Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Кино и… китайцы. (И немцы).

Натолкнула меня на мысль вот эта сегодняшняя публикация.

Кино и немцы китайцы.

Когда-то давным-давно, посмотрел я китайский фильм «Цветы войны». Фильм вообще-то довольно неновый, 2011-го года, но смотрел я его заметно позже, может, года три назад.
События, там показанные, с одной стороны нам известны, с другой…
Для нас 1937 год – это всё, что угодно, но о начале второй Японо-Китайской войны (некоторые эту дату вполне справедливо считают истинным началом Второй Мировой) и о Нанкинской резне у нас вспомнят в последнюю очередь. А фильм-то китайский, и про это как раз. Как-бы про это.

01

Посмотрел, значит, тогда, и хотел поделиться впечатлениями. Но с впечатлениями вышло… Специфически. Также, как с фильмом.

Ну, понятно, что фильм не «военный», хоть и разворачивается на фоне войны. Понятно, для чего туда взяли единственного европеоида, да на главную роль. И не абы кого, а Кристиана Бейла. (Чтоб в Европу с Америкой фильм продать, конечно же. Вот вы пойдёте в кинотеатр на кино, в котором одни натуральные китайцы? А если там будет хоть один, но Бейл, или, хотя бы, Мэтт Деймон вместе с принцем Оберином Мартеллом наёмником Мандалорцем Педро Паскалем? В-о-от).

Но, как вы понимаете, впечатлениями тогда я делится не стал по другой причине. Ибо… Фигня какая-то, а не впечатления.
Ну, история про дюжину школьниц, и дюжину проституток, волею превратных военных судеб собравшихся в кучу в европейском католическом монастыре Нанкина, под крылом у Бейла, который прикидывается местным миссионером-священником.

Вот вроде и ничего так завязка, но боже мой, какая реализация… Либо я ничего не понимаю в азиатском кино, либо я ничего не понимаю в «фестивальном кино», без привязки к особенностям культуры. А скорее всего, и то, и другое. Короче, «я бы так не снял». И драматизм, и конфликты и развитие «я бы» нагнетал бы по другому (по-европейски и не «фестивально», а классически), и не так вычурно-театрально.
Кино, не смотря не все «зверства японской военщины», несмотря на внешний «реализм», несмотря на небедные декорации и спецэффекты, выглядит этаким представлением в азиатском театре, где актёры играют не полутонами и интонациями, а просто ходят в заранее надетых и ярко раскрашенных масках, топают ногами и машут руками.
(Впрочем, будем справедливы. Исконный европейский театр, античный, греческий, тоже оперировал надетыми масками и прочими атрибутами, но отнюдь не «полутонами»).

А уж когда по сюжету стали петь… «Красивую песню»…
Ладно, это вкусовщина, уберу под кат.

[Spoiler (click to open)]В драматичнейший момент (не буду спойлерить, но когда одни решают принести себя в жертву ради других). Нет, сама музыка – мелодия и китайская балалайка мне понравились (особенно балалайка), я вообще фолк люблю. Но голоса… Поют они, может, и о Хуанхэ, но боже ж мой, это какой-то хор неко-тян (пардон, это по оккупантско-японски, как по-китайски описать этот кошачий мяв я не знаю).

Песня-визитная карточка проституток, которой они подбодряют школьниц.



В общем, как вы поняли, фильм мне не понравился. Именно формой.
Я не против некого «преувеличения» и театральщины, нет. В конце концов, искусство – это искусство, а не научная монография. И я совсем не против героических китайских солдат, отважных китайских проституток, животно-злодейских японцев и прочего. Но, как-то, не пошлО (сейчас говорят - «не зашлО»). Потому, что я всё оперирую европейско-классическими терминами, а кино даёт эдакие азиатско-фестивальные образы.

Ладно, ладно. С чего я начинал. С заметки о другом, современном китайском фильме – вот этой, про свежий фильм «Восемь сотен».

Прочитав её, эту заметку, я понял, что «кое-что из этой оперы» уже видел. И как раз в «Цветах войны».

Как ни странно, в «Цветах войны» имеются батальные сцены (хоть это кино скорее про военные зверства, чем про боевые действия, и уж точно не «военное кино»). И не важно, на сколько они, сцены эти батальные, реалистичны. (Китайские пехотные «камикадзе» против японских танкеток – «этапять!». «Пятерых пулемётная пуля пробьёт, в шестом застрянет, седьмой танкетку собой подорвёт»). Чисто художественно смотрится красиво. Как эпически подать победу над жалкой пулемётной танкеткой – учитесь у китайцев.

(Кстати, вот это муравьиное азиатское самопожертвование для русского менталитета не совсем уж чуждо, нет. Не воспринимается совсем уж «сценками с другой планеты». Фатализм и религиозность чужды, слишком неравноценный размен чужд, но посыл «пусть сами сдохнем – но врага остановим» - не чужд, нет. Можно обозвать это азиатчиной. А можно просто назвать особенностями культуры).

И вот ими, впечатлениями от этих «батальных сцен» из «Цветов войны», я и хотел поделится, тогда, в своё время. Просто не стал фильм ругать. Но согласитесь, очень необычно «болеть за наших», что в штальхельмах, с чешскими пулемётами и гранатами-«картофелемялками». (Хотя вместо маузеров, похоже трёхлинейки).

Итак, эпическая нарезка. Бои за Нанкин, 1937 год.
(Из разряда «Говорят, что это кино для дураков - а мне понравилось» :-) ).



И «зброевка-брно», и узнаваемая «штильхандгранате» - это всё мелочи. Но униформа, а, главное, каски! И типичные азиатские физиономии под этими крайне узнаваемыми касками! Это гораздо круче современных южноамериканских парадов. Где там особо фанатеют по «Дойчес Дритес Райху, который мы потеряли»? В Чили, что ли? (Как тут не вспомнить наших «белых офицеров», схлестнувшихся с кайзеровскими! Не доиграли Первую, отыгрались не дожидаясь Второй).

В общем, отважная китайская армия Гоминьдана, которой помогали и мы, и американцы, пока и нас, и их, не «отвлекли» на более насущные европейские дела, выглядела весьма специфически. И, не удивлюсь, если и НОАК на первых порах, на трофеях, не выглядела так же.

PS
Если вам интересны дальнейшие приключения одинокого нанкинского китайского майора со снайперкой - а вот вам. В Ютубе всё есть.



И вот это такой прекрасный китайский богатырь, что аж гордость берёт за наших узкоплёночных и широкоформатных соседей.
Tags: история, кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Дюна

    А вот для нечитавшего и несмотревшего - что мы видим в очереднеом трейлере?.. А видим мы только плохое. Ибо степные/пустынные кочевники нашей…

  • Любовь, смерть и... голуби

    Любовь, смерть и голуби. Это гениально, я считаю :-) Увидено здесь. (Картинки автора там вообще занятные). PS Ссылка для тех, кто забыл,…

  • «Турист», 2021 г.

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Фильм «Турист», 2021 г. Впечатления В жёлтой жаркой Африке, в центральной её части Как-то вдруг, вне графика,…

  • Love, Death & Robots vol.2

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Анимационная антология «Love, Death & Robots». Сезон 2, 2021 г. Впечатления. Ничуть не отклонившись от…

  • Тополиный пух, жара и... что? (+ Фильм "Родные", Россия, 2021)

    Вот как так и за що - пару-тройку недель назад холодрыга и заморозки по ночам (минус три с инеем), а нонеча плюс тридцать? Но это я к чему. К…

  • «Вампиры средней полосы»

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Сериал «Вампиры средней полосы», Россия, 2021 г. Как говорится, редкий случай – когда неудачное «броское»…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments