Сегодня будет самый, наверное, классический вариант – военная техника у Вечного огня и Городского парка.
Правда, именно из-за своей «классическости» и легкодоступности объектов, фотографии не слишком интересные. Всегда кажется – ну уж сюда-то можно дойти в любой момент и уточнить то, что нужно. Объекты, откровенно говоря, не слишком интересные и редкие, но раз составлять полный перечень энгельских военных и технических памятников – без них никак нельзя.
Для протокола: фотографии сделаны 16 сентября 2018 г., 24 мая 2020 г., 08 июля 2020 г. и 04 ноября 2020 г.

Географически, всё это располагается на той же набережной, у той же Волги, что и ракетный катер «Карачаево-Черкесия», так и не ставший пока музеем «Покровский сторожевой». Только катер стоит на километр ниже по течению.
Официально памятник называется «Героям фронта и тыла». Стелу на набережной с Вечным огнём открыли к празднованию Дня победы в 2000 г.
Тогда никакой техники рядом не было. И не было её очень долго. Уж не знаю, планировалась ли она, в принципе, в проекте изначально, или нет.
Идея с установкой пушек появилась во второй половине 2017-го. Во всяком случае, о ней стало известно «широким кругам». Вообще, поначалу хотели поставить традиционные ЗиС-3. Но, видать, их запас на складах, наконец, исчерпался. В итоге, в 2018-м были установлены гаубицы Д-1. А чуть позже и поодаль – танк Т-72 и бронемашина БРДМ-2.

152-мм гаубица образца 1943 года, она же – Д-1. Если по-простому, то орудие получилось наложением новой ствольной группы с баллистикой гаубицы М-10 («152-мм гаубица обр.1938») на имеющийся удачный лафет гаубицы М-30 («122-мм гаубица обр.1938»). Специфической формы щитовое прикрытие от М-30 тут хорошо видно. Ещё и дульный тормоз навертели, для снижения отдачи, лафет-то был рассчитан на более лёгкую систему. Производили Д-1 до конца сороковых годов, а по всему миру они вполне воюют и сейчас.

К счастью, при «художественном оформлении», боковины колёс пушек-памятников не стали полностью зарисовывать белой краской, а то любят у нас в стране подобную ерунду. А так получилось приятно и солидно. Разве что, звёздочки на ствол нарисовали, ну да ладно.
Гаубицы пока ещё не залиты в сто двадцать восемь слоёв краски, и можно посмотреть, что там выбито на казённиках, помимо наименования «152-мм гаубица обр. 1943» и веса с затвором и без затвора.
Та, что слева – имеет заводской номер 1139 и выпущена в 1945 году.
[Spoiler (click to open)]

Та, что справа – заводской номер 1524, выпущена уже в 1946 году.
[Spoiler (click to open)]

На удивление, вновь установленные орудия в композицию стелы вполне удачно вписались. Хуже уж точно не стало. В отличие от двух других объектов, установленных поодаль, на краю городского парка. Установленных тут непонятно вообще зачем.

Стоит отойти от Волги на несколько десятков метров, и впечатление от стелы сразу портится двумя бестолковыми бронеобъектами.
Слева у нас стоит БРДМ-2, справа – Т-72.

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2.
Приводить подробные ТТХ или рассказывать историю создания я, конечно, не буду, в сети таких подробностей навалом. Только так, некоторые занятные моменты для чайников, вроде меня самого.
Такая лёгкая бронемашина на четыре человека, со слабенькой противопульной бронёй и пулемётным вооружением, зато проходимая и способная плавать. Разработки начала шестидесятых, выпускавшаяся до конца восьмидесятых и служащая по всему миру и сейчас.

Если не брать в расчёт занятную и непонятную расцветку (или это в честь Сирийской войны, «под пустыню»?) тут есть на что обратить внимание. В том смысле не на то, что на машине есть, а на то, чего на ней, увы, нет.
То, что приборов наблюдения нет, и от фар остались одни крепления – ладно, всё равно вандалы побьют. То, что подвижный волноотражательный щиток с носа исчез, одни крепления остались – ладно, и это можно пережить. Но то, что нет главной фишки машины – дополнительных колёс, выдвигавшихся из-под пузика для увеличения проходимости – вот это обидно. Колесики были маленькие, но ведущие, с цепным приводом.

Кстати, на установленной в том же году в энгельсском Парке Патриот такой же БРДМ-2 эти колёса вполне есть и даже специально выдвинуты. Там и окрашена машина в приемлемый цвет и состояние чуть лучше. Однако, вернёмся к городскому парку.
Вон та «лопасть» на корме корпуса – сдвижная крышка, защищающая выходное отверстие водомётного движителя. Кстати, можно обратить внимание и на «неправильную» башню.

Вообще, на БРДМ-2 в башенке, устанавлиался крупнокалиберный 14,5-мм пулемёт КПВТ как основное оружие, и, справа от него, 7,62-мм ПКТ – как дополнительное. А тут смакетировали так, что больше на пушечку стало похоже.
Серийный номер:
[Spoiler (click to open)]

С09ЛТ7520. Сентябрь 1980 года, Арзамасский машиностроительный завод.
Номер корпуса:
[Spoiler (click to open)]

Краской подзамазано, но у меня создалось впечатление, что там выбито С06ТТ???7. Если так, то июнь 1980 года, Муромский машиностроительный завод.
Но БРДМ-2 ладно. Маленькая и неказистая, публике по ней лазить неудобно и народ особенно не толкается рядом. Ведь недалеко стоит танк Т-72, с которым обошлись куда как более сурово.

Танк Т-72. Если кратко, производился и служил с середины семидесятых, разные модификации успешно эксплуатируются и сейчас, и заканчивать пока не предполагается.
Расцветка, флажки и крылья системы «квадратиш-практиш-гут». Супер, что уж говорить. С другой стороны, наверное, лучше так, чем сразу на переплавку. Тем более, лет через пятьдесят, когда Т-72 станут музейной редкостью, из чего-то же надо будет их восстанавливать и реставрировать?

Необычно видеть «голую» башню, с ободранными обвесами и снятыми устройствами. Тут так старались всё снять (точнее – так хреново восстанавливали памятник перед установкой в городе), что даже «брезент», закрывающий щели в амбразуре пушки, расковыряли.
Кроме креплений для оборудования самоокапывания, мы тут наблюдаем дополнительный тридцатимиллиметровый бронелист, присобаченный на верхнюю лобовую деталь. Вроде бы такие листы начали наваривать с 1984 года на Т-72А.

Катки «раннего типа» с восемью выштамповками и погрызенными резиновыми бандажами. И фееричные квадратные крылья вместо надгусеничных полок с бензобаками и укладками.
Но спереди или с боков вид ещё так сяк. Вид с кормы совсем печалит.
Чего печалится, спросите вы? Ну так кормы у танка, считай, вовсе нет.

Ладно, вынули двигатель, ладно ободрали весь обвес. Тут от листов над МТО просто ничего не осталось. Обычный листовой прокат приварили, и всё. Ну, хорошо, хоть не «просечку» или «рифлёнку».

И такое трогательное отношение к деталям – вырез под выхлопной патрубок от двигателя. Мило, очень мило.
В принципе, тут чувствуется «рука мастера». Тот Т-72, что был первым установлен в энгельсском Парке «Патриот», отличается от этого в лучшую сторону разве что окрасом. Зато второй тамошний Т-72 пока вполне на уровне.

С «кормовыми частями» энгельсским танкам вообще не слишком везёт. У ИС-3, установленного гораздо раньше и в неожиданном месте, кормы тоже нет.
Серийный номер:
[Spoiler (click to open)]

Судя по всему, набит заново после того, как наварили дополнительный лист. Разобрать сложновато, но можно.
С07ВТ6287. Июль 1980, Уралвагонзавод.
Номер корпуса, выбитый на корме:
[Spoiler (click to open)]

С07ВТ6279. То же самое, июль 1980 года, Уралвагонзавод.
Номер корпуса, выбитый сверху корпуса, рядом с люком механика-водителя:
[Spoiler (click to open)]

Разглядеть тут можно буквально самое начало и конец - С07????79. Впрочем, это с соответствующими циферками номера корпуса выбитого на корме совпадает, значит, и остальное такое же.
А теперь можно поглядеть на башню. Она, конечно, представляет не менее печальное зрелище, почти ничего не осталось. (Заодно хорошо видно, что танк красили в этот странный

Раз смотреть на башне особенно не на что, поищем номера. Их тут тоже два.

Первый выбит над лючком для выброса поддонов гильз автомата заряжания, второй - на кормовой нише башни.
Номер башни:
[Spoiler (click to open)]

С07ВТ6274, по прежнему июль 1980 года, по прежнему Уралвагонзавод.
Ещё один номер на абшне:
[Spoiler (click to open)]

С03НТ1634. Март 1980 года. Челябинский завод №200, поставщик отливок для УВЗ.
По итогам получается, это самый «молодой» из трёх установленных в городе памятниками Т-72. И, пожалуй, уже не просто Т-72, а модификация Т-72А.

Но, не смотря на свою «молодость», сохранился он чуть ли не хуже всех остальных.