
СВВП Як-38 на въезде в саратовский Парк Победы. Внимательный читатель увидит ещё и мемориальный комплекс «Журавли» на горизонте.
Что же ты,

Согласен, mea culpa. И готов реабилитироваться. Общие сведения можно посмотреть и там, а здесь можно поподробнее поразглядывать сам самолёт.

Который, при ближайшем рассмотрении, напоминает не безжалостную боевую пиранью, а беременную аквариумную гуппи.

Если честно, уже лень снова лезть в книжечки и смотреть, сопло какого агрегата находилось в самом хвосте. Маршево-подъёмные сопла большие, подъёмные – закрыты створками в передней части. А это-то что? ВСУ? Или сопло струйного управления? Фиг его знает. Но явно поворотное. Видимо, всё же, управление.

А вот так мы можем потрепать нашу гупёшку за плавничок.
Вы всё ещё сомневаетесь в гуппиобразности нашего единственного серийного СВВП? Напрасно.

Брюшко у Як-38 вполне аквариумное. А за кабиной пилота вполне видны створки подъёмных двигателей, открывавшихся при взлёте и посадке.

Кстати, обратите внимание, где-то на фюзеляже и плоскостях вполне себе такая «клёпка впотай», а где-то – традиционная, с круглыми головками заклёпок. Пусть у нас лёгкий дозвуковой самолёт, такие клёпки а-ля тридцатые-сороковые как-то не вполне comme il faut, nes pa?

Вот тут хорошо видно. И клёпку. И поворотное сопло подъёмно-маршевого. И аэродинамические гребни. И основное вооружение (сравнимое с вооружением вертолёта). И стык, по которому складывались плоскости. И общую «пузатость» (преувеличенную оптическим искажением, да).
Смотрим дальше? (Вы же не разочаровались в нашей «беременной гуппи», нет? Ведь мы любим наших гупёшек не за изящество форм, а просто за то, что они радуют взгляд. И за то, что они неприхотливы, и плодятся как… гупёшки).

Створки двух дополнительных подъёмных двигателей прекрасно видны. Да, не самое оптимальное решение – в довесок к основному подъёмно-маршевому двигателю с поворотными соплами прилепить ещё два маленьких подъёмных, таскаемых мёртвым грузом большую часть полёта. Но самолёт надо было «сделать вчера». Как обычно. Ведь НАТО-конкуренты успели раньше в этом вопросе. А конкуренты, в виде английского (вообще-то франко-америко-английского) «Харриера», колупались со своим единым двигателем, «Пегасусом», на десять лет дольше. Потому и успели довести его до нормального состояния. Ну и фиг с ними.
На этом фото не разглядеть, но вообще-то сквозь щели в створках прекрасно видно, что внутри фюзеляжа ничего нет, двигатели демонтированы и просвечивает небо.

Может быть не самое удачное фото с художественной точки зрения. И даже не может быть, а так и есть. Но оно прекрасно показывает возможности вооружения самолёта.
Не смотря на те или иные «возможности» (типа ракет «воздух-воздух» для самообороны), основное вооружение самолёта – пусковые блоки НАР, основное назначение самолёта – лёгкий ближний штурмовик. Не истребитель. Не бомбардировщик. Не истребитель-бомбардировщик. Офигенно сложно и дорого способный взлететь и сесть – но способный бахнуть по противнику, в основном, неуправляемыми авиационными ракетами, а-ля незабвенный утюг Ил-2. Но, не в пример Ил-2, офигенно сложный и дорогой. (А в полёте – такой же утюг).

Беременная гуппи справа.

Беременная гуппи слева.
Впрочем, отбросим весь этот стёб. Серийных СВВП было, по большому счёту, всего два – английско-международный «Харриер» двух изрядно отличающихся поколений, и наш Як-38, чьё гипотетическое «второе поколение» пришлось аккурат на «святые девяностые».
С этим самолётом вышла типичная ситуация – «у них лучше, но мы тоже так можем, а больше не может никто, на том и закончили».
