Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Техника у предприятия «9 ЦАРЗ», г.Энгельс

Техника, что тут установлена, представляет собой классический вариант - «памятник у проходной», достаточно распространённый на отечественных машиностроительных, ремонтных и прочих предприятиях. Разве что, тут два памятника – один на улице, перед проходной, второй – за забором, на территории предприятия.

01
Общий вид на оба памятника у «9 ЦАРЗ» (г.Энгельс, проспект Ф.Энгельса).

Снимок вышел не слишком-то информативный, но только с такого ракурса оба памятника попадают в один кадр. Но сейчас мы их рассмотрим по отдельности и подробнее. Все фотографии сделаны 27 августа 2019 г.

02

Правда, снимать тот объект, что на территории, пришлось через забор, потому вышло не слишком хорошо. Зато второй, на улице, вполне доступен для осмотра.
Начнём с того, что за забором.

03
Издалека и не приглядываясь – вполне себе ЗИС-5. Но даже не подходя близко, а просто приглядевшись ясно, что не совсем. Или – совсем не. На здании слева мемориальная доска: «Авторемонтный завод №9 в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от Сталинграда до Будапешта, восстанавливая и возвращая в строй боевую технику».

На самом деле история нынешнего «9 ЦАРЗ» ещё более хитрая.
В октябре 1942-го тамбовская рембаза №9 становится Автобронетанковым ремонтным заводом №9 в составе Брянского фронта. А дальше путь завода идёт через Сталинград, Таганрог, Перекоп, Бельцы (это уже 1944-й, 2-й Украинский фронт, Яссо-Кишинёвская операция). В 1945 – Венгрия, Будапешт.
При чём тут история тамбовского завода до завода в Энгельсе? А смотрим дальше.
В ноябре 1941-го в Энгельс с Украины эвакуируют киевский 83-й трактороремонтный завод и харьковский 126-й трактороремонтный завод. В марте 1943-го на их основе создают Подвижную ремонтную базу. В составе 4-го и 2-го Украинских фронтов ПРБ проходит маршрут Сталинград, Таганрог, Мелитополь, Перекоп, Симферополь, Бельцы. И оказывается в Будапеште, на тех же площадках, что и тамбовский 9-й завод.
В марте 1945-го их объединяют, а в августе завод выводят на Украину. А через десять лет, в сентябре 1955-го, завод переводят в Энгельс.

Ремонтировали трактора, автомобили, гусеничные тягачи. В шестидесятых стали заниматься многоосными МАЗами. Потом всякими иными прочими колёсными и гусеничными шасси. А после случились «девяностые». Оборонные заказы резко сократились. Начали ремонтировать всё подряд, вплоть до железнодорожной техники. Как-то бултыхались, но... Но не очень умело. А тут ещё КамАЗ увёл «сладкий кус» оборонных заказов. В общем, после кратковременного расцвета в двухтысячных, к нынешним временам завод дошёл до банкротства. В опись и оценку попали и оба памятника.

04
Постамент, конечно, оригинальный, в виде наковальни. (Лишний раз подтверждается тезис, что наша техника не только изготавливается, но и ремонтируется на наковальне с помощью кувалды и такой-то матери. Шучу конечно, мне этот постамент понравился, необычно сделано).

Сам памятник, несомненно, изображает трёхтонный грузовик ЗИС-5. А если точнее – его упрощённую модификацию военного времени. С кабиной, сбитой гвоздями из «вагонки» и больше похожей на сарайчик. И характерными «квадратными» крыльями. Правда, тут уж создателям памятника надо было быть последовательными и ставить только одну фару, с левой стороны.

05
«Воинам авторемонтникам. 1941-1945».

Впрочем, то, что мы понимаем, что именно памятник изображает, не означает, что памятник этим является. Похоже, взяли какой-нибудь списанный ГАЗ-51 и поставили вместо кабины довольно грубую имитацию.

Второй объект может не на столько «историчен», но зато уж точно аутентичен. (А в связи с банкротством владельца, от «реализации» его будет несомненно больше пользы, чем от реализации первого памятника. Металла больше, металлолом получится подороже).

06
Многоцелевой тягач-транспортёр лёгкий бронированный МТ-ЛБ.

Транспортёр начали выпускать и эксплуатировать в первой половине шестидесятых. Закончили… Собственно, ещё не закончили. И вряд ли в ближайшее время это случится. Конструкция оказалась очень удачной, получила широкое распространение по всему миру. И не только в армии. Существует масса модификаций транспортёра, с различным вооружением и оснащением. Или без вооружения. Без брони, в качестве вездехода – тоже.

Какие-то модификации используют по прямому назначению – для транспортировки грузов и таскания грузов за собой. А какие-то стали «носителями вооружений». Кроме того, шасси стало основой для создания многочисленных боевых машин.

07
Вид на носовую часть.

В данном случае, имеем модификацию «МТ-ЛБВМ». Во всяком случае, так на табличке написано. Спорить не будем. Буковка «В» - «вездеходная» модификация, с уширенными траками гусениц для снижения давления на грунт. На модификации «ВМ» вместо изначальной башенки с 7,62-мм пулемётом ПКТ был установлен 12,7-мм пулемёт НСВТ.

08
Левый борт.

Снизу, на лобовом листе, имеется подвижный волноотражательный щиток. Да, тягач МТ-ЛБ мало того, что обладает высокой проходимостью по всякой «сухопутной» грязи-непролази, так ещё и может плавать. Движение на плаву осуществляется за счёт перемотки гусениц.

09
Кормовая часть.

В корме – десантные люки. В них, как и в бортах корпуса, видны закрытые амбразуры для стрельбы из личного оружия.

10
А что, если заглянуть снизу? Хм. Днище выглядит каким-то изрядно помятым.

Состояние памятника вполне удовлетворительное. И изначально много чего «навешано», и вандалы почти не дотянулись. Последнее не столько заслуга заводской охраны, сколько безлюдность и некоторая труднодоступность места расположения.

11
Вид на правый борт.

На памятнике не забыто главное достижение советской бронетанковой конструкторской мысли – бревно самовытаскивания.

12
Пулемётная установка с имитацией пулемёта.

Транспортёр на удивление в хорошем состоянии, окна, фары, всё на месте, ничего не побито. Но «пулемётный» ствол всё же погнули. Видимо, какой-то идиот ухватился и повис на нём своей безмозглой тушкой.

13

Да, в плане уникальности этот объект не слишком примечателен. МТ-ЛБ и в качестве памятников масса, и эксплуатируется их сейчас огромное количество. Но для самого города Энгельса он уникален – своей комплектностью. Наверное, состояние данного экземпляра одно из лучших изо всех установленных в городе военных и технических памятников.

14
Фары, зеркала, смотровые приборы… Всё на месте.

Специально для «эстетов» ( :-) ): [Spoiler (click to open)]единственный выбитый номер, который мне удалось найти. Только, как я понимаю, это не серийный номер транспортёра, а заводской номер детали:

15


Суровый и солидный тягач.

16
Tags: ЗиС-5, МТ-ЛБ, автомобили, бронетехника, видел сам, военное, макеты, саратов/энгельс, фотообзор
Subscribe

Posts from This Journal “бронетехника” Tag

  • Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард

    Минисериал «Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард» «Про танки» можно писать по-разному. Можно серьёзно, освещая всякие…

  • В честь Первого апреля

    В честь Первого апреля предлагаю вспомнить один исторический эпизод, приобретший в поздних интерпретациях комический оттенок. Ссылка на…

  • Почти эволюция

    Почти эволюция. Конечно, если изобретать «эволюционное древо» «тридцатьчетвёрки», надо бы БТ ставить рядом, но что есть, то есть. Тем более, на…

  • Самый лучший танк!

    Самый лучший музейный танк тот, на который можно невозбранно залезть и пооткручивать всё, что ещё не открутили :-) Перед нами даже не макет, а…

  • Танки и Искусство

    Помнится, не так давно была у меня заметочка "про искусство" (на самом деле про танки :-) ) - с висящим в Третьяковке МС-1 художницы Зерновой. Вот…

  • Старые фотоархивы. Танк из Кролевца

    Однако, как совпало! Буквально позавчера, 13 числа, заполучил парочку старых фоток - и вот сегодня, 15-го, камрад tankist_31 публикует очередную…

  • Железные игрушки или АСУ-57

    Железные игрушки, прикрученные болтами к полу, или К вопросу об АСУ-57 Спасибо уважаемому nikarios, своей заметкой о музейной АСУ-57 напомнил…

  • Парк «Патриот», г.Энгельс. Итоги

    Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Итоги Наверное, пора подвести некоторый итог. Все установленные в Парке…

  • Фаланга. Или баталия. Или вовсе терция :-)

    Как минимум картиночку из интернетов я уже выкладывал. Может и фоточку тоже. Но вот, решил объединить :-) Почему-то эта фоточка всегда мне напоминает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments