Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Триумф и Овации

Восстановил старый текст многолетней давности. Чувствую пора, пора систематизировать все эти «Сказки об Италии». Пора сводить их в кучу, как и другие «проекты», с оглавлением и пояснением, вышивкой и стразиками. Благо тут перекрёстные ссылки можно ставить чуть не на каждое слово. Все мы выросли не только из гоголевской шинели, но и из римской тоги, всё наше культурное наследие опирается на классическую античность.

Триумф и Овации

Как прочно вошли в наш обиход некоторые слова и понятия, вышедшие из античного Рима, а? Зачастую, утратив свой буквальный, первоначальный или истинный смысл. Слова, которым пара тысяч лет, живут и здравствуют.

Вот что такое триумф? То есть, что такое триумф сейчас это понятно, торжество чего-то или, скорее, кого-то, в честь чего-то такого эдакого. Триумф сирийского офтальмолога например, над его противниками, требовавшими «уходи!». В переносном смысле, естественно. Но мы ещё помним, знаем, что «триумф» - это не просто отвлечённое понятие, это конкретное действие. Со своим регламентом и обычаями.
С «овациями» уже сложнее. Потому, начнём с простого.

Что был триумф тогда, во времена оны?
Торжественный въезд победоносного главнокомандующего в Вечный город, с последующим жертвоприношением и раздачей окружающим слонов и пряников.

01
Виа Сакра, Форо Романо. Удостоенный триумфа полководец мог проложить маршрут следования по улицам Рима по своему усмотрению. Но заканчивалось всё здесь. На Священном Пути на Римском Форуме.
Вот только с красивых древних времён прошло так много лет, что даже не имперские, а просто исторические республиканские триумфаторы уже шли не через священный луг по священной дороге к священному холму, а через площадь по мощёной улице к одному из храмов. В имперские времена всё было только урбанистически хуже.

Если честный полководец в своих победных реляциях настолько приукрасил свои подвиги, присочинил количество побеждённых и пленных, преувеличил силу разбитых врагов и, приуменьшив численность, преувеличил отвагу своих победоносных легионов, что сенаторы, с одной стороны, сочли его достойным, а с другой – не подумали, что полководец слегка так, самую малость, привирает – триумф был обеспечен.
Скажем, Калигула победил пролив, отделяющий Британию от Галлии, собрал с него, с пролива, дань, в виде ракушек, которые легионеры насобирали в свои шлемы – и получил триумф. Видите, молодец какой. Даже, в отличие от Ксеркса, высечь море не пришлось.

В крайнем случае – можно было попросить похлопотать за себя в сенате знакомую лошадь ;-) Все помнят, что Калигула сделал сенатором своего любимого коня, Инцитата, да? Ну, понятно, что «историк» Светоний тот ещё выдумщик, но без его сплетен сведения о Риме не приняли бы такой современный оттенок. Кстати, Калигула болел за «зелёных».

Ну а если сенат совсем уж противился, можно было отриумфится по настоятельной просьбе народа, минуя одобрение сенаторов. А народ... Хлеба и зрелищ, помните? Ничего другого народы не надо. Никогда.

02
Вон туда, официально налево от развалин, некогда был ход к храму Юпитера (который не сохранился) и на Тарпейскую скалу (не сохранилась тоже), с которой, буде нужда, скидывали вниз того, кого надо (или – не надо, в зависимости от терминологии). Во время триумфов и сбрасывали, да. А вон туда направо, вниз, была, внутри холма, Мамертинская тюрьма. Там, во время триумфов, тоже причастных убивали. Удушенный нумидийский царь Югурта не даст соврать. Впрочем, по другим данным он умер своей смертью – ритуально заморили голодом.

В общем, все эту триумфальную процедуру знают – колесница с четырьмя белыми конями, лицо, вымазанное красной краской, пурпурная тога и лавровый венок, слуга, нашёптывающий в ухо «memento mori» («моментально в море»), принесение в жертву Юпитеру Деусу Патеру быков, демонстрация награбленного, казнь пленных и прочие приятные вещи.
Это полный триумф.

А что есть овации? Нет, «продолжительные аплодисменты, переходящие в авиацию» после речи дорогого нашего Леонида Ильича мы все знаем и помним. А что было овациями тогда, когда форумом называлось не сборище по интересам в интернете, а сборище по интересам на рыночной площади? Когда вместо «бана на неделю» давали в морду?

Как говорят знающие люди, овации это тот же самый триумф, только эконом-класса.
За подвиги, не выходящие за пределы разумного и не поражающие размахом воображение: например за разгром восставших рабов, три года своей войной сотрясавших державу, или ещё за какую мелочь. За гражданскую войну триумфа тоже не полагалось, но…
Тут зависело от личных связей.
Именно овации получил Красс за разгром Спартака. А вот Помпей получил триумф – за то, что перед Спартаком добил последних марианцев Сертория в Испании (отголоски гражданской Мария и Суллы). Цезарь, за молодостью лет и незначительностью должностей, за те события не получил вообще ничего. Но, почему то, именно его потом, спустя годы, будут обвинять в развале триумвирата и перетягивании одеяла на себя. Хотя поначалу его, как младшего триумвира, затирали старшие товарищи).

Нет, что ни говорите, а овации – это не триумф.

Не на колеснице, а пешком, не среди своих войск, а среди плебса, не лавровый венок, а миртовый, не быка в жертву, а барана…
В общем, как сказал один персонаж, «вот точно такой же, только меньше, но другой».
Tags: заметки, история, италия, рим, сказки об италии
Subscribe

Posts from This Journal “сказки об италии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments