Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Metro: Exodus (Конец эксклюзивности) (ч.2)

НАЧАЛО

07
Волга. Псведосаратовский железнодорожный мост на горизонте.

4. «…невысокий полёт…»

Разработчики как-то забывают, что у них не «Фоллаут», и что с момента ядерной войны прошло не двести, а всего двадцать лет. Что все эти персонажи в возрасте от сорока и старше не просто прекрасно помнят, что было «до», но и обладают профессиональными навыками, трезвым умом, рассудком и вполне нормальной социализацией. Откуда все эти одичалые, фанатики, странные общества? Тут вам не фоллаутовские Пустоши! С другой стороны, разработчики регулярно забывают, что в игре не «игро-сталкерская» «Зона отчуждения», внутри которой пусть и дикие нравы, но современные люди из современной страны, приехавшие в неё извне. В игре регулярно забывается, что здесь нет «внешнего» мира, где можно получить образование, профессию, и приехать сюда, в дичь, «работать». В игре регулярно забывается, что все те, кому больше сорока пяти, имеют профессию и навыки «цивилизованного» довоенного мира.

Пренебрежение хронологией и здравым смыслом сквозит на каждом шагу. Герой на волжской локации находит запись про местного фанатика-электроборца Силантия (во имячко-то, причем – настоящее!), главу местной общины фанатиков – «дескать, вот, Силантий, козёл ты эдакий, в святые проповедники подался, а я ж помню, как ты секретарём райкома был». Стоп, стоп, стоп! Что? Кем был?! Это ничего, что секретари райкомов кончились в 1991, война случилась в 2013, а сейчас на дворе 2035? Это сколько лет что Силантию, что записавшему? Восемьдесят? Девяносто? Почему тогда моделька Силантия в игре – крепкий мужик, ну, чутка пожилой? Н-да, похоже украинские разработчики слегка траванулись гречкой своей государственной декоммунизацией.

Или рассказ персонажа-механика, Креста, который, прежде чем попасть в игровые окрестности «Саратова», откуда-то добирался до Астрахани на, внимание, полуторке (!) с газогенераторным (!!) двигателем. Отпад, чё. Не, полуторку с газогенераторным двигателем я сам видел. Четверть века назад, в московском Политехническом музее. И то не уверен, что это был не макет. А тут было сказано, буквально: «она в цехе соседнем стояла сорок лет, ещё с той войны». А мужик её, значит, подлатал и поехал. Но это ладно, что поехал, вопрос в том, что поехал он через сорок лет после «той» войны, т.е. в середине восьмидесятых! Нет, если он, конечно, ехал в чернобыльскую Зону отчуждения, уже ставшую игровой «сталкерской Зоной», то, конечно, сходится. А так… Похоже, что делая открытые локации, разработчики прощёлкали, какую же они игру делают – новое «Метро»-2013/2035 или нового «Сталкера»-1986.

08
Есть ещё женщины в русских селениях, слона на скаку остановят, и хобот ему оторвут.
А есть и наоборот, вполне 3D-женщины. Точнее, 3K-женщины - Kinder, Küche, Kirche.


Локация «Тайга», детский лагерь в живописной речной долине, без зазрения названный «пионерским лагерем» (и тут до украинских недодекоммунизированных мозгов дотянулся кровавый тиран, не буду называть фамилию). Дети, оставшиеся здесь с началом войны, которых воспитывал один взрослый воспитатель. Не буду утверждать, что это содрано с дополнения «Honest Hearts» к игре «Fallout: New Vegas», сюжетец-то вполне архетипичный. Но вот эти два лагеря, воспитание в лучших человеческих качествах, Отец/Учитель, даже медведь и всё такое, живо напоминают приключения Курьера в парке Зайон, штат Юта. Но одно дело потомки тех детей через двести лет, эдакие наивные хорошие дикари, и другое дело – сами тридцатилетние лбы, которые вполне себе родились лет за десять до войны. С чего им так специфически инфантильно дичать взрослея? Из подслушанной беседы двух «пионеров» - дескать, подгладывал один за купающейся в реке «пионеркой» из соседнего отряда, и её прелести произвели на него неизгладимое впечатление. Дяденька, да ты ж четвёртый десяток разменял уже! Питер Пен бородатый! И твоей Венди за тридцать давно! Ну вы чё, блин, серьёзно?!
Понятно, какое общество нам хотели продемонстрировать сценаристы-разработчики, но с логикой и хронологией подружиться при этом забыли.
Ещё и беседа тамошнего поехавшего крышей Адмирала с главным героем в компании своих мёртвых подручных и беседа ведьмака Геральта с кукукнувшимся ярлом Харольдом Собачьей Мордой в компании своей мёртвой дружины (всё тот же «Ведьмак 3»), найдите десять отличий – я ни на что не намекаю, но сходство в глаза бросается.

09
Каспий. Вы ещё не забыли, что игра называется «Метро» а не «Галопом по Европам юго-востоку России»?

А как меня повеселили людоеды! Двадцать лет они просидели в правительственном бункере, куда правительство так и не спряталось. (Правительство, как известно, погибло прямо в Кремле, от биологического оружия, сброшенного американцами, которое там потом сидело, телепатически заманивало метрошных сталкеров, и жрало их нафиг). Будущие людоеды как рассудили? Запасов нет, вокруг страшная радиация, есть нечего, ничего вокруг не растёт, деваться некуда. Эвакуироваться? Использовать для поиска пригодных для жизни областей все возможности правительственного бункера? Да ну нафиг! Давайте случайно выживших заманивать к себе по радио и есть! Ну а чё? Заодно давайте морально и умственно деградировать, чтоб веселее было. И демонического не деградировавшего предводителя себе заведём, эдакого доктора Менгеле. Ну ладно, пусть просто доктора. И раскидаем везде кости и полуобглоданные трупы. И на крюках кругом развесим. И ещё головы в банках расставим. Для красоты и пущей антисанитарии. Нет, рейдерам с фоллаутовских Пустошей, значит можно, после двух сотен лет деградации, а нам, что, нельзя? Можно! И вот двадцать лет как-то так развлекаясь протянули. Человек двести-триста. И поселенцы регулярно к ним прибывали, на завтрак, обед и ужин. И мысли покинуть бункер на транспорте заманенных поселенцев не возникало. И даже друг друга жрать не приходилось. Так бы и сидели невесть сколько, если бы не приехала, впервые за двадцать лет, хорошо вооружённая группа профессионалов. И нет бы её отпустить с миром, или дверь не открывать, сказать, что никого дома нет, или передушить по тихому – нет, кинулись в лоб, с топорами в руках и будёновках на головах. Умылись кровью, осознали, перегруппировались, и… И продолжали кидаться, валя эдаким зомби-рашем, пока глава «Ямантау» не кончилась.
Разрабы! Вы что, серьёзно считаете, что это страшно? Что это давит на нервы, пугает и напрягает игрока, впечатляет и ужасает его? Нет, это не страшно, это просто смешно!

5. «…и тяжёлое падение»

Но самая большая катастрофа в игре – с другим. С окружением. Антуражем.
Что мы ждём от подобных постапокалиптических игр? Соответствующей атмосферы. Обстановка, антураж, дизайн – всё это должно работать на результат. Всё должно создавать определённую атмосферу. Тем более, вокруг нас не посторонний и незнакомый ретрофутуризм альтернативных США пятидесятых годов из «Фоллаута», ржавевший и гнивший двести лет. Вокруг нас должна быть более-менее современность-2013, знакомая, но «обработанная грубым рашпилем» ядерной войны и тонким надфилем умелого геймдизайна.
А фиг бы там.
Украинские геймдизайнеры, похоже, так и зависли на второй половине восьмидесятых, в антураже которых создавался «Сталкер». Или современная, нэзалэжная та самостийная держава перед их глазами, выглядит так же, как УССР тридцать лет назад. Ибо то, что в игре надизайнерено, на Россию 2013 года, когда, по сюжету, война случилась, «всё застыло» и начало ржаветь, не похоже вот вообще никак.
На модели и текстуры из «Сталкера» – похоже.
На нашу реальность, пусть и домысленную, доработанную и загеймплеенную – нет.
Вот валяются ржавые остовы автомобилей, тракторов и прочей техники. Типа, антураж, бросили их, прямо где были, в 2013 году, как только сирены завыли. Вот вы когда последний раз ПАЗ-672 видели? А на улице города? А чтоб ехал? А «Иж-Комби» вы давно видели? А Иж-«пирожок»? И всё это разбросано около железнодорожного моста через Волгу (явная территория саратовского поселка Увек, Увекской нефтебазы, нефтеналивных эстакад и причалов Саратовского НПЗ). То же самое рассеяно в локации «Каспий», уже где то на казахской территории. И снова – в локации «Тайга», в Западной Сибири. И на Урале у горы Ямантау, кстати, тоже. Ну, хоть не только Саратов такая отставшая деревня и глушь – вся Россия (и теперь независимый Казахстан) резко превратилась в альтернативу и откатилась на тридцать лет назад, в «сталкерские» декорации.
То же самое касается строений, жилых и нежилых. Блин, где вы такие убогие деревенские деревянные домишки нашли? Где вагонка, где сайдинг, где металлочерепица и профнастил всякий? Где вы мебель-то такую откопали, какой музей ограбили? Почему детский лагерь выглядит как пионерлагерь из, в лучшем случае, шестидесятых, с дико тошнотной расцветки стенами, с гипсовыми пионерами, дудящими в горны, с дедушкой Лениным на постаменте?

Где разбросанные тут и там останки смартфонов, ноутбуков, ПК, плоских телевизоров, микроволновок и прочей лабуды? Даже негниющих компакт-дисков нигде не валяется, не то, что флешек (и все аудиозаписи в игре – на кассетных (!) магнитофонах. Слава богу, что не пластинки «на костях»). Почему в игре все телевизоры – какие-то кинескопные «Рубины», почему кругом стоят швейные машинки системы «бабушкин Зингер»? Почему из всей бытовой техники только допотопные холодильники типа ЗИЛ КШ-240? Геймдизайнеры с Украины, вы ничего не перепутали? Вы точно Россию пытались изобразить, а не какую-то другую, маленькую но гордую страну? Гордящуюся своим майданом?
Блин, ещё и лозунги дурацкие регулярно встречаются, на плакатах и кумачовых полотнищах. И не только «уходя – гасите всех, сила вся в кефире, убери рабочее место», и не только на развалинах каких-то совершенно совково-замшелых предприятий.

10
Эти синенькие рычажные весы я прекрасно помню. Вот только я уже не упомню, когда их видел «живьём» в последний раз.

Кстати, о лозунгах. Количество анахронизмов, клюквы и анахронистической клюквы зашкалило мой личный анахроклюквометр нафиг. Пришлось выкинуть. Почему во всей России-2013 и, заодно, в неназванном месте Казахстана-2013, на стенах развешана советская махровая пропаганда? Всякие там плакаты (тридцатых годов! – и не в музее), лозунги, красные знамёна, серпы с молотками, вымпелы и прочая муть? Нет, не буду врать, они в игре не на каждой стене, через одну, но глаз режут. Вот ты, читающий эти строки, выйди на улицу и найди хотя бы один советский плакат, хотя бы на одной стене. Если их нет в реальности-2019, отчего же им вообще быть в игре про-«через двадцать с хвостиком лет после 2013»? Подобная дурь ещё простительна для «Tomb Raider»-2015 (и то я её бросил, не доиграл, подавившись клюквой), но для украинской студии… Или всё, после четырнадцатого года их перемкнуло?
Если говорить умно, то уровень материальной культуры в игре соответствует не России-2013, а СССР (или конкретно УССР) образца второй половины восьмидесятых.
О том же свидетельствуют календари и постеры с красотками, расклеенные тут и там. И дело даже не в кучерявой моде эпохи восьмидесятых. На календарях и постерах тупо даты написаны – 1983, 1986, 1989, и т.д. и т.п.

Даже одели персонажей-метроспецназовцев в нечто эдакое непонятное, больше напоминающее куски формы времён войны в Афганистане. При том, что в первых двух «метро», на всяких разных солдатах, вполне современная «форма» была, камуфляж, разгрузки, бронежилеты, шлемы, всё такое. Конечно, антуражно доработанные под постапокалиптический сеттинг, со всякими финтифлюшками, но, тем не менее – современные. Смотрелось вполне хорошо. А тут на героев глядишь, и видишь вэдэвэшников-«шурави».

11
Почему ты не ходишь в тельняшке? Все же ходят в тельняшках! Что значит «не хочу»? Не говори глупостей, все хотят!

Халтура? Или вредительство? Или такой элемент гибридной войны? Или просто работа на западную целевую аудиторию – «Россия – щедрая душа дикая страна»? Да кто их поймёт. Но подобным антуражем вся атмосфера игры убита напрочь. Она просто неприятна. Ведь это не «Сталкер», для которого «разрушенная жизнь из восьмидесятых» была нормой и воспринималась с тёплой ностальгией. Это «Метро». Было.
Самое смешное, что первые две игры хоть и страдали неким «сталкерством» и клюквенностью, но в гораздо меньших размерах. Модельки и текстурки аутентичной техники, оборудования, автомобилей, гаджетов и прочего имелись в достаточном количестве (в «Redux» –версии даже кое-какие анахронизмы подчистили, заменив более аутентичными моделями и текстурами). Что мешало использовать старые наработки здесь? Зачем понадобилось вытаскивать из нафталина «сталкерские» заплесневелые заготовки?

6. «Метро» шло-шло, и изошло

Плохая игра. Провал практически по всем фронтам.
Сценарий и его подача – нелогичная, непоследовательная мешанина, с оттенками галиматьи и тонкими нотками бреда. Техническая реализация – довольно хромая, ещё и с кучей багов. «Дизайн уровней» Композиция локаций – не фонтан. Открытые практически не удались, самые удачные – закрытые, коридорно-линейные, подземные. Да даже «подземелья» на открытых локациях лучше, чем сами открытые локации. А вот, скажем, финальный линейный Новосибирск, «Мёртвый город», сделанный абсолютно в стиле «Мёртвого города» из первого «Метро» – очень даже хорошо получился, нет, чтоб везде так сделать.
Атмосфера, антураж – очень плохо, хуже всего, запорото напрочь. Карикатура, совок-стайл.
Пусть игровая серия «Метро» не была «шедевром на все времена», но достойно и заслуженно занимала свою нишу. «Исход» перечеркнул всё, все прежние достижения.

12
Это судьба. Купившего эту игру. И не поспоришь.
Tags: игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments