Когда-то давным-давно, всего семьдесят пять лет назад, в начале войны, на базе имевшихся в городе Энгельсе «самолёто-ремонтных мастерских» хотели развернуть авиазавод №492. Точнее, ползавода. Вторая половина планировалась в Оренбурге (который тогда звали Чкаловым). Планировался выпуск истребителей Як-1. Но – не сложилось. В итоге, за выпуск Як-1 большую часть военного времени отвечал один-единственный Саратовский авиационный завод.

Что до энгельсских «самолёто-ремонтных мастерских», начинали они будучи 14-й Военной школой лётчиков ВВС РККА, основанной 7 декабря 1931 года. В годы войны чинить приходилось всё подряд, а после, с 1955 года, были освоены и вертолёты.

К настоящему времени организация носит название АО «356 авиационный ремонтный завод» холдинга «Вертолёты России» и входит в Госкорпорацию «Ростех». Не всё так просто, да. Но для местных жителей - просто, «Вертолётка».

В сферу деятельности предприятия входит техническое обслуживание и капитальный ремонт вертолётов, их переоборудование и модернизация, продление срока службы.

В местном просторечии, как я уже сказал, этот завод испокон веков зовётся «Вертолётка». Располагается в одной локации с Музеем Дальней авиации и аэродромом стратегических бомбардировщиков.

К чему я всё это рассказывал? К тому, что происхождение вертолёта Ми-8, установленного в энгельсском Парке Патриот не вызывает сомнений. Уж чего-чего, а списанных вертолётов в наших местностях долго искать не надо.

На пояснительной табличке вертолёт числится как просто «Ми-8», «многоцелевой вертолёт». Но Ми-8, один из самых многочисленных вертолётов планеты Земля, имеет такую массу модификаций, подмодификаций и особенностей, что угадать сможет только специалист. И угадывать ему придётся по совокупности признаков. Если хотите, начнём угадывать вместе.
Тут, например, видна пулемётная установка в носу (пусть она и демонтирована) и отсутствие бронирования.

Тут налицо узлы подвески вооружения. Но что на них подвешивалось?
Так это обычный Ми-8ТВ или что-то более вычурное?

На вертолёте не только нет двигателей, он вообще пустой, как барабан. Через щель в створках грузового люка (стянутых проволочкой) эта внутренняя опустошённость ( :-) ) отлично видна.

При всей своей массовости (около двенадцати тысяч экземпляров разных модификаций произведённых с середины шестидесятых) и не уникальности, этот вертолёт всё равно был бы прекрасным экспонатом. Если бы не посетители. Если бы не люди, ради которых его и поставили.

Пагубную страсть этожеребёнков залезть вообще везде, и пагубное попустительство яжеродителей позволить им это, не унять ничем. А авиация – вещь хрупкая. На сколько этого не-редкого вертолёта Ми-8 хватит при подобной нагрузке – бог весть.
СОДЕРЖАНИЕ:
Общие сведения [обновлено]
Т-64Б [обновлено]
Т-72 (первый)
Т-72 (второй) [обновлено]
Т-80БВ
БМП-1
БМП-1КШ
БРДМ-2 [обновлено]
БТР-70
МТ-ЛБ
АТС-59Г
МиГ-17
МиГ-23УБ
Ми-8
Ми-24В
ЗРК С-300 [обновлено]
ЗРК 9К33 «Оса»
РСЗО 9К55 «Град-1»
Гаубица М-30
Гаубица Д-1
Пушка М-46
Пушка-гаубица Д-20
АРС-12У на базе ЗиЛ-157
8Т311М на базе ЗиЛ-131
ТЗ-200 на базе МАЗ-200 [обновлено]
КрАЗ-255Б
ГАЗ-66
АС-66 на базе ГАЗ-66
АЦ-40(131)-137 на базе ЗиЛ-131
АЦ-40(43202) на базе Урал-43202
Курьёзы.
Перемещения. МиГ-15УТИ
Утраты. МТ-ЛБВ
Итоги