Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лётчики и рекорды – 3

Предыдущая часть.

7. Лётчики и рекорды – 3

Итак, Чкаловский перелёт в США, при всём его медийном успехе, официального рекорда стране не принёс. Всесоюзное (и немного всемирное) ликование это хорошо, но его на наградной диплом не намажешь.

Что до официального мирового рекорда дальности – наши его, всё же, установили.

На таком же самолёте АНТ-25, экипаж в составе командира корабля Громова, второго пилота Юмашева и штурмана Данилина. Вылетели через месяц после Чкалова, 12 июля 1937 года. (Леваневский в свой полёт в один конец отправился ещё через месяц).

За 62 часа 17 минут экипаж Громова преодолел 10 148 километров. Договорились бы заранее с Мексикой – пролетели бы и ещё, но пришлось садиться в Калифорнии, в Сан-Джасинто. Опять таки, чудом не перепутав его с техасским Сан-Хасинто, пишутся-то они одинаково.

И вот этот рекорд ФАИ (Федерасьон Аэронаутик Интернасьональ) официально признала, зарегистрировала и диплом выдала.

21
Это не водитель автобуса, это лётчик Михаил Громов за штурвалом самолёта-гиганта АНТ-20, более известного под именем собственным – «Максим Горький». (Вы ж, надеюсь, ещё не забыли, что мы начинали с Нижнего Новгорода и его уроженцев?).

Пару слов о Громове и «Максиме Горьком».

В 1934 году за рекордный полёт по замкнутому маршруту (12 411 километров, 75 часов в воздухе) на самолёте АНТ-25 Громов был удостоен звания Героя Советского Союза (став восьмым награждённым, после первой «челюскинской» семёрки). Он известен даже тем, что в 1927 году, первым из советских лётчиков успешно выпрыгнул с парашютом из падающего самолёта.

Гигантский агитационный самолёт «Максим Горький» (восемь моторов!) «ставил на крыло» тоже Громов. Первый полёт он совершил 17 июня 1934 года, а уже 19 июня, когда в Москве праздновали спасение «челюскинцев» и устраивали парад, вёл «Максима Горького» замыкающим в воздушной части.

22
Парад 1 мая 1935 года. Наверное, фотоколлаж – как зрителям одновременно уследить за ползущими по брусчатке Т-26 и гордо парящим в сопровождении двух И-5 «Максимом Горьким»? (Видите – у него шесть двигателей в крыле, и ещё два – «на спине», на фермах, один с тянущим винтом, второй с толкающим). Заодно можно обратить внимание, что на шпилях ещё нет звёзд, царские орлы, но Воскресенских ворот и Казанского собора уже нет. Насколько мне известно, этот парад впервые в СССР снимали на цветную киноплёнку.

Громову повезло – после первомайского парада 1935 года, где он опять пилотировал «Максима Горького», он угодил в больницу и на этом самолёте больше не летал.

В последний полёт «Максим Горький» отправился вскоре после парада, 18 мая 1935 года. С пассажирами, которым выпало поощрение с места работы в виде «прогулки на самолёте».

Гигант вылетел в сопровождении двух поликарповских бипланов – истребителя И-5, который должен был немного «потрюкачить», и многоцелевого Р-5 с кинооператором, который эти трюки должен был заснять. Первые две петли трюка, когда маленький истребитель облетал по диагонали здоровенный «Максим Горький», удались, на третьей петле И-5 врезался в правую плоскость гиганта, в районе среднего двигателя. Разваливаясь в воздухе, «Максим Горький» упал на территорию московского посёлка Сокол. Погибли все 36 пассажиров, в том числе шестеро детей, 11 членов экипажа «Максима Горького» и пилот истребителя. Самолёт упал на дома, но о погибших на земле данных нет.

Продолжение следует…

8. Лётчики и лётчицы – 1
Tags: история, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments