Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Энгельс, Музей Дальней авиации. Обзор. Часть 7 (Дополнительная – Лётный городок)

СОДЕРЖАНИЕ

Прогулку по энгельсскому Музею Дальней авиации пришлось разбить на четыре части (первая, вторая, третья, четвёртая). Добавка в виде посещения аэродрома и расставленной там техники заняла ещё две части (пятая, шестая). Тут бы и остановится, но совсем рядом есть ещё кое-что. Логически, исторически и географически связанное и с музеем, и с аэродромом. Вот мы на это быстренько и посмотрим.

Энгельс, Музей Дальней авиации. Обзор. Часть 7 (Дополнительная – Лётный городок)

Некогда территория Лётного городка в Энгельсе была режимным объектом. Обнесена забором, с контрольно-пропускными пунктами, с шлагбаумами и вертушками, с колючей проволокой и прочими прелестями военного городка.

Потом режим смягчался всё больше и больше. Были времена, когда на КПП ещё находились офицеры и солдаты при оружии, но пройти уже можно было свободно. Многие годы забор и пустые здания КПП стояли просто так, пока в прошлом, 2019-м году, их не демонтировали полностью. Но не надо думать, что на территорию авиабазы вход стал свободным – имеется новый забор, новые КПП, новые солдаты при оружии, никаких посторонних туда по прежнему не пускают.

В те времена, когда вход в Лётный городок уже был свободен, но КПП ещё функционировали, перед двумя входами на территорию были установлены два самолёта. У так называемой «первой лётки» - бомбардировщик-ракетоносец Ту-16, у «третьей лётки» - бомбардировщик-ракетоносец Ту-22. («Второй лётке» ничего не досталось, потому, что её вообще нет. Парадокс). Вот на эти самолёты мы и посмотрим. (Фотографии сделаны 05 мая 2018 г.).

131
Ту-16, одна из многочисленных ракетоносных модификаций. Бортовой номер «11 красный», серийный номер 5202605. В Энгельс он, якобы, попал из Тарту.

Ту-16 выпускали с середины пятидесятых по середину шестидесятых годов. Разработанный формально как бомбардировщик (к тому же – носитель ядерного оружия), самолёт фактически стал многоцелевым. Были модификации бомбардировочные и ракетоносные, были самолёты-разведчики, самолёты-постановщики помех, самолёты-заправщики… Одни модификации переделывали в другие, потом в третьи… За десять лет выпустили полторы тысячи самолётов разнообразных модификаций. В Китае их вариант нашего Ту-16 (зовётся Xian H-6) стоит на вооружении и летает до сих пор. У нас Ту-16 официально сняли с вооружения в 1993-м году.

132
Ту-16. Правый борт.

Вид у самолёта, прямо скажем, не самый лучший. Близость людских потоков и возможность с лёгкостью залезть на плоскость делают своё чёрное дело. Плюс нелепое украшательство «снежинками и гирляндами». Остекление пилотской и штурманской кабины, боковых блистеров, поста хвостового стрелка раскурочено и заменено крашеными жестянками. Верхнего блистера вовсе нет.

133
Ту-16. Вид с хвоста.

В кормовой оборонительной установке не только нет пушечных стволов, но и вся её подвижная часть погрызена и зашита жестянкой. Видна и нижняя, дистанционно-управляемая оборонительная точка – тоже покорёженная и без стволов. (Верхняя точка, расположенная за пилотской кабиной, в ещё худшем состоянии). Даже не слишком вглядываясь, отлично заметно погнутые кромки оперения и крыла, покорёженную механизацию, поломанный аэродинамический гребень на левой плоскости и прочие «красоты». Увы, состояние самолёта печально.

За приваренной трубой, на которую опёрли хвостовую часть памятника, задрав ему нос, видна выпущенная «хвостовая пята» - специальная пластина, выпускавшаяся чтобы не чиркнуть хвостом по бетону аэродрома при грубой посадке.

134
Ту-16. Под крылом видны два пилона для ракет. Общее состояние памятника – «поломанный, ржавый и грязный».

Возникает вопрос – какая именно установлена модификация Ту-16? Это, однозначно, ракетоносец, под крылом два пилона для крылатых ракет. Но ракетоносных вариантов было много! Что у нас есть из признаков? Главное – в носу имеется остекление кабины штурмана, а не обтекатель РЛС. Но на нём имеется блямба антенны (от помеховой станции «Сирень-Д», ещё две антенны от неё – у входов в воздухозаборники). Справа, между «бородой» РЛС и штурманским местом, на корпусе отчётливо видно закрытое заплаткой место установки носовой пушки. И заплатку явно поставили не при установке памятника, а давно и тщательно, на заводе. Систем дозаправки в полёте на законцовках плоскостей нет. Что в итоге? Вероятно, ракетоносец Ту-16КСР-2-5? Носитель сверхзвуковых крылатых ракет КСР-5?

135
Ту-16. Предположительно Ту-16КСР-2-5.

Ту-16, патриархи отечественной реактивной Дальней авиации, умудрились даже всерьёз повоевать. И не за каких-нибудь арабов (хотя и за них тоже, Ту-16 активно продавались за рубеж), а в составе ВВС СССР. Ракетоносцы модификации Ту-16КСР-2-5 сохранили возможность нести бомбовую нагрузку. И благодаря этому достаточно активно применялись во время войны в Афганистане. Бомбили, в том числе, девятитонной ФАБ-9000, которую не мог поднять ни один другой самолёт.

Следующий самолёт, стоящий у другого КПП, ещё один туполевский бомбардировщик – сверхзвуковой ракетоносец Ту-22.

136
Ракетоносец Ту-22КД. На щитке носовой стойки шасси нанесён бортовой номер «74 красный». Так, как место вполне доступное, номер регулярно обновляют, подкрашивают. Но на киле всё ещё виден, хоть и еле-еле, другой номер, «80 красный». Просто так, без специальных приспособлений или автоподъёмника туда не добраться, потому не подкрашивают. Можно сделать вывод, что настоящий бортовой номер был именно «80», а тот, что на щитке шасси - «декоративный», нанесённый уже после установки в качестве памятника.

Ту-22 различных модификаций в количестве четырёх штук нам уже встречались в Музее Дальней авиации. Ещё один ракетоносец Ту-22КД установлен в Парке Победы в Саратове. Чуть более подробно про наши Ту-22 можно посмотреть в заметке «Ту-22. Не самый знаменитый».

137
Ту-22КД. В корме вместо дистанционно-управляемой оборонительной пушечной установки расположена станция постановки помех.

Этот самолёт установлен в гораздо менее людном месте, а потому менее раскурочен. Зато рядом дорога, и все выхлопы тут же оседают на памятнике.

138
Ту-22КД. Левый борт. Видно что стабилизатор – цельноповоротный. Судя по всему, самолёт из состава 203-го гвардейского тяжелобомбардировочного полка.

Как и остальные энгельсские и саратовский Ту-22, этот самолёт попал сюда в 1994 году, из Белоруссии. Тогда на энгельсскую авиабазу перегнали матчасть 121-го и 203-го гв.тбап – «на хранение». Белоруссии стратегические бомбардировщики/ракетоносцы/постановщики помех были ни к чему и не по карману. Как оказалось, России – тоже. Из почти сотни перелетевших самолётов сохранилось всего шесть штук.

139
Ту-22КД. Створки бомболюка, выполненные под контур крылатой ракеты Х-22. Целиком в бомбоотсек ракета не помещалась и полёте была полуутоплена в корпус. После пуска ракеты створки освобождались и закрывались.

Теоретически, ракетоносцы Ту-22 после проведения переоборудования могли использоваться как обычные бомбардировщики, с обычными свободнопадающими бомбами. Но в Афганистане использовались только постановщики помех. Пулять дорогущими крылатыми ракетами по босоногим моджахедам сочли слишком жирным.

140
Ту-22КД.

И в Энгельсе, и в Саратове есть и другие «музейные» самолёты, и самолёты-памятники, но это уже совсем другая история.

И, рано или поздно, она будет рассказана.
Tags: Ту-16, Ту-22, авиация, видел сам, военное, музеи, музей дальней авиации, очерки, саратов/энгельс
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Поехали! О городах Гагарина

    Немного о городах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! О городах Гагарина В связи с…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Если…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Когда в…

  • Старые фотоархивы. Саратовский самолёт

    Продолжаю обзаводиться давно утерянными древними фоточками. Нет, никогда меня не умиляли собственные детские фотографии, и сейчас по прежнему не…

  • Соседство в Выборге: Вертолёты и Анненские укрепления

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Соседство в Выборге: Немного про вертолёты и много про Анненские укрепления. Выборгский замок. Центральная…

  • Парк «Патриот», г.Энгельс. Итоги

    Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Итоги Наверное, пора подвести некоторый итог. Все установленные в Парке…

  • «Деревянная авиация»: Забей чопик - лети дальше

    ( Вариант в Яндекс-Дзен) Есть в «деревянной», «бипланной» авиации столетней давности своя непередаваемая прелесть. Вот вроде самолёт, детище…

  • Лётчики и судьба

    Предыдущая часть. 14. Лётчики и судьба Кто знает, повторил бы Хользунов судьбу Рычагова или Павлова, или вознёсся на вершины армейского…

  • Лётчики и интернациональный долг

    Предыдущая часть. 13. Лётчики и интернациональный долг Немного отвлечёмся от личностей лётчиков на авиацию. Если об участии интернациональных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments