7. Лётчики и рекорды – 3
Итак, Чкаловский перелёт в США, при всём его медийном успехе, официального рекорда стране не принёс. Всесоюзное (и немного всемирное) ликование это хорошо, но его на наградной диплом не намажешь.
Что до официального мирового рекорда дальности – наши его, всё же, установили.
На таком же самолёте АНТ-25, экипаж в составе командира корабля Громова, второго пилота Юмашева и штурмана Данилина. Вылетели через месяц после Чкалова, 12 июля 1937 года. (Леваневский в свой полёт в один конец отправился ещё через месяц).
За 62 часа 17 минут экипаж Громова преодолел 10 148 километров. Договорились бы заранее с Мексикой – пролетели бы и ещё, но пришлось садиться в Калифорнии, в Сан-Джасинто. Опять таки, чудом не перепутав его с техасским Сан-Хасинто, пишутся-то они одинаково.
И вот этот рекорд ФАИ (Федерасьон Аэронаутик Интернасьональ) официально признала, зарегистрировала и диплом выдала.

Это не водитель автобуса, это лётчик Михаил Громов за штурвалом самолёта-гиганта АНТ-20, более известного под именем собственным – «Максим Горький». (Вы ж, надеюсь, ещё не забыли, что мы начинали с Нижнего Новгорода и его уроженцев?).
Пару слов о Громове и «Максиме Горьком».
В 1934 году за рекордный полёт по замкнутому маршруту (12 411 километров, 75 часов в воздухе) на самолёте АНТ-25 Громов был удостоен звания Героя Советского Союза (став восьмым награждённым, после первой «челюскинской» семёрки). Он известен даже тем, что в 1927 году, первым из советских лётчиков успешно выпрыгнул с парашютом из падающего самолёта.
Гигантский агитационный самолёт «Максим Горький» (восемь моторов!) «ставил на крыло» тоже Громов. Первый полёт он совершил 17 июня 1934 года, а уже 19 июня, когда в Москве праздновали спасение «челюскинцев» и устраивали парад, вёл «Максима Горького» замыкающим в воздушной части.

Парад 1 мая 1935 года. Наверное, фотоколлаж – как зрителям одновременно уследить за ползущими по брусчатке Т-26 и гордо парящим в сопровождении двух И-5 «Максимом Горьким»? (Видите – у него шесть двигателей в крыле, и ещё два – «на спине», на фермах, один с тянущим винтом, второй с толкающим). Заодно можно обратить внимание, что на шпилях ещё нет звёзд, царские орлы, но Воскресенских ворот и Казанского собора уже нет. Насколько мне известно, этот парад впервые в СССР снимали на цветную киноплёнку.
Громову повезло – после первомайского парада 1935 года, где он опять пилотировал «Максима Горького», он угодил в больницу и на этом самолёте больше не летал.
В последний полёт «Максим Горький» отправился вскоре после парада, 18 мая 1935 года. С пассажирами, которым выпало поощрение с места работы в виде «прогулки на самолёте».
Гигант вылетел в сопровождении двух поликарповских бипланов – истребителя И-5, который должен был немного «потрюкачить», и многоцелевого Р-5 с кинооператором, который эти трюки должен был заснять. Первые две петли трюка, когда маленький истребитель облетал по диагонали здоровенный «Максим Горький», удались, на третьей петле И-5 врезался в правую плоскость гиганта, в районе среднего двигателя. Разваливаясь в воздухе, «Максим Горький» упал на территорию московского посёлка Сокол. Погибли все 36 пассажиров, в том числе шестеро детей, 11 членов экипажа «Максима Горького» и пилот истребителя. Самолёт упал на дома, но о погибших на земле данных нет.
Продолжение следует…
8. Лётчики и лётчицы – 1