Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

ЗРК С-75, г.Энгельс

Очередной технопамятник города Энгельс. С одной стороны весьма банальный, с другой стороны – в чём-то оригинальный. Да ещё и проблемный, проблемный в том же, в чём проблемна группа техники у Вечного огня и городского парка – всегда кажется, что в любой момент можно сходить и посмотреть. Этот не сильно примечательный объект расположен всего в нескольких сотнях метров от моего дома, постоянно перед глазами, и потому специально ходил на него посмотреть один-единственный раз в жизни. Тогда и сфотографировал.

Пусковая установка и ракета ЗРК С-75, г.Энгельс

Оригинальностью установки этот объект не то, что не уступает, но и превосходит паровоз Л-1578. Да, паровоз установлен посередине автомобильного перекрёстка с кольцевым движением, но, хотя бы, недалеко от железнодорожного вокзала, пусть и не действующего. Вроде более-менее логично.

Этот объект тоже посередине «кольцевого» перекрёстка. Но просто так, посреди города.

01
Зенитно-ракетный комплекс С-75. Пусковая установка с ракетой. Фотографии, кроме отдельно обозначенных, сделаны 9 мая 2019 г.

В общем-то, пусковой установкой и ракетой комплекса С-75 нас не удивишь. Удивительно место установки, ни к селу, ни к городу, просто на дороге. Ракета ещё и направлена куда-то в сторону рядом расположенной школы. Феерично, короче говоря.

Установлен объект в конце апреля 2014 года – как раз к майским праздникам. До того посередине перекрёстка была обычная клумба с цветами.

02

Где эта пусковая установка с ракетой обреталась двадцать лет до своей установки на перекрёстке, сказать затруднительно. Проще сказать, где она была некоторое количество лет перед этим. Стояла на территории ЭВЗРКУ ПВО - Энгельсского высшего зенитного ракетного командного училища ПВО. Которое было расформировано в 1994 году. Сейчас там громадный пустырь. Из всех сооружений осталось только здание общежития и забор.

(В качестве подтверждения своих слов могу привести вот такую парочку фотографий из интернета:
03
За ракетой – небольшая трибуна, а дальше плац и третий корпус училища.

04
Справа помпезный первый корпус. Наша ракета видна слева.
Ракета ещё существует, на новом месте, остального уже нет).


В училище («ракетка» в местном обиходе) специалистов для С-75 учили в 1957-1965 годах. (До этого училище было хоть и «зенитным», но не «ракетным» - готовили зенитчиков-артиллеристов. При том, что изначально – для флота). Потом, в 1966-1987 гг. в училище перешли на С-200. И позже, до закрытия в 1994-м, обучали уже на С-300.

Кстати, по поводу обозначений. Буква «С» - это просто «система». (Как буква «К» в названиях самолётов-ракетоносцев – просто «комплекс»).

05
С-75 на своём нынешнем месте.

Даже не будучи специалистом видно, что ракета двухступенчатая. Сзади, выкрашенный белым, твердотопливный ускоритель, первая ступень. После того, как отваливался, начинала работать вторая ступень, основной жидкостный ракетный двигатель.

Разрабатывать эту систему ПВО начали в первой половине пятидесятых, и первый её вариант, СА-75 «Двина», был принят на вооружение в декабре 1957-го. А потом пошло совершенствование. В мае 1959-го появилась С-75 «Десна». А в мае 1961-го – С-75М «Волхов», который и стал основной модификацией системы, которая, модернизируясь но уже не меняя названия, выпускалась до 1987-го года. Модернизации шли, главным образом, в «радиоэлектронной» области. Кроме «внутреннего использования», С-75 в изрядном количестве шли на экспорт. На Кубе они, по моему, до сих пор на вооружении.

Вообще, до С-75, у нас уже была ракетная система ПВО – С-25, ну, та самая, которая защищала только Москву и больше ничего. Ибо была стационарная и вокруг Москвы двумя кольцами построенная. А С-75 разработали подвижной. Не «мобильной», ибо стрелять с самоходного носителя нельзя, но «подвижной», способной перемещаться с места на место.

Глядя на мои фото с пусковой установкой на мощной крестовой опоре, намертво прибитой к грунту, трудно представить, как это дело может быть подвижным? А запросто.

06
Ракета на транспортной тележке-полуприцепе. Музей техники Вадима Задорожного, фото сделано 13 июля 2019 г. Тут, заодно, можно рассмотреть рули и тяги управления ракеты, и устройство порохового ускорителя. На энгльсской ракете ничего этого нет.

По идее, масса снаряжённой ракеты около двух с половиной тонн. При желании, можно таскать шестёркой лошадей. Но то, что годилось для сороковых, было отброшено к пятидесятым. Зачем нам шестёрка лошадей, когда у нас есть ЗИЛ-157, с сотней лошадей под капотом?

07
Одна из важнейших частей системы С-75 – суровый ЗИЛ-157. Подобные грузовики таскали и тележки с ракетами, и тележки с пусковыми установками, и прочее. Музей техники Вадима Задорожного, фото сделано 13 июля 2019 г.

Официально это звалось ТЗМ – «транспортно-заряжающая машина». Был и свой индекс, сначала просто ПР-11, потом с разными буковками – в зависимости от модификации ракеты и пусковой установки, в которую ракету заряжали.

08
Ракета и пусковая установка транспортировались отдельно, на своих полуприцепах, и собирались уже на месте развёртывания. К сожалению, пусковая установка С-75 на транспортной тележке мне не попадалась. Музей техники Вадима Задорожного, фото сделано 13 июля 2019 г.

Транспортно-заряжающая машина привозила ракету на позицию, полуприцеп отцеплялся, ракета на нём поворачивалась и заряжалась в пусковую установку. В итоге получалась вот такая штука:

09
ЗРК С-75. Ракета 13Д на пусковой установке СМ-63-II. Фото сделано 16 августа 2016 г., Парк Победы, Саратов. На выцветшей музейной табличке, что в кадре, индексы написаны с ошибками, текст исправили при обновлении и замене табличек в 2018 году.

Система, созданная для «большой войны», как ни странно, активно применялась и без неё. И не только на вечно воюющих задворках цивилизованного мира, но даже и в не ведущем никаких войн СССР. Если уж начинают говорить про С-75, обязательно вспоминают U-2 и Пауэрса. Ну а что, событие-то заметное. Не пройдём мимо и мы.

Ну, эту историю все знают. Шестьдесят лет назад, 1 мая 1960 года, над территорией СССР, из Пакистана в Норвегию, летел американский разведывательный самолёт, пилотируемый Ф.Г.Пауэрсом. Но, по независимым от него причинам, полёт шпиона окончился несколько ранее, под Свердловском. А причина была банальной – ракета зенитного комплекса С-75.

10
Разведывательный самолёт Локхид U-2C Ф.Г.Пауэрса после встречи с ракетой ЗРК С-75. Над самолётом подвешена сама ракета С-75 (нет-нет, не «та самая» :-) ), только без стартового ускорителя. Кстати, за ней, на ярком парашюте, висит фотокамера с американского высотного разведывательного аэростата. Такие шпионские штучки американцы тогда запускали массово, нашим зенитным комплексам и с ними приходилось бороться. ЦМВС, Москва, фото сделано 16 декабря 2016 г.

11
Табличку рядом с энгельсским С-75 поставили, даже две, но о том, как туда добраться, не очень подумали.

Кстати, немного местной географии. Если вы едете на автомобиле из Саратова в Маркс через Энгельс, то вам придётся проехать оба перекрёстка с кольцевым движением – и тот, что с паровозом, и этот, с ракетой. Поэтому местными жителям они так примелькались, что памятниками просто не воспринимаются.

12
Ракета на закате.

На этом с ЗРК С-75 мы заканчиваем, в Энгельсе остались и другие занятные объекты.
Tags: видел сам, военное, история, москва, музеи, музей задорожного, пво, ракеты, саратов/энгельс, фотообзор
Subscribe

Posts from This Journal “пво” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments