Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Саратовский Парк Победы - Скромные труженики

Саратовский Парк Победы – место довольно примечательное. И не только мемориальным комплексом «Журавли». В составе разместившегося здесь Музея боевой и трудовой славы по парку расставлено множество разнообразнейших технических (не только военных) экспонатов.

00

Есть «бронепоезд из Ромашкова» над которым любят смеяться столичные гости, есть немецкий «болотный» StuG III символизирующий недобросовестность некоторых граждан и эпическую битву за снегирёвский «Тигр». Есть масса опытных и около-опытных машин из Кубинки (самый раскрученный персонаж, наверное, «объект 003» - Т-64 у которого дизель вынули, а газотурбинный двигатель засунули). Есть довольно редкий Ту-22 и вовсе уникальная опытная баллистическая установка из гладкоствольной танковой пушки на довоенном гусеничном лафете гаубицы особой мощности. И прочая, и прочая, как говорится.

Не забывая о том, что Музей те только «боевой» но и «трудовой» славы, имеются всякие трактора, комбайны, и прочие сеялки-веялки (точнее – поливалки, ну да ладно. Мелиорацией наши засушливые палестины не удивишь). Да, их, «советских мирных тракторов», меньше, ибо не так они интересны широким народным массам, нежели какие-нибудь пушки-танки-самолёты. Но тоже хватает.

Однако, после такой «рекламы» мне хотелось бы сказать пару слов совсем не об этих экспонатах. (Об этих когда-нибудь потом. Я уже давно понял, что интернет-фото-вопрос Саратовского Парка Победы требует вмешательства местного жителя. Мимопроезжалы нагородили турусов на колёсах).
Сейчас хотелось бы сказать пару слов о тех «скромных тружениках», которые довольно редко попадают в «непрофильные» музеи. Да и в «профильных» их негусто. Пару слов о трамвае и троллейбусе.

Не будучи не то, что специалистом по трамваям и троллейбусам, но даже не будучи их «любителем», злоупотреблять «техническими сведениями» не буду. И буду верить табличкам.

01

На музейной табличке трамвай обозначен как моторный вагон серии «Х» (Х это, как обычно, «Х», а вовсе не «Икс» и не «10»).

Выпускались подобные трамвайчики с конца двадцатых до начала сороковых. Моторный вагон ехал сам, да ещё тащил прицепной вагон. Или два прицепных. Но со скрипом. Тут видно, что вагон действительно моторный, токоприёмник на крыше тому свидетель.

Имелись моторные вагоны – «серия Х» («Харьковский»), и прицепные вагоны – «серия М» («Московские»). Хотя и те, и другие производились в Мытищах, на Мытищенском машиностроительном заводе (потом – в Усть-Катавске Челябинской области). И были они унифицированы. И работали они вместе. Но назывались по разному. Ну, как говорится, «так исторически сложилось».

02

По поводу саратовских вагонов серии «Х» пояснительная табличка говорит занятное – «сняты с эксплуатации в 1952 г. и окончательно списаны к 1969 г.». Интересно, это как? Не эксплуатировались, но полтора десятка лет торчали на балансе и гнили в парке? Или, таки, для отчёта «списаны», а по факту на линии?

Сейчас, насколько я понял нумерацию и идентификацию, по Саратову разъезжают трамваи КТМ-5М3 (71-605) которые начали выпускаться в конце шестидесятых. (Есть и более современные, но эти подробно в памяти не отложились).

Что до троллейбуса… Может быть для кого-то эта модель «преданье старины глубокой», но по Саратову и Энгельсу именно такие троллейбусы и рассекают.

03

Троллейбус ЗиУ-9 (он же – ЗиУ-682 по более поздней классификации). А точнее, если мы поверим табличке, ЗиУ-682Г-012.

В принципе, троллейбусы ЗиУ-682 начали выпускать в 1972 году. Модификация ЗиУ-682Г пошла в серию с «того самого» 1991-го. С 1997 по 2007 выпускался ЗиУ-682Г-012.

Собственно, почему я так подробно про это рассказываю? А потому, что все эти «ЗиУ» производились у нас, в Энгельсе, на заводе имени Урицкого (отсюда и «ЗиУ», который можно разглядеть на мордочке троллейбуса).
В честь некогда могучего завода небольшая географическая часть города даже успела получить неофициальное название «в районе Урицкого». «-Где живёшь? -На Урицком».

04

Сейчас завод зовётся ЗАО «Тролза» и находится «за гранью банкротства». В том смысле, что хотя официально не похоронен, но уже не дышит и отчётливо пахнет. (Оставшись должен нашей организации некое количество денег. Слава богу, не моему отделу, я с «Тролзой» работал лет десять назад).

А подобные троллейбусы в подобной окраске всё ездят по улицам. Уже в таком состоянии, что корпус держится на слоях краски.

06

PS
[Spoiler (click to open)]В этом году, как раз на рубеже весенней вспышки пресловутого вируса, троллейбусный парк Саратовской области (Саратов, Энгельс, Балаково) пополнился троллейбусами из Москвы, скинутыми «с барского плеча». Списанными троллейбусами из Москвы.

Вот это фото (было дело, в инстаграмчике выкладывал) сделано летом именно в таком, списанном московском троллейбусе:

05

Датчик температуры и табло зачем-то оставили, а предусмотренный конструкцией кондиционер предусмотрительно демонтировали. Ну да у нас кондиционеров в городском транспорте и не было никогда. Зато если будут вербовать в Сирию, наш народ к подобному климату привычен. Deus vult!

Tags: автомобили, видел сам, саратов/энгельс, трамваи, троллейбусы, фотообзор
Subscribe

Posts from This Journal “саратов/энгельс” Tag

  • Есть "Москвичи" ещё в русских селениях

    Как ни крути, а по нынешним временам это уже редкость. Увидел недавно на улице Саратова - и даже сфоткал, не удержался. "С лица"…

  • Поезда

    Наконец-то и в наши места приходит цивилизация. РЖД заявило о пробных запусках скоростного электропоезда системы "Ласточка" по маршруту "Саратов -…

  • Прекрасный заголовок

    Увидел в местных новостях прекрасный и обнадёживающий заголовок: " В Саратовской области ожидается 38-градусная жара". Ну ёксель-моксель... У…

  • Тяжёлый танк ИС-3 в городе Энгельс

    Ещё одна зарисовка, которая ранее уже была в ЖЖ, но вновь появилась и на канале Яндекс-Дзен. Тяжёлый танк ИС-3, установленный в городе…

  • Пожарный катер тип «Вьюн», Саратов

    Про этот катер, установленный в саратовском Парке Победы на Соколовой горе, заметка в ЖЖ уже была. Но не так давно нащёлкал новые фотографии, и для…

  • Междугородный троллейбус

    "— До чего дожились, — иронически сказал Полесов, — вчера весь город обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай…

  • Так победим

    "Никому верить нельзя. Мне - можно" (с) Процитирую комментарий с Дзена: "Юрий Бондарев -участник боев под Сталинградом -писатель Горячий снег его…

  • Железнодорожный длинномер в кустах

    Перед проходной Завода металлоконструкций в Энгельсе имеется небольшой сквер. А в нём, в качестве гордости и рекламы, установлен один из…

  • Кровопийцы!

    Вот и выросло поколение комаров, взрощенных на коронавирусной крови... :-) Во-первых, их такое несметное количество, что переходя в квартире из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments