Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Фильм «Спутник»

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

Фильм «Спутник», Россия, 2020 г.

«Иногда лучше жевать, чем говорить»

«Хотели как лучше – получилось как всегда»

«О русский ответ Голливуду, бессмысленный и беспощадный»

«При поддержке Министерства культуры РФ и Фонда кино»

В принципе, после таких эпиграфов можно уже ничего не писать, и так всё понятно. Но я всё же чиркану пару строк.

Sputnik

Казалось бы, фантастический ужастик – не такой уж сложный и высокий жанр. Не какие-то там тонкие полёты чувств и мыслей. Но даже такую приземлённую штуку, как «пришелец пробрался и всех кушает» надо уметь снять.

Да, можно в «Чужом» ещё адекватного тогда Ридли Скотта заменить ксеноморфа на тигра-людоеда, а космический рудовоз «Ностромо» на плавучий цирк «Доктор наук профессор Шварценгольд». Идея-то не изменится. Но снято то, что снято, и снято отлично.
Или карпентеровское «Нечто». Не бог весть какая задумка. Да даже простой, как три копейки, бездумный боевик «Хищник» с Арнольдом нашим Шварценеггером.
В общем, какой бы ни была примитивной идея, её надо уметь реализовать. И, в случае должного мастерства реализации, на выходе получается качественный продукт.
А что там «Спутник»?

Да, спутник тут не в том смысле, что «sputnik», а в том, что «тот, который рядом с тобой». Ну и чтоб хоть как-то связать название, сюжет и космос. Замени космонавтов на, скажем, шахтёров, или водолазов, или альпинистов, или этнографов – ну, то же самое будет. Просто космос – «это круто». А само слово спутник за весь фильм не произносится ни разу. Зритель умный, он сам додумает. (А зритель и вправду умный, додумал. Этот конкретный зритель додумал аж целый PS, он там, внизу).

Честно говоря, об этом фильме заранее даже не знал, случайно увидел даже не трейлер, даже не рекламу, а просто краем глаза зацепился за строчку где-то – мол, наш космоужастный фильм, планировали выпустить «вот прям щас», но тут карантин, все дела, выложат во всяких онлайн-кинотеатрах, как бы, мол, следуя отечественной традиции, не спиратили, ой вэй.

Вот честно – спасибо пиратам. Уберегли. С одной стороны, хорошо, когда ничего хорошего и не ждёшь. С другой стороны, плохо когда получаешь ещё меньше, чем не ждёшь получить :-)

Кто там режиссёр или сценарист – без понятия, мне эти имена ни о чём не говорят. Кто там в ролях? «Наш ответ Колину Фарреллу» – Пётр Фёдоров, некая Оксана Акиньшина и Фёдор Бондарчук. Ну, ему можно, он продюсер. И, как ни странно, среди остальных говорящих брёвен, он тут лучше всех играет. А, есть ещё четвёртая «говорящая» роль, абсолютно неизвестный мне Антон Васильев. Остальных как бы и нет.

Завязка как у всяких низкопробных боевичков-триллерочков.
На дворе у нас 1983-й год, с орбиты собирается спускаться экипаж вымышленного корабля «Орбита-4». (Предположим, «Союз Т-10» возвращается с предыдущим составом экспедиции с орбитальной станции «Салют-7»). Экипаж, значит, вяло треплется, кнопки нажимает, и тут – бац! – шаги Командора по обшивке. Космонавты-то не понимают, а мы-то, зрители, всё понимаем. Вот оно! В общем, что было дальше, нам не показали. Наверное, космическая тварь постучалась в дверку, а космонавты ей открыли.

В общем, единственного выжившего космонавта (Фёдоров) с частичной амнезией держат в секретных подвалах институтах всемогущего Кей-Джи-Би, рулит всем полковник Бондарчук (Фёдор, который), и приглашают непонятно вообще зачем тётю-психиатра (Акиньшина) с нестандартными методиками. И понеслась.
(Спойлер: [Spoiler (click to open)]всё он помнит, всё он знает, гэбист докторице, естественно, кое-что не договаривает, докторица воспылает труднообъяснимыми чувствами, но так принято. В общем, и не спойлер это. Это просто штампы).

И из такого незамысловатого сюжетца можно было бы сделать конфетку. Не лучшую и не слишком сладкую, но хоть какую-то. А получилось приблизительно то, что ответили наполеоновские гвардейцы англичанам на предложение сдаться на поле Ватерлоо.

Вот злобную инопланетную чебурашку нарисовали, да, научились. Как обычно, склизкая и мерзкая, но жанр обязывает. Инопланетянская тварь - единственное, что тут сделано приемлемо (но, увы, абсолютно нелогично). «Инфернальный СССР» показан, если вообще показан, нейтрально. (В отличие от нейтрального гэбиста, который окажется потом ого-го каким. Вы как хотите, а [Spoiler (click to open)]кормить ксеноморфа живыми зэками, это даже для «крейзи комми» как-то чересчур). Учитывая, что всё дело происходит в «секретном институте», затерянном в Казахстанских степях, окружающую обстановку нам и не показывают почти. Ни тебе бюстов Ленина, ни кумачовых полотнищ, развешанных тут и там. Даже водки не пьют, вот вообще. Чувствуется, русские снимали. Хотя во многих местах вылезают английские надписи – ну, подготовлено под англоязычного зрителя (не знаю, как этот термин называется, когда один и тот же кадр с надписью, для разных языков по разному обрабатывают).
Что до остального… Полный швах.

Ну ладно, актёрская игра, которой тут нет. В подобном жанре она может и не сильно требуется. Хотя, повторю, самый нормальный здесь – Бондарчук. А Фёдоров – ну, манекен манекеном, Акиньшина туда же.

Но, чёрт побери, в любом повествовании должна быть внутренняя логика! А тут даже не каша. Повествования, как такового, нет, развития сюжета, считай, тоже. Мотивация людей? Их характеры? Поступки? Да что вы, кому это надо!
Почему этот делает то, а тот это? А почему теперь наоборот? А в чём их цель? В этом?! А почему у этого цель поменялась? А почему ещё раз поменялась?
А сама пришлая тварь? Ей-то что надо и зачем? И почему она такая, а не другая, и вообще, зачем нужна, какой от неё прок?

Кроме того, к отсутствию элементарной логики в повествовании и поступках, тут зачем-то подмешали, нет, не любовную линию, хрен с ней (тем более, тут не линия, а так, бледный штрих-пунктир). Подмешали драму, на сюжет не влияющую вообще никак. Зачем?
Я ничего не имею ни против примитивного триллера, ни против жизненной драмы. А тут их зачем-то смешали, и сделали это жутко неумело. Невероятно неумело.

В общем, это не просто какой-то там «плохой фильм». Это фильм-недоумение. Недоумение вида – а что за фигню я сейчас посмотрел?


PS
А теперь немного издевательства. И спойлеры, спойлеры. В общем, берём изъезженные штампы и снимаем кино заново. Тихо на площадке, в режиссёрском кресле Ерофей! (Ну или ладно, хотя бы сценаристом возьмите, дяденька, за еду работать буду) :-)
Художественный фильм «Спутник»! Первый отечественный околофантастическо-околокосмический-околотриллер!

Пусть СССР, пусть 1983-й год, это не принципиально.
Космонавт, значит, подхватил на орбите межгалактический простудифилис и теперь в нём живёт личинка чужого. По дороге космонавт (ну, чужой, его симбионт, его «спутник») съедает напарника, что собственно, так и было в кино. Вот только в нашем варианте, наш носитель межпланетного глиста об этом, всё же, действительно не помнит и не знает.

Вытянули его, значит, из разбившегося спускаемого аппарата, смотрят, какая фигня – и секретят всё и вся. Официально траур, погибли космонавты при спуске. А на самом деле – естественно, в лапы КГБ и давай его на секретном объекте исследовать. Ну, и докторицу-психиатра привлекают. Кино без женщины, как секс без женщины – можно, но не нужно.
Пациенту ничего не говорят, он нифига не понимает. А злой гэбист, не просто притворяется хорошим, но и элиена-симбионта хочет, как обычно, использовать как оружие. (Собственно, в кино так и есть, но непонятно - как, почему и зачем). А у нас, например, пришелец-симбионт даёт своему носителю жуткую регенерацию, силу, выносливость, все дела (скажем, из-за этого чёртового ксеноморфа посадка прошла действительно не штатно, выжившего покорёжило, а вот он снова перед зрителями – цветёт и пахнет). Злой гэбист, притворяющийся хорошим, хочет, значит, этих «спутников»-симбионтов размножить, внедрить в каждого боевого ивана, и… И мир тогда содрогнётся от тяжёлой поступи нашей медвежьей кавалерии! Ну, как-то так. Вы же не удивляетесь, зачем классического ксеноморфа компания «Вейланд-Ютани» аж четыре фильма подряд волокла из космоса на Землю?

А космонавт наш, хотя ни ухом, ни рылом о своих приключениях и о «спутнике», вообще и сам по себе тот ещё жук. Так-то, по фильму, он просто лёгкий моральный разложенец. А у нас пусть будет не просто бабник, но и махровый эгоист, самовлюблённый нахал и вообще фу. Меры в женщинах и в пиве он не знал и не хотел. Ну и докторица. Ей он, конечно, неприятен, всё такое.

А потом - как обычно, как по рельсам. Докоторица постепенно узнаёт правду о «спутнике», и космонавт постепенно узнаёт правду, и все дела. (Нет, явной любовной линии не будет, это лишнее, просто исчезнет антипатия, немного плохой немного перекуётся в немного хорошего, розовые сопли, но в меру). Носитель космического глиста оказывается не таким уж и эгоистом и постепенно меняется в лучшую сторону. И, естественно, совсем не радуется, узнав о том, что он схарчил своего коллегу и вообще, много кого. (Ну пусть, пусть его зэками кормят, раз без этого нельзя. Пусть даже, как и в фильме, скажут что это всякие сильно нехорошие убийцы и маньяки. Можно даже добавить такой штамп, что они бумажку подписали, на добровольное участие в опасном эксперименте в обмен на отложенное приведение «высшей меры» в исполнение).

Вот только наш космоглистоносец не в бега подаётся, как в фильме, а решает себя изничтожить. Быть носителем инопланетной антропофагической твари плохо, а дать ей размножиться - ещё хуже. Сначала боевые иваны пооткусывают головы всем капиталистам, а потом? Ну и решает наш космонавт, скажем, прыгнуть в расплавленный металл. Уже Рипли прыгала? И откуда возьмётся расплавленный металл в казахской степи? Ну ты задачки ставишь, барин! Ну, скажем, пришелец такая тварь живучая, и сам космонавт такой живучий стал, что против надо применить что-то ядрёное. Взрыв атмосферного реактора! Что, Рипли и его взрывала? Да что ж ты будешь делать-то! Ну, блин, пусть рядом будет полигон для подземных ядерных взрывов, в Казахстане чего только нет!

В общем, таки, в бега, но не на волю, людям головы откусывать (в фильме-то пришелец зачем-то именно этим занимался), и не от злого полковника прятаться, и не в Москву, чтоб вылечили (как в фильме), а чтоб убить себя «апстену».
Предположим, сам он сделать этого не может. Потому, как вдруг выясняется, что глист-то наш, инопланетный, может контролировать его действия. И погибать глисту совсем не улыбается. В общем, штампы, штампы.

Короче говоря, докторица помогает бывшему несимпатичному, а ныне симпатичному носителю «спутника» бежать, тот собирается подорвать себя парой-тройкой килотонн, гэбист за ними гонится, и…
А дальше, как хотите.

Можно показать, что даже откровенно плохой человек перековался и не захотел больше мозгами зэков питаться и подорвался, к чертям, вместе со «спутником» ядрёной бонбой. А докторице его уже жалко. А плохого гэбиста под локотки волокут другие, хорошие гэбисты. Хэппи-энд.

А можно показать, что нифига космонавт не хотел себя подорвать, просто в одиночку сбежать не мог, задурил мозги докторице, та ему помогла – он и отправился всех кушать. И её мозгами закусил. Ой нет, лучше помахал ручкой, улыбнулся и ушёл, скушал только плохого гэбиста. А докторица стоит в шоке, осознавая, что сотворила.

А можно показать, что космонавт подорвался, гэбист в ярости, докторицу ругают и в пинки гонят с базы, и судом грозят, и расстрелом из электрического веника, а она стоит и хитро улыбается. Ну, глист-то, тайком перелез в неё, уничтожением космонавта замёл следы, никто его искать теперь не будет, и теперь можно спокойно всех сожрать.

Какие там ещё штампы остались не охваченными?

В общем, вот такой «наш ответ Голливуду» :-)
Tags: кино, рифмованное и нет
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Фильм «Ледяной драйв» («The Ice Road»), 2021 г.

    Триллер «Ледяной драйв» («The Ice Road»), 2021 г. Впечатления от фильма. Ударим автопробегом по канадскому бездорожью и капиталистическому…

  • Westworld

    Углядел в новостях - идут съёмки четвёртого сезона телесериала "Мир Дикого Запада" (он же Westworld, что точнее) канала HBO. И даже обещают выпустить…

  • Довесочек к "Дюне". Всем Искателям Тайного Смысла посвящается

    -Ты пойдёшь на "Дюну"? - А что, они разве ещё выступают? ("шутки за триста" :) ) «На червя!», художник-мультипликатор и просто прекрасный…

  • Фильм «Дюна» («Dune»), 2021.

    Фантастический фильм «Дюна», 2021 г. Давным-давно, в одной далёкой галактике… Ой, нет. В нашей галактике, в будущем... Надо заранее заявить –…

  • Кинчики

    Сходил я, наконец, на "Дюну", но разговор сейчас не об этом. (О впечатлениях - завтра). Перед сеансом, как всегда, рекламку запустили. И была там…

  • Фильм «Круиз по джунглям» («Jungle Cruise»), 2021 г.

    Приключенческий фильм «Круиз по джунглям» («Jungle Cruise»), 2021 г. «На далёкой Амазонке не бывал я никогда»… Может, оно и к лучшему. Когда…

  • Фильм «Гнев человеческий» («Wrath of Man»), 2021

    Криминальный боевик «Гнев человеческий» (2021 г.). На экране Джейсон Стейтем, за экраном Гай Ричи. Перед экраном недоумевающие зрители.…

  • Фильм «Майор Гром: Чумной доктор» (2021)

    Кинокомикс «Майор Гром: Чумной доктор», 2021 г. Российский кинокомикс, да ещё снятый по российскому же «бумажному» комиксу – вещь не просто редкая,…

  • Фильм «Красный призрак» (2021)

    Фильм «Красный призрак», 2021 г. Ведь ты один целого взвода стоишь, а то и роты. («Белое солнце пустыни») - Ты как здесь оказался? - Стреляли……

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments