Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

We. The Revolution

А чем вы развлекаетесь во время самоизоляции? Лично я вот решил пройти недавно вышедшую польскую "We. The Revolution".

20200401165228-1

Поляки, на удивление, вообще умеют делать комп.игры. И речь даже не про "ведьмачью" трилогию (хотя одного-единственного Witcher 3, которого можно ставить в один ряд с Half-Life 2, было бы достаточно). Вспомните, хотя бы, скромные This war of mine. Вот и с "революцией" поляки не подкачали.

То, есть, недостатки есть. Принципиальные. И немало. Но, когда игрок видит и понимает все эти недостатки игры - и игра при этом ему нравится - это достижение, как я считаю.
(Вспомним недавнюю футуристическо-градостроительную "Cliff Empire". У меня к ней было много претензий. Прошёл её только один раз. Но - положительные впечатления и "рекомендовал бы", несмотря ни на что. Революция из той же оперы).

Так вот. Сидишь такой, изолируешься - и играешь в "графический симулятор судьи трибунала революционной Франции образца 1794 года".

20200331200306-1

На самом деле, с "симулятором" я перегнул. Сильно.

Конечно, уши незабвенной "Papers, please" тут хорошо видны. Собственно, не уши, а идея. От "Beholder" тоже что-то есть. [Spoiler (click to open)](Кстати, глянул, оказывается, подчёркунуто-стилизованно-восьмибитная "Papers, please" вышла аж семь (!) лет назад. А два года назад вышла отечественная короткометражка "по мотивам", с моим земляком в главной роли).

Но в "Революции" кроме "судьи трибунала" намешали ещё кучу всего. И не всегда удачно.

20200331190720-1

Да, приятно, когда рядовому судье, чуть ли не в процессе обучения управлением игрой, обучения интерфейсу и прочему, приходится судить беглого "гражданина Капета" (а днём-другим позже - "вдову Капет"). Это вдохновляет. Скрин - как раз с подсудимым Людовиком. (Я не буду придираться, что между процессами над Людовиком Последним и Марией-Антуанеттой прошёл почти год, и судил их не какой-то отдельный человек или суд, а вся толпа Конвента)

20200401143207-1

Не менее приятно, когда, спустя множество игровых дней и игровых интриг, тому же судье удаётся свалить самого Неподкупного (Робеспьера) и отправить его на свидание с гильотиной.

Но всему есть предел! Кроме собственно суда (немного совмещённого со следствием и приведением в исполнение приговора) впихнули слишком много других элементов.

20200401171156-1

На скрине протагонист толкает речь на Гревской площади перед толпой санкюлотов перед казнью очередного представителя ансьен режим. Если правильно построить речь (один из элементов игры) - толпа одобрит, и игрок заработает очки. А если допустить ошибку... В революционном Париже лучше не ошибаться.
(Собственно, чтобы привести в действие щеколду, удерживающую тяжёлое лезвие Девы Шлюхи Мебели Правосудия, за верёвочку приходится дёргать, опять-таки, игроку. Но на совмещение ролей следователя-судьи-комиссара-палача можно и глаза закрыть. Равно как на участие протагониста в судах как над клошарами, так и королями. Игровая условность. Совместили и совместили, чёрт с ним, тем более это не подчёркивается никак. Честолюбивый главный герой Алекси Фидель лезет во все места).

Но кроме этого, в одну и ту же игру, сделанную в форме эдакой текстово-графической новеллы с элементами интерактивного кино (и всё это подано своеобразной стилизованной графикой, но, при этом - и это минус - с крайне слабым музыкальным сопровождением), впихнули-совместили ещё кучу игр. Или элементов игр. Совершенно разных и, в общей картинке, слабо коррелирующих друг с другом.

Основное занятие игрока - суды. Мы читаем дело, и из обозначенных игрой "важных моментов" выстраиваем допрос. Присяжные склоняются к тому или иному решению, заинтересованные стороны - санкюлоты (в игре "народ"), конвент (в игре "революционеры", отдельных жирондистов и монтаньяров нет) и даже аристократия (причём, не столько будущие термидорианские нувориши, сколько роялисты) - ждут того или иного решения. И даже семья героя иногда тоже чего-то ждёт. Правильно открыть вопросы для допроса несложно, основная сложность - "трудности перевода". "Окровавленный платок" это, ясно, "улика", а вот "пьяная ярость" - это "свойство личности", "обстоятельства" или "обвинение"? Вот игрок и угадывает. Вынесение вердикта влияет не только на подсудимого (на щите иль со щитом, в смысле - с головой или без головы), но и на судью. Рассоришься с санкюлотами - они тебя линчуют. Рассоришься с аристократией - ну, не знаю, шуанов с Кадудалем на тебя натравят, "перо под ребро", все дела. Вот и думай, игрок - за "справедливость" медалей не дают, а вот за "угодить и вашим и нашим", казнить одного герцога, но помиловать трёх дворяшек или наоборот... В принципе, после того, как Робеспьер разрешает судить по упрощённой схеме, игрок может посылать на гильотину вообще без допроса. Глядишь, на сколько твой рейтинг упадёт/поднимется в глазах сторон - и сразу выносишь приговор. Правда, надо подписать совместный протокол с прокурором Республики, а там такие моменты, с которыми можно ошибиться, не разбирая дело. А если он не подпишет - ничего хорошего.

Просто, очень просто, но, прикольно. Вот разобрал я дело могильщика и понял - не виновен он нифига. Девушку убил не старый извращенец, а её зафрендзоненный ухажёр. Скорее всего. Я-то понял, а общественное мнение - нет. И даже моя семья заинтересована в этом деле. Все хотят казни. И как мне, судье-игроку, поступать? Портить отношения с присяжными, фракциями, семьёй? Ратовать за справедливость, правосудие и недоказанность вины? Да щаззз! Могильщик идёт на свидание к Гревской Шлюхе, а отвергнутый студент идёт гулять. Убитой вообще всё равно.
Правда, в игре множество моментов, когда ты не понимаешь - вот почему этого подсудимого поддерживает Конвент или санкюлоты?! (Почему они вообще в неожиданных моментах противопоставляются - отдельный вопрос).

Но кроме суда в игре ещё масса элементов. Первый, самый логичный и безобидный - семья судьи. Старый папа, жена, старший сын, младший сын. И после суда игрок может идти в условное казино (бухать и играть, ибо он любитель и того и другого) либо к семье. А придя к семье надо как-то время проводить. А от тех или иных занятий, улучшаются/ухудшаются отношения с теми или иными членами семьи. А от этого зависит авторитет судьи и его взаимоотношения с политическими фракциями.
И игроку, в общем-то, надо с семьёй поддерживать хорошие отношения.

Второй элемент - интриги.
С определённого момента мы встаём на сюжетные рельсы интриг - герой рвётся к власти. И тут мы вынуждены тратить наши очки на интриги то против одного, то против другого. Причём - представителей высших эшелонов. (При этом - исторических личностей). Ну, интриги хотя-бы внешне оформлены в общей стилистике игры.

20200401133223-1

Плюс - появляется карта Парижа, на которой мы, - ещё одна игра в игре! - передвигаем туда-сюда фишки агентов, захватываем секции и боремся с противостоящей группировкой чуть не мафиозными способами (и это судья трибунала, судивший Людовика, Марию-Антуанетту, Эбера/Дантона, Робеспьера и т.д.!)

20200331194713-1

Плюс - появляются тактические бои (!). Ну, "бой" это сильно сказано. Внешне как в полигональных пошаговиках с фигурками-фишками, типа Цивилизации, а по сути - как в Европа Универсалис 4 - "значок и циферки".

И всё это вперемешку с сюжетными, поданными "графическим романом" роялями в кустах и сюжетными "вот-это-поворотами" (главный из которых, вот честно, я увидел чуть не сразу, и он - о чудо! - таки произошёл через двенадцать часов игры).

Не считая "игры в кости", которая тут опять есть и вплетена в сюжет. А что есть игра в кости, как не генератор случайных чисел? И где её лучше подали, нежели в первом Ведьмаке? Нигде. В "Революции" - хуже.

В общем, с определённого момента, когда все элементы включаются, игра выглядит так: мы разбираем очередное несложное дело в суде (оглядываясь не на правосудие, а на мнение политических групп, что реализьмЪ, да), потом идём к семье, и выбираем, чем там заняться, потом отдаём приказы агентам на улицах, как действовать в секциях Парижа, проводим разные интриги и политические беседы в рамках сюжетных рельсов, но пытаясь развернуть их себе на пользу, а, с определённого момента, ещё и руководим боевыми действиями на уровне выбора тактики для подчинённых фишек.
Блин, визуальный-то стиль более-менее один, но смыслово-логический не сходится. Став, по сути, диктатором республики, "ходить на работу в суд"? Бороться за влияние на улицах полуподпольными методами? Ой вей...

Казалось бы, я вам битый час рассказываю о недостатках игры (о! вот ещё один! музыки практически нет. Не то, что хорошей - никакой нет. А при своеобразии визуальной подачи подобных исключительно текстово-картиночных проектов (пресловутый "стиль") отсутствие музыки - удручает). Рассказываю, что игра перегружена разнородными элементами, словно она слеплена из двух-трёх разных задумок. Что они слабо согласуются логикой между собой.
Но, как ни странно, игра мне нравится. Вот я вижу все эти недостатки - и ничего.
Хорошая игра.

Скажем, вспомнил ещё один недостаток - псевдовариативность. Ну, как в играх почившей в бозе студии Тelltale Games про Бродячих Зомбарей Ходячих мертвецов. Что бы ни выбирал игрок - результат изменится чисто косметически. Да, игрок вполне может помиловать "гражданина Луи Капета" или Максимилиана Робеспьера, имеет возможность. Но, в итоге, они всё равно "сбегут из Парижа", канва сюжета не изменится, но, при этом, игрок поимеет неразгребаемые проблемы со всеми подряд. В общем, разработчик! если ты не планируешь "альтернативно-историческую" ветку - лучше и не давать игроку видимость выбора.

Кстати, об истории. Вот уж к чему я цепляться не стал бы, но мог. Игра - не школьный учебник. Но, если честно, тут каша. Пусть есть такие реальные имена, про которые я даже и не знал, но упрощённым наглядным пособием по ВФР игра не является. Тут сплошная узнаваемость, но условность. От важного (типа Марата, которого так и не прирезали к 1794-у году, или Дантона, который, уже арестованный! похоже, пережил Робеспьера), до мелочей. Из мелочей, например, лично мне бросились в глаза шляющиеся по Парижу мюскадены. Да они до термидорианского переворота боялись голову поднять, чтоб её не лишиться, какое там "разжигать"! Золотая молодёжь кидает понты только будучи уверенной в своей безнаказанности, а до переворота не они санкюлотов, а санкюлоты их гоняли.
Ну и кстати о термидорианском перевороте. По игре... Ну, спойлер, не спойлер, но какая там Директория? - Игрок! Всем должен бы рулить игрок. Или Конвент?!! Похоже, Конвент остался, Директория не образовалась, но игрок-диктатор упёрся в совсем неожиданно-неисторические альтернативные проблемы. (Если честно, дальше я пока не доиграл :-), это 2/3 игры. И бросить нет желания, наоборот, чувствуется очередной поворот геймплея - от судов к боевым действиям. Главный, ожидаемый, рояль выкачен из кустов, надо посмотреть, чем кончится).

Вот столько ругал и находил минусы и?.. Но да, игра мне понравилась. При всём этом. По большому счёту, больше всего раздражает мелкий шрифт и неоптимизированность к квадратным мониторам. У меня и так зрение не очень, а читая местные мелкие буковки последние глаза сломал. Но игра хороша.
Оценку ни по пяти ни по десятибалльной шкале поставить не смогу, но если бинарно - "рекомендую". В Стиме она сейчас 600 рублей, я брал со скидкой (до очередного обрушения рубля, правда). И не пожалел. Вот такой ориентир :-)

Игра как рельсовый интерактивный текстово-графический роман в исторических и альтернативно-исторических декорациях. Неплохо. Мне понравилось.


PS
"Друга народа" Марата всё-таки убили. Потом. Но так как он, Марат, успел перед этим опубликовать всю подноготную интриг главного героя, подумали именно на него - игрока, а не на какую-то там экзальтированную роялистскую дурочку. Ну, то есть, Шарлоту Корде мы, игрок, сами и судим, но общественность-то всё понимает... Лично я был поставлен игрой в такие условия, что обвинить её значило обрушить отношения с аристократией в пропасть (шуанское перо под ребро помните?). То, что реальное убийство Кирова Марата роялистами было обыграно якобинцами как повод для террора, увы, не обыграли.

20200401233827-1

Смерть Марата угадывается без подсказок.
Кстати, Жак-Луи Давид, (который известен не столько "Смертью Марата", сколько многочисленными Наполеонами) по игре - друг, соратник и агент протагониста.

PPS
А вот когда я, наконец, дошёл в полный рост до третьей главы, с её уличными боями и... борьбой за права женщин... Не считая чернокожего генерала Тома-Александра Дюма... Я понял, как рано хвалил игру :-) Глубоко, однако, они закопали SJW, глубоко :-)
Tags: игры, история
Subscribe

  • Love, Death & Robots. VOLUME 2!

    Возрадуемся, братие! Событие, о необходимости которого все время говорили большевики, совершилось! Вы же помните прекрасный сериал-антологию "Love,…

  • В Интернетах можно всё

    (Ну, пятница, сегодня завершаются все важные дела, сегодня можно). Экстренно искал в общем доступе оказавшиеся недостающими иллюстрации, и вместо…

  • Бизнес по-русски

    Сага о том, как упереться рогом и не дать заработать бизнесу лишнюю сверхприбыль :-) Электрическое письмо от телекоммуникационной компании её…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments