Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Саратовский Парк Победы – Як-38

Саратовский Парк Победы – Як-38

01-38
Палубный штурмовик Як-38, самолёт с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП), у главного входа в Саратовский Парк Победы.

Так уж исторически сложилось, что даже у нас, не то, что в остальном мире, при словах «самолёт вертикального взлёта и посадки» первым вспоминают английский «Харриер», а про Як-38 могут и вовсе не вспомнить.

Виной ли тому шпионско-комедийный фильм Кэмерона «Правдивая ложь» с Шварценеггером или более-менее удачная конструкция самолёта и активная эксплуатация от Фолклендской до Афганской – неизвестно.
[Spoiler (click to open)](Лично я о «Харриере» вообще узнал в глубоком детстве – была у меня склеиваемая пластмассовая модель. Импортная. Краси-и-и-вая… Наверное, из московского «Детского мира» привезённая на колбасном поезде, не помню уже. Склеивал, правда, её не столько я, сколько отец).

02-II
Сейчас палубный штурмовик, с тайным агентом за штурвалом, покажет арабским террористам, где раки зимуют. 1994 год, наверное, последний приличный фильм с Железным Арни.

К тому же «Харриеров» произвели довольно много. Если сложить сухопутный и морской варианты британского первого поколения, да добавить морские британский и американский варианты второго поколения, почти девятьсот штук набежит. А ведь морской дозвуковой штурмовик, СВВП – вещь сложная, дорогая и узкоспециализированная. (В общем то, поэтому их и сняли с вооружения в Англии. А новое «обострение» строительства СВВП, на базе «невидимки пятого поколения» F-35… Ну, США страна богатая, деньги им девать некуда, пусть балуются).

03-38
Саратовский Як-38. Кроме пусковых блоков НАР под плоскостями, тут хорошо видны повёрнутые вниз сопла основного подъёмно-маршевого двигателя.

Наш Як-38 на этом фоне выглядит бледнее. Всего две с половиной сотни построенных экземпляров за пятнадцать лет. Да и где им было базироваться? Огромного авианесущего флота у СССР не наблюдалось. (А сейчас и вовсе атас. Бедного «Кузю» то подожгут, то утопят, ироды). Но – смогли. Спроектировали, построили, запустили в серию. И даже эксплуатировали. И даже, как утверждают злые языки, выдумали присказку «В небе реет гордый Як – Як об палубу…» ну, вы поняли несложную рифму. Как пишут, в авариях и катастрофах разбили 48 самолётов. Каждый пятый. Нексило так. (Впрочем, «Харриеров» в процентном отношении побили не меньше. СВВП штука сложная).

04-38
Самолёт выглядит эдаким пузатеньким и короткокрылым. На плоскостях отчётливо видны стыки и петли – законцовки могли подниматься и складываться.

В отличие от «Харриера», у которого отклонялись сопла единственного подъёмно-маршевого двигателя, на нашем Яке в довесок к подъёмно-маршевому установили два дополнительных подъемных двигателя. А вот РЛС, компактную, но мощную ПКР, устройства дозаправки в воздухе и прочие полезные вещи не навесили. В итоге получился чистый ближний штурмовик, с крайне ограниченным радиусом действия, основное оружие которого – НАР, пуляющиеся «на глазок». Зато была такая штука, как принудительное катапультирование. Если датчики регистрировали выход на опасные режимы, то ещё до того, как «Як об палубу…» лётчик «отстреливался» автоматически, вне зависимости от своего желания. (Это к вопросу, что в Союзе якобы техника ценилась выше человеческой жизни).

05-38
Нечастый ракурс. Благодаря особенностям установки памятника и окружающей географии, можно никуда не залезая посмотреть на самолёт сверху, «со спины».

Производились Як-38 на Саратовском авиационном заводе.

06-2015
Памятник героям фронта и тыла, открытый в 1977 году рядом с корпусами Саратовского авиационного завода.
Почему-то считается, что здесь изображён Як-3 (может так и есть), хотя логичнее было бы Як-1. Некоторые даже думают, что тут стоит макет самолёта, хотя это просто скульптура. Собственно, кроме этого монумента и названия остановки общественного транспорта «Улица авиастроителей», от Саратовского авиазавода не осталось ровным счётом ничего. Ну, на фотографии видно. Торговый центр организован в бывших заводских зданиях.


Кстати, о заводе. В каком-то смысле ему повезло – ничем не примечательный завод по производству сельскохозяйственной техники, Саратовский завод комбайнов, получил в нагрузку ремонт самолётов, стал авиаремонтным, и незадолго до войны окончательно перешёл в категорию авиазаводов. Во время войны выпускал Яки – Як-1, потом Як-3. С 1941-го и до снятия с производства в 1944-м, Саратовский авиазавод был единственным в стране изготовителем истребителей Як-1 (из почти девяти тысяч выпущенных за пять лет самолётов, другими заводами было сделано меньше сотни Як-1). После войны к комбайнам так и не вернулись, продолжив выпускать самолёты. Главным образом, по сложившейся традиции, разработки конструкторского бюро Яковлева. Военные, типа Як-25, Як-27 и Як-28, гражданские Як-40 и Як-42. Ну и СВВП Як-38.

Немного для общего сведения – образчики авиационного творчества ОКБ Яковлева, связанные с Саратовским авиационным заводом:
[Spoiler (click to open)]
07-25
Перехватчик Як-25. Самолёт поколения «середина пятидесятых».
Своеобразный «яковлевский уголок» в Музее техники Вадима Задорожного – кроме Як-25 крупным планом, справа на снимке видны Як-28 и опытный Як-141, слева – герой заметки, Як-38.


08-28
Многоцелевой Як-28. Самолёт поколения «первая половина шестидесятых».


Первая серийная машина СВВП была выпущена в мае 1974 г. под обозначением Як-36М. Официально на вооружение самолёт приняли только в августе 1977 г., заодно сменив обозначение на Як-38. К тому времени Яки уже вовсю эксплуатировались на ТАВКР «Киев». [Spoiler (click to open)](Сейчас, кстати, этот тяжёлый авианесущий крейсер в Китае, «работает» там развлекательным комплексом. Продали, естественно, в «святые девяностые», причём по занятной схеме, за которую и «вышку» можно было бы дать). За десять лет выпустили 145 самолётов Як-36М/Як-38.

09-38
Саратовский Як-38. За нишей шасси видны закрытые створки – там находятся сопла подъёмных двигателей (их воздухозаборники – под подъёмной крышкой, на «спине» самолёта, между гребнями, за кабиной пилота). Кроме стадии подъёма-посадки, самолёт таскал эти бездействующие двигатели мёртвым грузом.

Одновременно разрабатывали и испытывали учебную «спарку». Самолёт, ожидаемо, был сложен в освоении, без спарки обойтись было никак нельзя. Учебный Як-38У официально приняли на вооружение в октябре 1978 г., выпустили 34 таких самолёта.

В 1985 году запустили в серийное производство модернизированный вариант – Як-38М. Главное отличие там было в более мощных (но и более «прожорливых») двигателях. До прекращения производства в 1987 году сделали 50 серийных самолётов (и ещё два прототипа). Можете сами посчитать, сколько это всего, по всем модификациям. Негусто.

Разрабатывалась глубокая модернизация Як-38 – многоцелевой дозвуковой СВВП Як-39. Но потом передумали, и решили делать сверхзвуковой СВВП. Прототип нового Як-141 вышел на испытания в 1987 году, первую посадку на палубу опробовали в 1991-м. Крайне не вовремя, как вы понимаете. Саратовским авиазаводом было изготовлено всего четыре экземпляра Як-141. И ни о каком серийном производстве речи даже и не шло.

Немного для общего сведения – опытный Як-141, один из четырёх экземпляров, изготовленных на Саратовском авиационном заводе:
[Spoiler (click to open)]
10-141
Опытный Як-141 в Музее техники Вадима Задорожного.

11-141
Як-141. Словно для того, чтобы подчеркнуть «морскую» сущность экспоната, рядом бросили корабельные якоря.


При всей специфике и немногочисленности, до наших дней сохранилось относительно много Як-38. Вашему покорному слуге встретилось аж три штуки. Один – наш саратовский герой, и ещё два – в московском частном Музее техники Вадима Задорожного.

Немного для общего сведения – московские Як-38:
[Spoiler (click to open)]
12-38
Як в «яковлевском уголке». Вообще, занятный экземпляр.

13-38
Обратите внимание – аэродинамических гребней «на спине», за кабиной пилота, нет. Дополнительных регулируемых окон для подсоса воздуха на взлёте у передней кромки воздухозаборника нет. Устройства для отсекания пограничного слоя воздуха между фюзеляжем и воздухозаборником, опять таки, нет. Это позволяет предположить, что перед нами опытный экземпляр досерийного Як-36М.

14-38
И ещё один Як. Тут, как видите, всё то, чего нет у предыдущего экземпляра (и что есть у саратовского экземпляра) снова на месте. Это уже вполне серийный Як-38. Вооружение как и у саратовского экземпляра – по два пусковых блока НАР под каждой плоскостью.

15-38
Вид сзади. В порядке исключения поворотные сопла подъёмно-маршевого двигателя переведены в маршевое положение. При желании можно сравнить габариты палубного штурмовика Як-38 с габаритами истребителя МиГ-17 (двадцать лет разницы).


Оценивать Як-38 можно по разному, но итог будет один – «пытались «догнать и перегнать», в итоге получилось не очень». Да, достижение конструкторской мысли и технологических возможностей не самой богатой страны, но самолёт не верх мечтаний, да и с авианосцами для него напряжёнка. Нам с подобными самолётами вообще не очень везёт. Сколько там утопили самолётов за единственный «боевой поход» многострадального «Кузи»? Два? И это были «обычные» корабельные МиГ-29К и Су-33.

16-38
Саратовский Як-38. Кажущийся фантазийным окрас, как ни странно, более-менее соответствует реальному.

Как ни крути, при всех своих не слишком выдающихся качествах, Як-38 остаётся нашим единственным серийным самолётом с вертикальным взлётом и посадкой.
Tags: Як-38, авиация, видел сам, военное, заметки, саратов/энгельс, фотообзор
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Поехали! О городах Гагарина

    Немного о городах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! О городах Гагарина В связи с…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Если…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Когда в…

  • Старые фотоархивы. Саратовский самолёт

    Продолжаю обзаводиться давно утерянными древними фоточками. Нет, никогда меня не умиляли собственные детские фотографии, и сейчас по прежнему не…

  • Соседство в Выборге: Вертолёты и Анненские укрепления

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Соседство в Выборге: Немного про вертолёты и много про Анненские укрепления. Выборгский замок. Центральная…

  • Парк «Патриот», г.Энгельс. Итоги

    Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Итоги Наверное, пора подвести некоторый итог. Все установленные в Парке…

  • «Деревянная авиация»: Забей чопик - лети дальше

    ( Вариант в Яндекс-Дзен) Есть в «деревянной», «бипланной» авиации столетней давности своя непередаваемая прелесть. Вот вроде самолёт, детище…

  • Лётчики и судьба

    Предыдущая часть. 14. Лётчики и судьба Кто знает, повторил бы Хользунов судьбу Рычагова или Павлова, или вознёсся на вершины армейского…

  • Лётчики и интернациональный долг

    Предыдущая часть. 13. Лётчики и интернациональный долг Немного отвлечёмся от личностей лётчиков на авиацию. Если об участии интернациональных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments