посадке – милое дело), нашли ещё позже, 5 октября. Через двенадцать дней после аварийной посадки, 7 октября, женский экипаж наконец оказался в обжитом месте, в посёлке Керби.
(Керби переименовали в честь Осипенко после того, как она разбилась в 1939 году во время тренировочного полёта. Раскова разбилась под Саратовом в 1943 году. Гризодубова дожила до 1993 года).

26
Осипенко, Гризодубова и Раскова перед вылетом. Помятый при посадке самолёт «Родина» смогли вернуть в лётное состояние. Рекордов он больше не ставил, служил транспортным, пока не был окончательно списан в сентябре 1943 года.

Спасательная операция отметилась одним мрачным событием. 4 октября, ломанувшись к «Родине» урвать кусочек славы спасателей, в воздухе столкнулись «Дуглас» под управлением Бряндинского и ТБ-3 с десантниками и командующим ВВС дальневосточной 2-й Краснознамённой Армии. Погибло то ли 15, то ли 30 человек.

Гризодубову, Осипенко и Раскову за перелёт наградили, они стали первыми женщинами, удостоенными звания Героя Советского Союза.

А о «сопутствующих потерях» спасательной операции решили лишний раз не вспоминать.

Следующий рекордный перелёт был не только по-настоящему рекордным, но и по-настоящему обыденным – приблизительно по тому же маршруту сейчас, на новом уровне техники, летают рейсовые пассажирские самолёты.

Продолжение следует…

9. Лётчики и лётчицы – 2
Tags: история, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Чёрный октябрь Черноморского флота

    Удивительным образом, два трагичных и схожих события произошли с Черноморским флотом в октябре. С разницей в сорок лет. История первая. Линкор…

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Что осталось от бронепоездов?

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий). Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть? Если…

  • Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского…

  • Мотоброневагон «Заамурец». Скиталец Гражданской войны

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского…

  • De odorus non disputandum

    Занятно, но римского императора, которому приписывают высказывание, изречённое по итогам уничтожения предыдущего императора - «Труп врага хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “история” Tag

  • Чёрный октябрь Черноморского флота

    Удивительным образом, два трагичных и схожих события произошли с Черноморским флотом в октябре. С разницей в сорок лет. История первая. Линкор…

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Что осталось от бронепоездов?

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий). Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть? Если…

  • Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского…

  • Мотоброневагон «Заамурец». Скиталец Гражданской войны

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского…

  • De odorus non disputandum

    Занятно, но римского императора, которому приписывают высказывание, изречённое по итогам уничтожения предыдущего императора - «Труп врага хорошо…