Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Паровоз Л-1578, г.Энгельс

На относительно «современный» (1971 года выпуска) маленький заводской маневровый тепловоз мы поглядели в прошлый раз. Теперь можно глянуть на относительно «старинный» (1951 года выпуска) большой магистральный паровоз.

Паровоз Л-1578, г.Энгельс

Паровоз Л-1578. Изготовлен Коломенским паровозостроительным заводом в 1951-м году. Заводской номер 9482.

01
Паровоз Л-1578. Все фотографии сделаны 27 июня 2019 г.

После постройки паровоз был передан в эксплуатацию на Куйбышевскую железную дорогу. В 1960-м переведён на Приволжскую железную дорогу, в Волгоград. Когда его отправили «на запасные пути» и где он стоял - мне неизвестно. Приходилось читать, что на Приволжской железной дороге паровозы эксплуатировались до 1965 года. В 2010-м паровоз установили в городе Энгельс в качестве памятника.

02
Информация на паровой машине несколько грешит против истины. Там написано: «Паровоз серии Л 1949 года выпуска отреставрирован ОАО «Завод металлоконструкций» в 2009 году».

Занятно, но процесс установки этого многотонного памятника мне довелось пронаблюдать. Хоть и частично. В режиме, условно говоря, «утром ехали мимо на работу – вечером ехали мимо с работы». Первый (и единственный) смартфон с фотокамерой у меня появился только года через два, фотоаппарата под рукой не оказалось – потому процесс установки памятника остался не запечатлённым. А было любопытно. Сначала насыпали довольно длинную, наверное в полкилометра, дугой изгибающуюся, подушку (создалось впечатление, что песчаную), проложили по ней временные пути. Благо неподалёку как раз имеется железнодорожная ветка, по которой и доставили будущий памятник. Ну а после, обычный маневровый ЧМЭ3 затолкал паровоз на место.
Временные пути убрали, округу облагородили – и вот уже десять лет паровоз тут стоит.


03
На кабине машиниста хотя-бы есть надпись Л-1578 (хотя традиционная заводская табличка на блоке труба/сухопарник/песочница традиционно оборвана). На тендере же вообще нет никаких обозначений. Так что тендер может быть и от этого локомотива, и от любого другого. Тасовать разные локомотивы и тендеры при установке в качестве памятника у нас любят и умеют.

Кроме утерянной заводской таблички, у этого паровоза потеряли, заодно, и гораздо более важную деталь – шнеки углеподатчика.

04
Вид с правого борта. Надо обратить внимание на не вполне обычное расположение – паровоз хоть и стоит в сотне метров от энгельсского железнодорожного вокзала (давным давно не действующего), но установлен весьма оригинально – посередине «центрального острова» автомобильного перекрёстка с круговым движением. И оформление его площадки как-то совершенно не предполагает возможности подойти и осмотреть вблизи.

Раз уж заговорили об углеподатчике, можно сказать буквально пару слов об истории и конструкции.

Паровозы послевоенной серии «Л» выпускались с 1945 по 1955 годы. Первоначально серия официально звалась «П» - «Победа». (Заводское обозначение тоже «П» - П32, «паровоз, 32 модель»). Но потом серию переименовали – в честь конструктора Л.С.Лебедянского. А название «Победа», правда, неофициально, отошло к пассажирским паровозам П36.
Выпустили паровозов «Л» не сказать, чтоб много, четыре с небольшим тысячи, зато они эксплуатируются чуть ли не до сих пор. Точнее – именно что до сих пор и эксплуатируются. Правда, в составе всяких «прогулочных» и «тематических» ретро-поездов. А те, что не ездят и не пущены на слом, в огромном количестве расставлены в качестве памятников по всей стране.

Что до конструкции, паровозы «Л» были весьма совершенны и прогрессивны. В том числе были оборудованы такой занятной штукой, как углеподатчик. Вручную топить этот паровоз на крейсерской скорости было проблематично, вот и поставили механизм из нескольких шарнирно соединённых шнеков, размещённых в шарнирно соединённых трубах, подающих уголь из тендера в топку.

05
Вот такая схемка из интернета – устройство углеподатчика на паровозах серии Л.

На дне тендера стенки ставились с уклоном, образуя эдакую вытянутую плоскую воронку, прикрытую управляемой заслонкой. На дне воронки горизонтально размещался первый шнек, загребающий уголь из тендера. Там же, в тендере, перед выходным отверстием ставили угледробитель для измельчения особо крупных кусков угля. Этот шнек карданной передачей соединялся со вторым, расположенным между тендером и паровозом, и идущим под небольшим углом вверх. А тот, в свою очередь, через перемычку, крепился к третьему шнеку, круто поднимающемуся вверх и уходящему в расширенное шуровочное отверстие топки. Трубы, в которых крутились шнеки, тоже соединялись подвижно, шаровыми головками. Все эти ухищрения нужны были для нормальной работы углеподатчика при перемещениях паровоза и тендера относительно друг друга.

06
На этой фотографии паровоз стоит «голый». Но на праздники, вроде Нового года или Дня Победы, на него регулярно цепляют «фонарики», транспаранты и прочее. Потом снимают обратно.

В принципе, кое-какие занятные детали про конструкцию паровозов серии Л можно посмотреть здесь, здесь и здесь, на примере паровоза Л-3733, установленного в Саратове. Там подойти и рассмотреть паровоз гораздо проще.

08
Кстати, изначально на носу, на дверце, была не просто красная звезда, а звезда с рельефными профилями Ленина и Сталина. Когда принялись развенчивать культ личности, этот барельеф со звезды отковыряли (отделить Сталина и оставить одного Ленина не представлялось возможным). Поэтому на звезде, прямо посередине, осталась круглая плоская «тарелка». На упомянутом саратовском паровозе Л-3733 это хорошо видно. А тут и сама звезда «неродная» - гораздо меньше положенной.

07
Благодаря своему «оригинальному» расположению, вокруг паровоза порой скапливается изрядно автомобилей. Особенно, когда на одном из съездов кольцевого движения образуется затор – там недалеко железнодорожный переезд, и его регулярно перекрывают. При этом дойти пешком и посмотреть на памятник крайне неудобно – достаточно далеко от жилых домов и общественного транспорта.

Вот такой паровоз-памятник. Да, прямо скажем, не самой редкой серии. Да, прямо скажем, не самой лучшей сохранности. Да, давненько его не подкрашивали в «радикально-чёрный цвет». Но он всё равно симпатичный.

09

С энгельсскими железнодорожными да и вообще «мирными» технопамятниками на этом, пожалуй, всё. Дальше пойдут всё больше объекты военные.
Tags: видел сам, железнодорожное, саратов/энгельс, фотообзор
Subscribe

Posts from This Journal “железнодорожное” Tag

  • «Феликс Дзержинский»

    Феликс Дзержинский – человек и паровоз: Грузовой паровоз серии ФД. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • Ненастоящий бронепоезд

    Говорят – царь ненастоящий! Один из самых распространённых видов бронепоездов, стоящих сейчас в России памятниками или в музеях, – бронепоезд…

  • Горячий финский парень

    Горячий финский парень: Финский грузовой паровоз серии Tk3. (Фотография сделана в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России).

  • Идеи витают в воздухе

    Ну вот, только я вспомнил недавно свои любимые бронепоезда и прочие мотоброневагоны (правда, ещё не все вспомнил, кое-что приберёг) - как и у…

  • Пучеглазик

    Французский пучеглазик. Подробнее про то, что это за локомотив, и как он попал из тёплой Франции на просторы Сибири - было рассказано здесь.…

  • Симпатяга

    Продолжим бомбардировку ленты красивыми локомотивчиками :-) Вот такой вот симпатяга: Это тоже одна из моих любимых фоток сезона Лето-2021 :-)…

  • Красивое

    - Вы продаёте локомотивов? - Нет, просто показываю. - Красивое... Одна из моих любимых фоток сезона Лето-2021. (Снято в Санкт-Петербурге, в…

  • И снова бронепоезда. И бравурные телепередачи

    Мне тут во ВКонтактике ссылочку в комментариях кинули, на тему бронпоездов. (Ну, не совсем мне, но по итогам вчерашней моей заметки по « подсчёту…

  • Что осталось от бронепоездов?

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен – там в полтора раза больше фотографий). Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть? Если…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments