Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лётчики и рекорды – 2

Предыдущая часть.

6. Лётчики и рекорды – 2

В тот же день мир задрожал от новой сенсации. Смелый Севрюгов нашелся, Нижний Новгород, Квебек и Рейкьявик услышали позывные Севрюгова. Он сидел с подмятым шасси на восемьдесят четвертой параллели. Эфир сотрясался от сообщений: «Смелый русский чувствует себя отлично», «Севрюгов шлет рапорт президиуму Осоавиахима!», «Чарльз Линдберг считает Севрюгова лучшим летчиком в мире», «Семь ледоколов вышли на помощь Севрюгову и обнаруженной им экспедиции». В промежутках между этими сообщениями газеты печатали только фотографии каких то ледяных кромок и берегов. Без конца слышались слова: «Севрюгов, Нордкап, параллель, Земля Франца Иосифа, Шпицберген, Кингсбей, пимы, горючее, Севрюгов».
«Золотой телёнок», Ильф и Петров, 1931 г.


Рекорды и подвиги манили, героические свершения звали, лётчикам хотелось чего-то такого, эдакого. Вторую попытку, после бесславного возвращения Леваневского, решили сделать попроще – не сразу через полюс в Америку, а близ полюса и обратно, на Дальний Восток. Летели на том же рекордном самолёте АНТ-25 (их вообще сделали ровно две штуки, РД-1 и РД-2). Командир корабля – Чкалов, второй пилот – Байдуков, штурман – Беляков. Вылетели 20 июля 1936 года и летели 56 часов 20 минут, пролетев 9374 километра (8774 как надо, и ещё 600 – в обход циклона).

17
Довольно известное фото – АНТ-25 с бортовым номером N025 под охраной на острове Удд (Охотское море). Остров – такая коса недалеко от материка. Сейчас называется остров Чкалова. Надпись «Сталинский маршрут» на самолёт нанесли уже здесь, после благополучного приземления. И дальше, на «рекорды» и просто так, летали уже с ней.

Как Чкалов, при его-то буйном характере, подписался на это дело – непонятно. Дальний перелёт требует не столько умения «руль вертеть и педали жать», сколько спокойствия, сосредоточенности и хладнокровия. Однако – полетел. И свою дозу адреналина сполна получил. Закончилось, к счастью, всё благополучно.

Обратно летели на том же самолёте, но уже вдоль юга Сибири, с многочисленными посадками, митингами и ликованием. За этот перелёт Чкалов, Байдуков и Беляков были удостоены звания Героев Советского Союза. Это не считая иных прочих материальных и нематериальных благ. Тому же Чкалову якобы подарили личный самолёт У-2 (ну а что, не машину же ему очередную дарить?), который якобы и стоит в его Музее, в Чкаловске, рядом с макетом АНТ-25. Который, вероятно, там выдают за настоящий АНТ-25.

18
Рекордная гоп-кампания: Туполев, Беляков, Чкалов, Байдуков. За спинами слабо просматривается АНТ-25.

Вообще, оба имеющихся самолёта, РД-2 с экипажем Чкалова и РД-1 с экипажем Громова, готовились к рекордным перелётам, первый – через полюс в США, второй – куда-то в Южную Америку. Но с Южной что-то не сложилось, не договорились, пришлось перенацеливать и громовский экипаж на Северную. Потому экипаж Чкалова и успел первым.

19
Метеосводками для полёта экипаж Чкалова обеспечивала, в том числе, дрейфующая с мая 1937 года на льдине полярная станция под руководством Папанина. На фотографии самолёт полярной авиации АНТ-6А (туполевский ТБ-3 специальной постройки), который высаживал «папанинцев» на льдину. А перед ним – лётчик, это осуществлявший, командир корабля М.Водопьянов, один из семёрки первых Героев – спасателей «челюскинцев».

Вставим пару слов о том, как без дураков героический человек может проштрафится.

После начала войны Водопьянова назначили командиром вновь формируемой 81-й авиадивизии – на петляковских четырёхмоторных бомбардировщиках ТБ-7 (их потом переименуют в Пе-8) и двухмоторных Ер-2 Ермолаева и итальянца Бартини. Но первый же, впопыхах подготовленный, подгоняемый высоким начальством, налёт этого подразделения на Берлин, осуществлённый ночью 10 августа 1941 года, вышел даже не комом, а ежом против шерсти.
(«Первый налёт» для этой дивизии, а вообще – второй. Первый налёт на Берлин был выполнен бомбардировщиками ДБ-3 из состава ВВС Балтийского флота за три дня до дивизии Водопьянова, 7 августа. Результат и тогда был не ахти какой, но обошлось без потерь).

Из 10 вылетевших самолётов дивизии Водопьянова (два самолёта подряд были повреждены при взлёте, после чего старт остальных отменили), до Берлина добралось шесть. Назад вернулось всего два. Самолёт самого Водопьянова был повреждён и из-за нехватки горючего приземлился на уже оккупированной территории Эстонии. Самолёт разбили, невредимый экипаж через два дня вышел к своим. После этого, первого же, боевого вылета, Водопьянова с должности командира дивизии сняли, «как не справившегося», но при этом выдали благодарность «за мужество и личное участие». И оставили в прежнем комбригском звании, строевым пилотом, командиром корабля, в той же дивизии.

Но всё это случится позже, во время войны, а пока у нас мирные рекорды.

18 июня 1937 года, в час ночи, экипаж Чкалова, в том же составе на том же самолёте, снова отправился покорять, сначала Северный полюс, а потом Америку. Перелёт выдался тяжёлым – погода, сколь её не прогнозируй, отыгралась на лётчиках по полной программе. Изначально рассчитывали находиться в воздухе 70 часов, но из-за перерасхода горючего (всё из-за той же непредсказуемой полярной погоды) провели в воздухе 63 часа 16 минут, израсходовав почти 8000 литров горючего и преодолев 9130 километров.

Сели на военном аэродроме Пирсон-Филд, Ванкувер, штат Вашингтон. Считай, чудом не перепутали, и сели в том Ванкувере, что американский, рядом с Портлендом. А не в том Ванкувере, что в Канаде. По уже сложившейся традиции… нет, город не переименовали в Chkalovsk, но «Chkalov street» там есть.

Никаких официальных рекордов не засчитали, но пропагандистский эффект был несомненным. Тогда СССР и США ещё нечего было делить, и героев-лётчиков «носили на руках» и там, и тут. Чкалов с экипажем вернулись в Европу на трансатлантическом лайнере «Нормандия» (который буквально вот в прошлом году уступил «Голубую ленту Атлантики» англичанам), а потом поездами до СССР. А самолёт перевезли грузовым судном в Ленинград, и потом, уже своим ходом, в Москву.

20
Уж не знаю, раскрашенная эта фотография, или цветная (в книгах она чёрно-белая), но «Сталинский маршрут» на американской земле налицо.

До «Дважды Героев» тогда ещё не додумались (первые подобные люди, и опять лётчики, появится только через два года), Героями Чкалов со товарищи уже были. Перелёт получился жуть как героическим, пафосным и пропагандистским. Тем более через Северный полюс в Америку это круче, чем просто через высокие широты до Петропавловска и Хабаровска. Что-то дать в награду надо было обязательно. Дали ордена Красного Знамени.

Вот эти-то два чкаловских перелёта, два «сталинских маршрута», которые (хоть и выдались напряжёнными и героическими) официально в мировые рекорды не попали, как раз и изображены на постаменте памятника Чкалову.

Но же как там FAI, Международная авиационная федерация, неужто мы от них так ничего не добились?
Добились, но позже, и в этом участвовал уже не Чкалов, а его не менее именитые коллеги.

7. Лётчики и рекорды – 3
Tags: авиация, история, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Казик Гапоненко, пионер и электровоз

    В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а…

  • Чёрный октябрь Черноморского флота

    Удивительным образом, два трагичных и схожих события произошли с Черноморским флотом в октябре. С разницей в сорок лет. История первая. Линкор…

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Что осталось от бронепоездов?

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий). Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть? Если…

  • Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского…

  • Мотоброневагон «Заамурец». Скиталец Гражданской войны

    Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского…

  • De odorus non disputandum

    Занятно, но римского императора, которому приписывают высказывание, изречённое по итогам уничтожения предыдущего императора - «Труп врага хорошо…

  • Шаблоны и разрывы

    Вот скажешь – степняк – и сразу перед глазами образ эдакого безжалостного всадника-кочевника. Монгольского, тюркского, да хоть иранского, не важно.…

  • Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане

    12 сентября. Король Ян Собеский – под Веной и в Ватикане Вот вы думаете, что сегодня за день, 12 сентября? А, например, годовщина битвы под Веной,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments