Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лайнеры. Часть 5. Любитель таранов

Предыдущая часть.

Часть 5. Любитель таранов

«Титаник» не перенёс первого же столкновения в первом же рейсе. На долю «Олимпика» выпало аж четыре столкновения. Правда, не с айсбергами. За свою карьеру «Олимпик» вволю натаранил другие корабли.

13-Olympic
«Олимпик» после столкновения с бронепалубным крейсером HMS Hawke.

Уже в самом начале карьеры, в пятом рейсе, 20 сентября 1911 года, «Олимпик» столкнулся с бронепалубным крейсером «Хок» (спущен на воду в 1891-м году). В общем-то они не слишком удачно расходились, крейсер проходил сзади, догоняя лайнер, и пересекая его курс за кормой, но тут сыграло явление «гидродинамического присасывания». Когда нос небольшого крейсера был вблизи кормы здоровенного лайнера, крейсер неудержимо повело – и, в итоге, он вписался форштевнем в правую сторону кормовой части «Олимпика». Лайнеру-то пофиг, «жираф большой», он отделался пробоиной и лёгким испугом, а вот крейсер основательно помяло.

14-Hawke
Бронепалубный крейсер «Хок» после встречи с лайнером «Олимпик».

После судебных разбирательств виноватым в происшествии признали, как ни странно, не законы физики, а компанию «Уайт стар лайн» (ну, Адмиралтейство-то как раз поддерживало их прямых конкурентов – «Кунард лайн», ничего удивительного).
А изрядно устаревший крейсер «Хок» был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-9 в октябре 1914 года. Из шестисот человек, находившихся в то время на его борту, спаслось около семидесяти.

После столкновения «Олимпик» ушёл для ремонта на верфи в Белфасте, туда, где его построили, и какое-то время вновь стоял рядом со своим достраивающимся систершипом, «Титаником». Для быстрейшего восстановления «Олимпика» с достройки «Титаника» сняли изрядную часть рабочих, потому у заложенных всего с трёхмесячным разрывом кораблей и образовался почти годичный разрыв в начале эксплуатации.

После гибели «Титаника» в 1912-м, как «официальные власти», так и корпорации развили бурную деятельность. До умов вдруг дошло, что определять минимум шлюпок от «водоизмещения в сколько-то там тысяч тонн» несколько глупо для парохода, перевозящего три-четыре тысячи людей. На том же «Титанике» даже при идеальном заполнении шлюпок в принципе спастись могло не более трети пассажиров.

Прибывший в Англию «Олимпик» начал экстренно дооборудоваться дополнительными шлюпками. Кстати, изначальный отказ от «лишних» шлюпок, которых и так, формально, на уайтстарлайновских систершипах было чуть больше министерской нормы, был связан с эстетическими соображениями – посчитали, что «лишние» шлюпки будут только загромождать прогулочные палубы и портить внешний вид кораблей. Строящийся «Гигантик» во избежание нехороших ассоциаций срочно переименовали в «Британник» и внесли кардинальные «шлюпочно-спасательные» изменения в конструкцию.

Впрочем, самому младшему из тройки кораблю, спущенному на воду в самом конце февраля 1914-го, это не слишком помогло. Корабль ещё достраивался на плаву, когда началась Первая Мировая война. В качестве пассажирского трансатлантического лайнера он так никогда и не был задействован. 13 ноября 1915-го, одновременно с официальным окончанием достройки, «Британник» был конфискован Адмиралтейством и определён как госпитальное судно.

15-Britannic
«Британник» в качестве госпитального судна. Как пишут, в отличие от североатлантических «коммерческих» традиций, корпус был окрашен в белый цвет (что видно), а на борту была нанесена зелёная полоса и красные кресты (что на чёрно-белых фотографиях неочевидно).Трубы, традиционно для «Уайт стар лайн», остались жёлтыми.

В 1916-м «Британник» успел совершить всего три рейса в Средиземное море, вывозя раненных печально известного галлиполийского десанта АНЗАК.
В ноябре 1916-го судно отправилось в очередной средиземноморский рейс за ранеными. 17-го ноября 1916-го, после загрузки угля в Неаполе, на борту случился инцидент – десяток членов машинной команды подняли бунт и предприняли попытку захвата судна. Все они были ирландцами и членами ирландской военизированной повстанческой организации. (Ну, что там у ирландцев было до ИРА? Как называлось? Их же была масса, что тогда, что потом, что сейчас). Ирландское Пасхальное восстание было как раз в апреле 1916-го, вот какие-то «боевики» спустя полгода и тут отметились. В результате перестрелки на борту, все бунтовщики были убиты.

Спустя несколько дней, 21-го ноября, между греческими островами Кея и Китнос «Британник» налетел на одну из мин, выставленных незадолго до того немецкой подводной лодкой U-73. Корабль продержался на плаву чуть менее часа. За это время на борту успела появится и быть подавленной паника и организована успешная эвакуация, благо на корабле был только морской и медицинский персонал, до раненных «Британник» так и не дошёл. Из 1134 человек на борту погибло 30 – первые две шлюпки, занятые и спущенные в спешке, затянуло под ещё не остановленные винты, и порубило, вместе с людьми, в мелкие ошмётки.

Из первой шлюпки смогла выпрыгнуть и избежать смерти под винтом некая Вайолет Джессоп. Эта тётя, имевшая на тот момент двадцать девять лет от роду, примечательна тем, что умудрилась поучаствовать в инцидентах, случившихся со всей уайтстарлайновской тройкой.

Началось всё с того, что простая молодая ирландка, из, мягко говоря, не богатой семьи, пошла работать стюардессой на океанские корабли. Через несколько месяцев после того, как она устроилась на «Олимпик», тот столкнулся с крейсером «Хок». Дело было, значит, в 1911-м, обошлось благополучно. Через год Джессоп с «Олимпика» переходит на «Титаник» и отправляется в его первый и последний рейс. Повезло, спаслась. И продолжила работать на кораблях «Уайт стар лайн». В итоге, в 1916-м оказалась на «Британнике», где была переквалифицирована из стюардессы в медсестру. Корабль подорвался на мине, Джессоп не повезло оказаться в первой же спущенной шлюпке, которую затянуло под винты – но и тут она спаслась. Прожила 83 года. Непотопляемая тётя.

В отличие от «Титаника», ушедшего на недоступную океанскую глубину в три с лишним километра, «Британник» опустился на средиземноморское мелководье в полторы сотни метров. На дне он лежит правым бортом, закрывая пробоину, оставленную там взрывом.

Самый первый корабль серии, «Олимпик», оказался самым «долгоиграющим». Прослужив трансатлантическим лайнером три года, с началом Первой Мировой корабль был реквизирован Адмиралтейством и стал войсковым транспортом. В числе прочего, он совершил десять рейсов в Америку, перевозя воинские контингенты.

В ходе одного из таких рейсов, у мыса Лизард (в самом юго-западном углу английского «крокодильчика»), 12 мая 1918 года, корабль был атакован немецкой подводной лодкой U-103. Но всё пошло неожиданным образом – увернувшись от торпеды, на «Олимпике » увидели рубку вытолкнутой на поверхность после торпедного залпа субмарины. Быстроходный лайнер догнал не успевшую погрузится лодку и разрубил её форштевнем. Немецкая подводная лодка пошла ко дну, нескольких спасшихся немецких подводников подобрали эсминцы охранения.

27-Olympic-U-103
U-103 пытается убежать, «Олимпик» идёт на таран. Картиночка отсюда.

После окончания войны и ремонта, лайнер вышел на трансатлантические пассажирские перевозки в июне 1920-го. Маршрут остался прежним – Саутгемптон-Шербур-Нью-Йорк. В 1924-м последовало очередное столкновение – в корму «Олимпика», выходившего из нью-йоркского порта, въехал британский пароход «Сент Джордж» компании «Фёрнесслайн», «Олимпик» опять отделался лёгким испугом.

В 1934-м году давние конкуренты, «Кунардлайн» и «Уайт стар лайн», под давлением правительства, объединились. На фоне общего экономического упадка, депрессии и падения интенсивности и прибыльности трансатлантических перевозок. Даже с «трофейными» немецкими лайнерами, переданными им взамен погибших своих, дела у компаний шли не самым лучшим образом.
В качестве компенсации за потопленную «Лузитанию», «Кунард лайн» получила немецкий лайнер «Император», однотипный с «Фатерляндом»-«Левиафаном». «Императора» переименовали в «Беренгарию» и пустили на трансатлантические рейсы.
«Уайт стар лайн» взамен погибшего «Британника» получила последний систершип однотипной немецкой троицы – лайнер «Бисмарк», ставший «Маджестиком».

29
Тот корабль, что слева – «Беренгария» компании «Кунард лайн», бывший немецкий «Император». Тот, что справа – «Олимпик» компании «Уайт стар лайн».

В первом же рейсе у «старых новых хозяев» «Олимпик» столкнулся в очередной раз – на подходе к Нью-Йорку лайнер в тумане перерезал стоявший на якорях плавучий маяк «Нантакет», мгновенно отправив его на дно вместе с восемью членами экипажа.

28-Nantucet
«Олимпик» идёт мимо плавучего маяка, отмечающего отмель у острова Нантакет. 15 мая 1934 года «Олимпик» этот плавучий маяк потопит. Картиночка отсюда.

Вообще, считается, что львиная доля «пропавших без вести» и «не вернувшихся в порт» в Северной Атлантике небольших шхун и рыболовецких судов, исчезнувших в первые десятилетия XX века, находятся на совести быстроходных массивных трансатлантических лайнеров. Ночью, на полном ходу да в тумане… Там, не то, что приближающееся мелкое судёнышко, но и сам факт столкновения с ним могли не заметить. Слон и моська. А могли и заметить, но отнестись как машинисты локомотивов относятся к случайно выбредшим на пути коровам. Или людям. Океанский пароход хоть и не по рельсам идёт, но точно так же вмиг не остановится, и в сторону не отвернёт.

16
«Олимпик» слева и «Мавритания» справа.

Последний рейс «Олимпик», капитально не ремонтировавшийся с войны, совершил в 1935 году. После чего был продан на слом. Вместе с бывшим конкурентом – лайнером «Мавритания».

---

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление

Часть 1. Dazzle vs Szary

Часть 2. Голубая лента Атлантики. Англичане и немцы

Часть 3. «Гончие Атлантики»

Часть 4. Лайнер одного рейса

Часть 5. Любитель таранов
Tags: история, корабли, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “корабли” Tag

  • С днём ВМФ!

    Всех причастных – с праздником! Всех непричастных – с поводом ;-) (Лично для меня, всё таки, повод, хоть и праздник. Сам-то я к флоту никакого…

  • Пожарный катер тип «Вьюн», Саратов

    Про этот катер, установленный в саратовском Парке Победы на Соколовой горе, заметка в ЖЖ уже была. Но не так давно нащёлкал новые фотографии, и для…

  • Ракетный катер проекта 206МР, г.Энгельс. Большое зимнее фотодополнение.

    Ракетный катер «Карачаево-Черкесия» проекта 206МР «Вихрь», г.Энгельс. Большое зимнее фотодополнение. Своего рода фотодополнение к заметке о…

  • Памятники и буксиры – 2

    Предыдущая часть. 19. Памятники и буксиры – 2 Пройдя изрядное расстояние, наконец добираемся до конечной точки прогулки – пожарного катера…

  • Памятники и буксиры – 1

    Предыдущая часть. 18. Памятники и буксиры – 1 Так получилось, что обе параллели нашей прогулки по двум волжским областным центрам, оканчиваются…

  • Листая старые архивы - «Costa Serena»

    Когда я готовил здоровенный материальчик по лайнерам, было у меня великое искушение коснутся и современных каких-нибудь. Благо и они большие, и они…

  • Сторожевой и Вьюн

    В 2017-2018 году в Саратове в Парке Победы, что на Соколовой горе, появился кораблик. Маленький, но яркий. Быстроходное противопожарное судно проекта…

  • Просто фото

    Неизвестный науке зверь ромашка :-)

  • Тянем-потянем или Путевая заметка одного дня

    Даже не заметка а так, песнь акына, что вижу, о том пою. Экспромт чистой воды, прошёлся «по Абрикосовой, свернул на Виноградную», захотелось об этом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments