Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Юбилейный год и Святые врата

Сказки об италии. Юбилейный год и Святые врата

В четвёртой части проекта «Античный секонд-хенд» я написал такую фразу про четыре главных католических церкви (расположенных, вот удивительное «совпадение», в Риме):

«Отличаются от всех остальных католических церквей тем, что в них имеются особые «Святые двери», которые открывают только в Юбилейный год (т.е. раз в двадцать пять лет), и особый алтарь, за которым имеет право служить только лично папа римский)».

У меня приватно спросили - мол, а что это вообще такое, Юбилейный год? Мы-то, мол, не еретеки-кафолики, а честные православные атеисты-агностики, комсобогомольцы. Просвети, мил человек, ты ж беспартийный с 1918-го года!
Ну, как смогу, объясню. Ответ даю в общий доступ, ежели навру – уж не взыщите, в опиуме для народа не слишком силён. Можете ругать и править.

01
Место, именуемое для туристов термином «Сады Ватикана», а вообще то – территория города-государства Ватикан, суверенная территория Святого Престола. Перед вами Юбилейный колокол, в который звонил папа римский в честь Юбилейного 2000-го года. Собственно, отлитые на колоколе и слово «Юбилей», и число «MM» (т.е. 2000), хорошо видны. Тогда, в 2000-м, на Юзефа Войтылу, пардон, папу Иоанна-Павла II, снизошло прослабление от маразма, и он догадался продлить «юбилейное» празднование нового тысячелетия до начала 2001-го года.

У нас, в нашем простяцком понимании, «юбилей» – это такая круглая дата, кратная пяти. А лучше – десяти. Но, главное, пяти, всё же. И не важно, какая именно это дата. День рождения ли, срок службы или нахождение у власти одного царя. А ведь буквально недавно, до революции, в царской России, ценились, главным образом, только двадцатипяти- и пятидесятилетние юбилеи. Почему так? А это забавная история.
Религиозная да ещё и инородная. Но – каким-то образом перекочевавшая в наш светский и советский быт, и сохранившаяся в «пятилетней» отбивке до сих пор. А дело с Юбилейными годами начиналось так…

В далёком, диком и замшелом 1300-м году придумал тогдашний папа римский отметить Юбилейный (он же – Святой) год. И такое действо, по его задумке, должно было отмечаться раз в сто лет, с началом каждого нового века.

02
Собор Святого Петра на Ватиканском холме. Про египетский обелиск я уже писал, про Сикстинскую капеллу, чья треугольная крыша видна рядом с подъёмным краном – тоже. Сейчас замечу, что монументально прямоугольный фронтон пристроен к базилике позже и вразрез к изначальному замыслу. Первоначально доминировать должен был купол.

Как видите «проблема миллениума» (в виде «проблемы центума») бытовала ещё семьсот лет назад. Ну как объяснить идиотам, что новое тысячелетие начинается не в 2000-м а в 2001-м, а новый век начинается не в 1300-м а в 1301-м?! (Вообще-то, есть наинагляднейший пример с «ящиками водки», но сейчас не о нём).

03
Чем ближе к базилике, тем прекраснее статуи и хуже видно купол. Кстати о статуях. Теоретически, тут имеются 13 статуй – Христос, Иоанн-Креститель и 11 апостолов (кроме самого Петра, в честь которого эта базилика и построена). Кто из них кто – лично я не знаю, но если вам интересно, как выглядят прекрасные статуи вблизи, да ещё и с обратной стороны – готов привести пруфы.

[Spoiler (click to open)]04-1

05-2
Если смотреть с земли две крайние левые фигуры, по сторонам часов. Забавно, но гротеск и преувеличение отдельных частей тела или экипировки сейчас используется, большей частью, в мультипликации или комп.играх, а тут – вполне монументальные статуи. Правая кисть фигуры, что держит меч, чуть не больше головы. А с земли – самое то. Перспектива перспективой, а искусство – искусством. Потому и у статуи Давида кое-что маловато, а кое-что – великовато.


Вообще, «йовель», ставший «юбилеем» - это какой-то древнееврейский обычай. Типа, раз в пятьдесят лет долги прощаются должникам, рабы отпускаются на волю и всё такое. Хоть христианство изо всех сил открещивается (ха-ха) от евреев, но оно как было, так и осталось одной из разросшихся сект иудаизма. (Вы, может быть, и не слышали, но есть и такая секта, которая считает истинным пришедшим мессией Иоанна, того, кого евреи просто не признают, как и Христа, а христиане признают только предтечей – Крестителем. А про секту, что считает и Христа предтечей, а Мухаммада – мессией, слышали точно). Вот и непонятный обычай-«юбилей» оттуда же, из исконного восточного иудаизма, христианами утянут и «переосмыслен».

06
Базилика Святого Петра – весьма немаленькое сооружение. Вот тут, на фотке – кусок интерьера центральной части. Видите тёмный шатёр? О, это как раз прямые поставки из проекта «Архитектурный секонд-хенд», благо металлы подвергаются переплавке. Сей навес в церковной традиции именуется «киворий». (Вероятно, подобный «киворий» под именем «сень» имеется и в нашем питерском Спасе-на-крови, над местом убийства Александра II). А тут – цельнобронзовый навес над предполагаемой могилой Петра, который апостол. Бронзу содрали с украшений и металлоконструкций античного римского Пантеона в XVII веке.

Смысл Юбилейного года был в том, что в течение всего года любой католик мог получить полное отпущение грехов. Амнистию, ой, пардон, индульгенцию то есть.

07
Пьета Микеланджело Буанаротти как интерьер Собора Святого Петра. За стеклом потому, что всякие психи с молотками на неё за последние пятьсот лет неоднократно кидались.
«Пьета» – это буквально «жалость» по-итальянски. Подобным названием в христианской иконографии называют сюжет с оплакиванием снятого с креста Христа его матерью, Марией. Но при этом, никаких других фигур там быть не должно, иначе это совсем другой сюжет. (Тут надо заметить, что у Микеланджело получился образ пронзительнейший, но не соответствующий формальным признакам – тридцатитрёхлетний бомж, оплакиваемый пятидесятилетней матроной, у которой, к тому времени, была куча других, «земных» детей).


(Индульгенция в кармане – это не значит, что ты, накосячив по полной, всё равно в рай попадёшь. Это значит, что текущие, прижизненные наказания тебе за это отменят. Но вот как ласты склеишь – всё равно отвечать придётся. Перед Б-гом и всей ангельской кодлой. Вы думаете, почему индульгенции продавали? Божественное прощение не продашь, а вот земную отмазку от преследования по УК – другое дело. А, учитывая, что те, кто индульгенции покупали, загробную жизнь в гробу видели…).

08
Базилика Сан-Джовани-ин-Латерано. Из-за любви итальянцев к пристройкам и достройкам, базилика выглядит со стороны весьма занятно. И помните, по итальянским канонам церкви не обязательно иметь ни купола, ни башенок, ни колокольни, ничего такого. Итальянской церкви можно быть простым параллелепипедом. Кирпичём.

Почему именно в 1300-м затеяли этот Юбилейный год отмечать? Сложно сказать.
Крестовые походы в Святую землю давно кончились. Мусульмане к тому времени уже давно дали крестоносцам коленом под зад. Греки-ромеи тоже давно выперли латинян из Византии, но турки-османы к ним и вообще в Европу ещё не пришли. Реконкиста? – ой не смешите, кому она нужна. Столетняя война ещё не началась. Авиньонское пленение пап – тоже. (Движуха в Восточной Европе тоже подутихла, Русь уже полвека под монголами, а сами монголы к «последнему морю» уже не рвутся. Да и какое дело католикам до православных, они друг друга уже двести с лишним лет как анафеме предали).

09
Базилика Сан-Джовани-ин-Латерано. Один из видов изнутри. Некогда пришлось услышать высказывание – дескать, православные всё угрохали во внешнее великолепие храмов, но на скамейки для прихожан ничего не осталось, а вот католики – другое дело. Хочется спросить тех, кто так думает – вы не путаете католиков и протестантов? Да, у православных скамеек нет, увы. А вот на счёт великолепия храмов… Круче Латеранского и Ватиканского я не видел. Наши Исакии и Василии нервно курят в сторонке.

Не верите? Ну, Собор Святого Петра весьма туристически раскручен, а что на счёт латеранского Джованни?

[Spoiler (click to open)]
10

11

12


В общем, от скуки, видимо, выдумали грехи прощать. Надо же было чем-то себя занять? Пусть более сведущие в истории люди меня поправят или дополнят в этом вопросе, почему засвербило именно в 1300-м году. (Даже конца света, на полном серьёзе, с полным затиханием хозяйственной жизни, ждали в 666-м и 1000-м, но не в 1300-м).

13
Базилика Санта-Мария-Маджоре. На постройку симметричной башни-колокольни в своё время денег не хватило, а потом, за триста лет привыкли. Что до названия, то оно означает, что из всех католических церквей имени Святой Марии именно эта церковь – самая главная.

Итак, следующий Юбилейный, «грехопрощённый», Святой, год был запланирован на 1400-й, но не сложилось. Сто лет ждать было слишком долго, тем более, попёрли «события», о которых я выше упоминал. Короче говоря, вспомнив древнееврейский обычай, срок «юбилейности» скостили со ста до пятидесяти лет. И следующим Юбилейным стал 1350-й год.

14
Санта-Мария-Маджоре внутри. Боковые колонны – вполне в духе античных храмов (целла – помните?). А вот плоский деревянный потолок наоборот хранит традиции средневековья.

Не прошло и полгода полвека, и… «Ну, тыпонел» (с). Срок опять сократили. Теперь период между Юбилейными годами стал равняться 33 годам. В честь продолжительности жизни сами понимаете кого.

Но и этого было мало! Точнее – много.

Каждому поколению – свои «Звёздные войны», заявили в студии «Дисней» (которой Джордж Лукас, сука, продал право первородства на экранизации своего детища за чечевичную похлёбку олимпиард долларов). Каждому поколению – свой Юбилейный год, заявил очередной папа римский. Потому, с XV века Юбилейный год объявляется каждые 25 лет. И так – до сих пор. При этом у пап имеется право объявить внеочередной год Юбилейным, на основную очерёдность это не влияет.

Для получения отпущения грехов в первый Юбилейный год надо было посетить римские Собор Святого Петра и Собор Святого Павла За Стенами. (Христианская мифология считает, что оба этих апостола, Пётр и Павел, мало того, что реально существовали, так ещё и были казнены в Риме, причём – одновременно, но в разных местах. А над местами их погребения и построены, в несколько приёмов, соответствующие базилики. Отдельные подробности по этому вопросу читайте в «Античном секонд-хенде»). В конце XIV века, когда межъюбилейный срок довели до 33 лет, добавили ещё две базилики, обязательные для паломничества – латеранский Собор Святого Иоанна-Крестителя и Санта-Мария-Маджоре. С тех пор эти четыре храма, неоднократно перестраивавшихся, достраивавшихся и расширявшихся, являются главными в католицизме.

16
Юбилейные врата в Соборе Святого Петра.

В начале XVI века, на излёте папства небезызвестного отравителя, сладострастника, интригана, завоевателя, испанского гастарбайтера в Италии Александра VI (он же Александр Борджиа, он же Родриго Борха) в состав ритуалов Юбилейного года включили и торжественное открытие лично папой Святой (Юбилейной) двери. Четверть века эта дверь стоит, значитца, запертой, чуть не замурованной. И вот, значитца, в сам раз в Юбилейный год, этой замурованной двери сначала делают «бочонок амонтильядо наоборот» - размуровывают. А потом, в торжественный день, торжественным ключом при торжественной службе папа дверь торжественно отпирает и торжественно входит внутрь, торжественно объявляя Юбилейный год торжественно открытым. В смысле – начавшимся. Торжественно начавшимся.

Ну и, соответственно, желающие получить индульгенцию (сиречь – текущую отмену наказаний за имеющиеся грехи. Над наказанием за грехи на том свете папа не отвечает, это в ведении вышестоящего начальства) паломники заходят в базилику именно через эти двери. Ошибся, не через те двери зашёл – хрен тебе, а не отпущение. В общем, причастился, исповедался – и айда, в следующий из четырёх храмов. Причащаться-исповедоваться по новой. Не успел в срок? Начинай челендж с начала.

17
Юбилейные врата в латеранском соборе Иоанна-Крестителя.

2016-й год ныне действующий папа Франциск объявил «внеочередным» Юбилейным. Имеет право, что уж. Таких, внеочередных, было немало. Очередной Юбилейный год запланирован на 2025-й. Имейте в виду. Намечается нехилый наплыв католиков, жадных до халявных индульгенций. Ежели вы не католик, или, в крайнем случае, не униат (а униатов, изрядно нагрешивших ещё с 2014-го у нас сейчас хоть отбавляй), соваться не советую. Как там у Стругацких? «Не советую, гражданин… мнэ-э… не советую. Съедят».
Tags: ватикан, видел сам, искусство, история, италия, поездки, рим, сказки об италии
Subscribe

Posts from This Journal “сказки об италии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments