Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Технопамятники / Любовь к "мыльнице"

Т.к. сегодня, 14 февраля, очередной "буржуйский праздник" который мы, комсобогомольцы, не признаём ( :-) ), решил сделать небольшой доклад "по теме". "О любви к искусству, технике, истории, памятникам и фотографии". :-) Да, и к фотографии, ибо фото из данного доклада сделаны моим любимым фотоаппаратом, на чьём корпусе выбито "мэйд-ин-джапан", который был куплен аж в 2008 году. Я до сих пор люблю эту "мыльницу". И пользуюсь ею лучше, чем своей "говнозеркалкой для чайников". Эта "мыльница" прошла со мной огонь, воду и медные трубы, побывала на вершине вулкана и во внутренностях мазутного резервуара, падала в снег и грязь, на мрамор и бетон.

В чём преимущество посещения всяких технопамятников зимой?
Казалось бы - ни в чём. Холодно, всё усыпано снегом, хороший фотоаппарат брать жалко (да и оптика "потеть" будет), а аккумулятор старого фотоаппарата на морозе будет быстро разряжаться. А пока отогреваешь фотик в кармане - на него садится конденсат...
Но преимущества есть!
Во-первых - народу вокруг шатается существенно меньше, чем летом. А во-вторых и главных - можно смело ходить по газонам, которые, словно незримые стены, окружают памятники летом, мешая подбираться к интересным местам и ракурсам. А зимой, под снегом, газоны всё равно не видно, ходи где хочешь. Да ещё и деревья голые, без листвы.

00

В общем, пошёл проверять, можно ли добраться, хоть издаля, до двух вертолётов-памятников (Ми-8 и Ми-2), что стоят за забором на территории авиаремонтного завода. Оказалось - нельзя. Со спутника их видно, но огороженная забором территория АРЗ стоит внутри огороженной другим забором территории авиабазы. По 2гису двухсот, что ли, или четырёхсот метров мне не хватило пройти - обойти сбоку здание, за которым вертолёты-памятники стоят. Зато посмотрел на нормально функционирующий КПП, через который в 2017-м году проходил на территорию авиабазы, на лётное поле и в Музей Дальней авиации.
Ну и, заодно, завернул к обоим ракетоносцам, что стоят у бывших КПП. К Ту-16 и Ту-22.

Да, зима помогла ходить по газонам (это особенно актуально для Ту-16), но я не угадал со временем суток: наиболее удачные ракурсы выходили против солнца (а день был безоблачный, солнце яркое). Тут зима во вред, утром - ещё темно, после пяти-шести - уже темно. (Надо будет посмотреть, попробовать в мае или июне ранним утром).
Искал серийные номера, предварительно почитав, где они, теоретически, могут находится. Не нашёл. Зато разглядел бортовые, с которыми интересная история. У Ту-16 он просто еле виден, а у Ту-22 их два. Один яркий, вероятно "бутафорский", второй чуть заметный - вероятно настоящий.

13

Скорее всего, "широкому кругу читателей" (с) это не будет особенно интересно. Да я и сам не какой-нибудь авиа- или техногик. Но - выложу кое-какие особенно примечательные или необычные фоточки. (Вот вы видели бомбоотсек Ту-16 изнутри? Во-о-от...). Может быть, потом, переработаю для какого-нибудь https://techmonuments.livejournal.com или https://russianplanes.net или я не знаю, кому это может быть интересно.
(В принципе, в этот подход отснято две с лишним сотни кадров, общим весом почти в гигабайт).

(Кстати, технический момент. [Spoiler (click to open)]Может кто подскажет, какой есть нормальный фотохостинг? Пользовался я раньше одним - так в какой-то момент все картинки за пару лет накрылись, до сих пор не восстановлю большую часть. Сейчас пользуюсь другим - но он мне не нравится, и качество хреновое выходит. Есть у кого-нибудь что-нибудь на примете, чтоб бесплатно, не удаляли, и качество не слишком кривое?).

Итак, немного специфических фото во имя любви к технике и памятникам.

Ту-16

01
Ту-16. Общий вид. Точно неизвестно, какая именно это модификация. Ясно только, что это ракетоносец. Для себя я решил её определять пока как Ту-16КСР-2-5.

02
Посередине фюзеляж со створками бомболюка, по краям - мотогондолы. Не смотря на "ракетоносность", у Ту-16 сохранилась возможность применять свободнопадающие авиабомбы без существенной переделки самолёта. К концу 80-х это был единственный самолёт, способный взять на борт девятитонную ФАБ-9000 (взята на вооружение в 1954 г.). Не потому, что более современные были менее грузоподъёмными, нет. Потому, что по габаритам она только в Ту-16 помещалась. В конце Афганской войны Ту-16 бахали такими бомбами по ущельям, в которых сидели душманы.

03
Пилон подвески ракеты под правой плоскостью. Вешалась сюда крылатая ракета, какая-нибудь там КСР-2 или КСР-11. С простой фугасной боеголовкой в почти тонну взрывчатого вещества. Или с ядерной. Мощностью в мегатонну. Те крылатые ракеты, 60-х годов, и современные - это, как говорится, две большие разницы. Тогда малая точность искупалась огромной мощностью. Чтоб даже если не попал - весь мир в труху.

04
Вид сзади на пилон под левой плоскостью и на левую гондолу основного шасси. Створки, как видите, сложные - одна часть открывалась только для выпуска, а как стойка с колёсами выйдет и встанет на замок, закрывалась опять, другая часть оставалась открытой.

05
Современное состояние бомбоотсека изнутри. Странно было бы ожидать от раскуроченного памятника чего-то лучшего.

06
Хвостовая часть, вид слева. На киле, как раз под иллюминационной снежинкой, всё ещё можно, хоть и с трудом, прочитать бортовой номер, "11 красный".

07
Кормовая оборонительная установка. Стволы пушек вытащены, амбразуры жестоко заделаны металлическим листом. А вот характерные проёмы снизу - окна для выброса стрелянных гильз. Изрядные размеры этих окон обусловлены немаленькими размерами боеприпасов к 23-мм орудиям АМ-23.

08
Вид на хвостовую часть с правого борта. Красивое цельновыпуклое остекление бортовых блистеров утрачено безвозвратно. Хорошо видны триммеры рулей, две РЛС заднего обзора над кабиной стрелка и общая загаженность голубями, которые полюбили сидеть на верхушке киля.

09
Справа от косоруко приваренных труб памятниковой опоры - хвостовая пята. Тут она убрана, но неуёмные вандалы её регулярно "выковыривают". Выпускалась чтоб не чиркнуть хвостовой частью фюзеляжа об бетонку. Эдакий бампер. Подобными устройствами оснащались многие самолёты, и наши, и не наши, и военные, и пассажирские лайнеры.

10
Противофлаттерный груз на законцовке крыла. Объяснить, что такое флаттер я вам, пожалуй, не смогу (ибо сам далеко не авиаконструктор). Хорошо знаю только, что у шасси - шимми, а у крыла - флаттер :-). Ну, чтоб примерно представить - это постоянные вибрации и колебания крыла при определённых режимах (скоростях) полёта. Вот, чтоб плоскости не отлетели в разные стороны и не поломались, пришлось ставить такие штуки, грузы-утяжелители на законцовках крыла. На многих самолётах ранне-средней реактивной эпохи такие есть. Особо ушлые в подобных законцовках устраивали дополнительные топливные баки.
На определённых модификациях Ту-16 в законцовках крыла была система дозаправки. Тогда пытались внедрить схему дозаправки "с крыла на крыло", но она оказалась жутко неудобной, и от неё отказались. (Где-то читал, что, не считая технических проблем, от нервных нагрузок при такой дозаправке, пилоты в мандраже и потении теряли чуть не пять килограмм веса). Сейчас дозаправка совсем другая, тоже, конечно, нервная, но попроще, "шланг-конус". Вот в конус штангой топливоприёмника, что на носу, и тычутся. Это уж проще, чем передней законцовкой крыла попасть в шланг, что выпущен с задней законцовки крыла.

11
Вид из подбрюшья в нос. Ниша передней стойки шасси зашита металлическим листом, а ведь там, в нише, теоретически, написан серийный номер самолёта. Кузовок справа на фюзеляже - это какой-то из многочисленных воздухозаборников для обдува и охлаждения бортовой электроники. Ну а что вы хотите - всё "олдовое", тёплое, ламповое. Греется дай бог. Не то, что жучки-баги, но и присевшая птичка или ухватившийся рукой человек начнут шкворчать и поджариваться. А два выступа под воздухозаборниками двигателей - каплевидные обтекатели антенн помеховой станции с романтическим названием "Сирень". (Кстати, видите справа монумент в георгиевских цветах? Лет за двадцать до этого фото он стоял рядом с моим нынешним местом проживания. Сейчас там Макдоналдс. Ну хоть монумент не снесли, а просто переставили).

12
Вид на носовую часть с правого борта. Тут самое интересное не радиопрозрачный "подбородок" - обтекатель РЛС. И не разбитое нижнее стекло штурманской кабины, закрытое металлическим листом. И даже не носовая пупырка антенны помеховой станции "Сирень". Самое интересное - зашитый порт носовой пушки. Вот этот прямоугольник с эллипсом внутри, что под идиотской "снежинкой". Судя по всему, носовая пушка тут была (как раз на месте эллипса торчал 23-мм ствол). Но потом её сняли, и проём аккуратно зашили. А это значит, что данный самолёт - ракетоносная переделка из ранних выпусков. Ибо на ранних атомных бомбардировщиках носовую пушку ещё ставили, а потом дошло, что толку от всех этих пушек - ноль. (Впрочем, я не претендую на истину в предпоследней инстанции. Может быть на всех самолётах, выпускавшихся уже без носовой пушки, такой хитровыдуманный лист ставили).

На этом мы прощаемся с гик-обзором Ту-16 и переходим к гик-обзору Ту-22.

Ту-22.

14
Ту-22, общий вид. Что называется - "габаритный снимок". Среди профессионалов нет единства мнения, что это за модификация. Кто-то считает, что это постановщик помех, кто-то - что это ракетоносец. Я, как неспециалист, могу сказать, что вместо хвостовой оборонительной пушечной установки действительно имеется станция РЭБ, но, при этом, ракетный отсек под фюзеляжем в наличии и работоспособен. Посему, пока не будет озвучено авторитетного мнения, буду придерживаться мысли, что это ракетоносец, оборудованный станцией РЭБ.

15
Ниша передней стойки шасси. Теоретически, где-то там мог быть номер, но я его не разглядел.

16
Штанга топливоприёмника над носовым обтекателем самолёта. Так уж случилось, что сначала сделали сверхзвуковой самолёт с красивым обтекаемым носом, потом, спустя пару десятков лет, его оборудовали штангой для дозаправки в воздухе, а потом, тут же!, поняли, что конус топливного шланга с воздушного танкера прекрасно садится на нос самолёта, игнорируя и соскальзывая со штанги топливоприёма. Пришлось снизу приделывать вот такой "флажок" для защиты радиопрозрачного обтекателя носовой РЛС.

17
Вид снизу на носовую РЛС. Кто сказал, что похоже на фантазии доктора Фрейда коринфский шлем?!! Вон из класса! Ну да, первые Ту-22, спроектированные просто "под атомную бомбу" имели плавных очертаний обтекаемый нос без двусмысленностей. Более поздним ракетоносцам понадобилась РЛС, чьи габариты не вписались в контур самолёта. Пришлось его переделывать под антенну.

18
Фигурный бомболюк - специально для ракеты Х-22. Целиком внутрь отсека она не помещалась, посему самолёт нёс её полуутопленной в корпус. Под габарит ракеты бомбоотсек Ту-22 и переделывался. Причём один самолёт нёс только одну ракету. (Шестьсот килограмм конвенционного взрывчатого вещества или одна "ядерная" мегатонна "в каком-то там эквиваленте").

19
Вот эти чёрные скобки, под плоскостью - для крепления пороховых стартовых ускорителей СПРД-63. О том и эксплуатационные надписи вещают, на фото их вполне можно разобрать.

20
В задней части гондолы шасси на левой плоскости имеется установка для отстрела тепловых ловушек. (На правой гондоле не сохранилось, там всё зашили металлическим листом). Для стратегического носителя ядерного оружия защита от ПЗРК как-то не особенно актуальна. Такие у нас начали ставить во время Афганской войны, после знакомства с американскими "стингерами" моджахедов. Значит ли это, что данный самолёт летал над Афганистаном? Не знаю.

21
Вид на хвостовую часть самолёта. Видно станцию РЭБ вместо кормовой пушечной установки. Видно цельноповоротный стабилизатор (признак "сверхзвуковости" самолёта). И видно (очень плохо, но видно, на других оставшихся у меня фото видно лучше) что на киле нарисован бортовой номер "80 красный". А вовсе не "74 красный", как на переднем щитке носовой стойки шасси. Учитывая "лёгкость" нанесения этого номера, позвольте считать именно его истинным, а номер с щитка шасси - "декоративным".

22
Вид с правого борта на сопряжение мотогондолы с фюзеляжем. Выступающие в поток воздухозаборнички - для обдува и охлаждения агрегатов.

23
Для удобства обслуживания обшивка кормовой станции РЭБ могла "раскрываться". "Рояльные петли" с обоих сторон тому свидетели.

24
Вид в нос. Фигурный бомболюк под крылатую ракеты, крепления твердотопливных ускорителей, носовая стойка шасси - в ассортименте.

25
Между двигателями - противопожарная перегородка. На фотографиях не слишком видно, но у Ту-22 есть явная "талия" и "бёдра", оцениваемые только "живым глазом" (ну, или по заводским чертежам) - после пилотской кабины, и ужатого относительно неё миделя в районе плоскостей, к хвосту ближе фюзеляж заметно расширен и раздаётся в бока. "Правило площадей", видимо.
Tags: Ту-16, Ту-22, авиация, видел сам, заметки, саратов/энгельс, фотообзор
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Поехали! О городах Гагарина

    Немного о городах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! О городах Гагарина В связи с…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Если…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Когда в…

  • Старые фотоархивы. Саратовский самолёт

    Продолжаю обзаводиться давно утерянными древними фоточками. Нет, никогда меня не умиляли собственные детские фотографии, и сейчас по прежнему не…

  • Соседство в Выборге: Вертолёты и Анненские укрепления

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Соседство в Выборге: Немного про вертолёты и много про Анненские укрепления. Выборгский замок. Центральная…

  • Парк «Патриот», г.Энгельс. Итоги

    Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Итоги Наверное, пора подвести некоторый итог. Все установленные в Парке…

  • «Деревянная авиация»: Забей чопик - лети дальше

    ( Вариант в Яндекс-Дзен) Есть в «деревянной», «бипланной» авиации столетней давности своя непередаваемая прелесть. Вот вроде самолёт, детище…

  • Лётчики и судьба

    Предыдущая часть. 14. Лётчики и судьба Кто знает, повторил бы Хользунов судьбу Рычагова или Павлова, или вознёсся на вершины армейского…

  • Лётчики и интернациональный долг

    Предыдущая часть. 13. Лётчики и интернациональный долг Немного отвлечёмся от личностей лётчиков на авиацию. Если об участии интернациональных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments