Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Лайнеры. Часть 3. «Гончие Атлантики»

Предыдущая часть.

Часть 3. «Гончие Атлантики»

Вернёмся назад, к совершенно невоенному «Олимпику» и однотипным с ним «Титанику» и «Британнику». А также к их основным конкурентам, «Мавритании» и «Лузитании».

После того, как в конце XIX века немецкие компании «Северогерманский Ллойд» и ГАПАГ своими новыми кораблями утёрли нос беспечно почивавшим на трансатлантических лаврах англичанам, у тех не на шутку разыгрались реваншистские настроения. Тут сошёлся и престиж, упущенная Голубая лента Атлантики, и экономические соображения – немцы оттягивали на себя изрядный кусок трансатлантических перевозок. А тут и некоторые отечественные компании подложили английскую свинью – скажем, «Уайт стар лайн» и «Лилэнд лайн» вступили в американский трест. То, есть вроде как бы и наши, но в разведку с такими не пойдёшь. Кстати, соображения по поводу возможных трудностей с мобилизацией судов компаний, состоящих в американском тресте, были не на последнем месте при принятии решения о госпомощи в постройке новых, чисто британских судов.

Компания «Кунард лайн» и британское правительство договорились в 1903-м, буквально через год после того, как у очередного немца другой очередной немец Голубую ленту перехватил. На строительство каждого корабля Адмиралтейством выделялось по 2,6 миллиона фунтов стерлингов, да ещё и ежегодная субсидия на время эксплуатации (75 тысяч). Да ещё гарантировались правительственные гранты на перевозку почты и прочее. Не плохо, в общем. За все эти плюшки компания не жертвовала практически ничем, разве что гарантировала, что в случае войны суда будут переданы Адмиралтейству для использования в качестве вспомогательных крейсеров. Строились корабли по довольно строгим, «военизированным», требованиям, возможность конверсии во вспомогательный крейсер и некоторые «избыточные» для мирного лайнера особенности конструкции были заложены изначально.

Так и появились «Лузитания» и «Мавритания». Корабли начали эксплуатироваться в 1907-м, а в 1909-м «Лузитания» наконец отобрала у немцев вожделенный приз. Чтобы тут же уступить его «Мавритании», которая удерживала Голубую ленту двадцать лет, до вмешательства очередного, теперь уже межвоенного немца.

С появлением у «Кунард лайн» «сладкой парочки» «Гончих Атдлантики», дела у конкурентов пошли хуже. А тут ещё «Кунард» запланировали третий корабль, такой же, только лучше - «Аквитанию». С этим надо было что-то делать, прибыль от перевозок упускать было нельзя. Тут на сцену и вышла троица «Олимпик», «Титаник», «Британник». Но о них чуть позже.

07-Cunard
«Кунард лайн». На счёт «фастестс» - несомненно да. А вот пальму первенства в вопросе «ларджест» пришлось вскоре уступить. Кстати, подобная «ледокольная» окраска была и у судов «Уайт стар лайн», разве что у её кораблей трубы были однозначно жёлтыми. (В одномоментном российском военном флоте практиковалась «палевая», в общем-то, тоже жёлтая, окраска труб боевых кораблей. Пока Русско-японская война не показала, что боевому кораблю иметь в конструкции ярко окрашенные и хорошо заметные элементы ни к чему. А потом маятник снова качнулся в другую сторону – и изобрели «ослепляющий» камуфляж. Ну, вы знаете, чем это кончилось, камуфляжи разнообразной выдуманности и однотонная окраска чередуются до сих пор. Мода).

Понятно, что у всех упоминаемых компаний было и множество других пароходов, в том числе линейных трансатлантических. Но на слуху всегда «самые-самые». Самый большой лайнер, самый быстрый лайнер, самый комфортабельный лайнер… Лайнер с самой трагической судьбой.

У «Кунарда» «тяжёлой артиллерией» выступала пара «гончих Атлантики», однотипные «Мавритания» и «Лузитания».
Но более известна «старшая сестра», «Лузитания». И более известна именно своей катастрофой – в 1915 году её торпедировала немецкая подводная лодка.

21-U-20
Немецкий «унтерзеебот» U-20, потопивший «Лузитанию».

Капитан подводной лодки U-20 Вальтер Швигер точно опознал «Лузитанию», но был уверен, что атакует комбатанта – вспомогательный крейсер. (Вспомним, что «гончие Атлантики» изначально планировались на эту роль в случае войны. И немцы, не будь дураки, об этом знали). Но в представлении пропаганды Великобритании Швигер стал военным преступником, хладнокровно и безжалостно утопившим гражданское судно. Благо, даже после войны Швигер оправдаться не мог – 7 сентября 1917 года подводная лодка U-88 под его командованием погибла на минном поле у берегов Дании вместе со всем экипажем.

Хотя обстоятельства трагедии «Лузитании» немного двусмысленны. Лайнер, остававшийся лайнером, кроме пассажиров официально вёз стрелковое оружие и боеприпасы к нему. Это, вроде как, можно. Но, учитывая «лишний» взрыв, «не бьющийся» с подрывом торпеды, конспирологи считают, что судно везло контрабандой взрывчатку – ингредиенты для начинки артиллерийских снарядов.

А там ещё и политика намешалась. Черчилль так активно тянул США в войну, британские СМИ под таким соусом подавали эту трагедию, что конспирологические теории о том, что «Лузитанию» подставили под удар ради «прецедента, который всколыхнёт весь мир» ходят до сих пор.

22
Завербуйся!
Отомсти подлым гуннам! (Да, немцев пропаганда Антанты почему-то звала гуннами. Потом это почётное звание перекочевало на Советскую Россию. Мадьяры, числящие себя прямыми потомками Аттилы, смотрят с завистью.


На «Лузитании» погибло двенадцать сотен человек. Из них 128 человек имевших гражданство США. Но, не смотря на то, что среди них был целый миллионщик Альфред Вандербильт, президент США Вудро Вильсон в тот раз не купился на посулы английского любителя сигар и коньяка.
Вот два года спустя, когда победитель в войне уже обозначился, а экономическая выгода была получена и закреплена…

«Мавритании» повезло немного больше. Войну она пережила, но не смогла осилить, разве что, мировой экономический спад.

08-Maurentania
Лайнер «Мавритания». Фото тридцатых годов, тут лайнер из линейных переведён в круизные и перекрашен в весёленький белый цвет.

В 1934 году оставшуюся одной «гончую Атлантики», чей рекорд превзошли не только немцы, но и подтянувшиеся итальянцы с французами, списали в утиль. Не знаю, на сколько быстро разбирали судно. Ведь тогда это делали ещё не в Индии и не в Пакистане, но перехват Голубой ленты Атлантики у итальянцев французами в 1935-м остов «Мавритании» ещё мог застать. А может и то, что ещё через год, в 1936-м, англичане на лайнере «Куин Мэри» вернули приз себе. (Потом, после войны, Голубая лента Атлантики от «Куин Мэри» перейдёт к американскому лайнеру «Юнайтед Стэйтс». У него приз и остаётся до сих пор).

09-Maurentania
И опять «Мавритания», но во времена Первой Мировой. Точнее – сразу после неё, декабрь 1918 года, один из рейсов по возвращению американских солдат домой. «Ослепляющий» камуфляж ещё не закрашен.

Продолжение.

---

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление

Часть 1. Dazzle vs Szary

Часть 2. Голубая лента Атлантики. Англичане и немцы

Часть 3. «Гончие Атлантики»

Часть 4. Лайнер одного рейса

Часть 5. Любитель таранов
Tags: история, корабли, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “корабли” Tag

  • Ракетный катер проекта 206МР, г.Энгельс. Большое зимнее фотодополнение.

    Ракетный катер «Карачаево-Черкесия» проекта 206МР «Вихрь», г.Энгельс. Большое зимнее фотодополнение. Своего рода фотодополнение к заметке о…

  • Памятники и буксиры – 2

    Предыдущая часть. 19. Памятники и буксиры – 2 Пройдя изрядное расстояние, наконец добираемся до конечной точки прогулки – пожарного катера…

  • Памятники и буксиры – 1

    Предыдущая часть. 18. Памятники и буксиры – 1 Так получилось, что обе параллели нашей прогулки по двум волжским областным центрам, оканчиваются…

  • Листая старые архивы - «Costa Serena»

    Когда я готовил здоровенный материальчик по лайнерам, было у меня великое искушение коснутся и современных каких-нибудь. Благо и они большие, и они…

  • Сторожевой и Вьюн

    В 2017-2018 году в Саратове в Парке Победы, что на Соколовой горе, появился кораблик. Маленький, но яркий. Быстроходное противопожарное судно проекта…

  • Просто фото

    Неизвестный науке зверь ромашка :-)

  • Тянем-потянем или Путевая заметка одного дня

    Даже не заметка а так, песнь акына, что вижу, о том пою. Экспромт чистой воды, прошёлся «по Абрикосовой, свернул на Виноградную», захотелось об этом…

  • Лайнеры. Часть 5. Любитель таранов

    Предыдущая часть. Часть 5. Любитель таранов «Титаник» не перенёс первого же столкновения в первом же рейсе. На долю «Олимпика» выпало аж четыре…

  • Лайнеры. Часть 4. Лайнер одного рейса

    Предыдущая часть. Часть 4. Лайнер одного рейса На «кунардовских» «рекордсменов» «Уайт стар лайн» решила дать «асиметричный» ответ. За…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment