Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Энгельс, Музей Дальней авиации. Обзор. Часть 6 (Дополнительная – Лётное поле-2)

СОДЕРЖАНИЕ

В первой, второй, третьей и четвёртой частях мы прогулялись по энгельсскому Музею Дальней авиации, в пятой дошли до лётного поля и посмотрели на специально выставленные там экземпляры. А сегодня наконец очередь дошла до того, что стояло «за загородкой». Своего рода споттинг, лайт-версия.

Фотографий тут будет не много, полезной информации и того меньше, но попытаться закруглить вопрос, наконец, надо. Фотографии сделаны 19 августа 2017 года.

Ещё раз повторюсь для сведения компетентных органов – снималось в открытую, в присутствии милиции, военных, МЧС и даже бригады скорой помощи. Не считая тысячной толпы народа. И никто из ответственных товарищей в фуражках и погонах не махал руками, не говорил «ай-ай-ай».

Энгельс, Музей Дальней авиации. Обзор. Часть 6 (Дополнительная – Лётное поле-2)

Сначала глянем в ту сторону, где стоял между несколькими своими вылетами «ветеран».

115
Немного символизма. На рулёжной дорожке стоит старичок По-2, на посадку заходит красавец Ту-160.

О том, что такое У-2, он же По-2, рассказывать, я думаю, не надо.
Созданный Поликарповым в конце двадцатых, этот лёгкий самолётик производился до середины пятидесятых. Ну и повоевать умудрился. Да, те самые «швейные машинки».
Ночные бомбардировщики – в том числе. (Включаем шведский коллектив Sabaton, песенку Night Witches, пафосную, как и всё их немудрёное творчество, и совмещаем в голове это бодрое металлюжничество про «ночных ведьм из 588-го полка» с образом тихоходного «русс фанер» :-) . Это будет посильнее «Фауста» Гете английского «на честном слове и на одном крыле»).

116
По-2 в полёте.

Самолёт По-2 с регистрационным номером RA-1945G собрали где-то в 2007-2009 годах в Самаре (авиационно-технический клуб «Горыныч»). Пишут, что на 90% из оригинальных деталей, собранных с бору по сосенке. С тех пор самолёт регулярно появляется в тех или иных авиапредставлениях. Вот и у нас был. Летал, вертел пилотаж на малых высотах. И на таких малых скоростях, на которых современные самолёты и в воздухе-то не удержаться.

Что до садящегося на заднем плане первой фотографии ракетоносца, то в тот день показательно летало две пары – Ту-160 и Ту-95МС.

117
Проход пары Ту-95МС.

Первым идёт Ту-95МС бортовой «10 красный», регистрационный номер RF-94128, собственное имя – «Саратов». У второго, сколь ни старался, номера не смог разобрать (понятно, что начинается на «RF-94…»), а имени собственного у него нет. Это, кстати, к вопросу о нужности личных имён у боевых самолётов в плане лёгкости их опознания теми, кому это не положено.

118
Взлёт Ту-95МС с личным именем «Саратов». От стояночной полосы (куда запустили людей) до взлётной довольно далеко, потому и самолёт кажется таким маленьким.

Зато, этот оставшийся не узнанным самолёт, взлетал эффектнее всех – лётчик, что называется «помахал крылом» своей многотонной машины при наборе высоты, к вящей радости зрителей. После посадки самолёт укатили в дальнюю сторону, потому и номер рассмотреть не удалось.

119
Посадка Ту-160 с личным именем «Валерий Чкалов». Обратите внимание на три тормозных парашюта. Кроме расстояния, между взлётной и стояночной полосами ещё и небольшой бугорок, так, что самолёт как бы уходит под землю.

Взлетали по одному, где-то там пристраивались и потом уже ходили над полем парами. После проходов пары красиво расходились - один налево, второй в Африку. Потом снова парный проход. Садились через одного – Ту-160 чередовались с Ту-95.

120
Проход Ту-160.

Тут определить состав пары гораздо легче – во-первых, они крупнее и контрастнее, а во-вторых, таких самолётов в пять раз меньше, чем Ту-95, и информации о них больше.

Первым идёт Ту-160 серийный №601, бортовой «10 красный», регистрационный номер RF-94100, собственное имя «Николай Кузнецов». Второй - Ту-160 серийный №504, боровой «17 красный», регистрационный RF-94110, собственное имя «Валерий Чкалов».

Оба самолёта выпущены в 1990-м году, оба базировались в украинских Прилуках и оба были переданы России в 1999-м году (в качестве погашения долгов за газ. Те самолёты, что не вернули за долги, разломали прямо на полосе экскаваторами).
Первым из всех тех переданных Ту-160 был как раз самолёт с серийным номером 601. В 2000-м году он получил личное имя «Николай Кузнецов». Ту-160 с серийным номером 504 ранее носил имя «Прилуки», в 2009-м был переименован в «Валерия Чкалова».

Кстати, над толпой народа, над головами, никто не летал, всё в сторонке, над полем. (Благо, оно огромное, две взлётно-посадочные и одна стояночная, и пять перемычек-рулёжек). Всё безопасности ради. В том числе вдалеке тарахтел и вертолёт, что выписывал в воздухе всяческие фортеля.

121
Ми-2, регистрационный RF-00542, изготовлен в 1982 году (в Польше, на предприятии PZL-Swidnic, заводской номер 549544125, серийный номер 095-44). Вертолёт «досаафовский», из того самого, «гагаринского» аэроклуба на саратовском аэродроме Дубки. При этом, на борту «красные кресты» и надписи «Санавиация», «Минздрав Саратовской области». (В такой яркой красно-жёлтой раскраске с 2015-го года, до того был зелёненький).

Больше всего честной публике понравилось, когда вертолёт в режиме висения начинал «кланяться», опуская нос и задирая хвост, оставаясь при этом на месте.

Ладно, глянем краем глаза на самолёты, стоявшие «за заборчиком», как я их обозначил в предыдущей части - «не для развлечения публики». Собственно, в этом самый цимес мит компот.

Ближе всех стояли два «пассажирских лайнера» – Ту-134АК и Ту-134А-3.

122
Тот, что ближе – Ту-134АК, тот, что дальше – Ту-134А-3.

Ту-134А-3 – вариант пассажирского лайнера Ту-134А с новыми двигателями, Ту-134АК – специальный вариант Ту-134А, в том числе для ВВС. Кстати, у рассматриваемого экземпляра сзади, из хвостовой части фюзеляжа, торчит нефотогеничный обтекатель антенны спецсвязи.

Ту-134АК, не смотря на вполне гражданскую окраску, из состава ВВС. На нём даже, для маскировки видимо, прямо на борту написано «Авиабаза Тамбов».
Этот самолёт, бортовой номер «688 синий», регистрационный RF-94247, заводской №62575, выпуска 1979 года – из состава ТВВАУЛ («Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М.М.Расковой»). Кстати, рассмотренный в четвёртой части музейный Ту-134УБЛ (и такой же, в Саратовском Парке Победы) – явно оттуда же, из ТВВАУЛ.

Ту-134А-3, регистрационный RF-65990, выпуска 1981 года, авиация МВД России, базируется на аэродроме Чкаловский.

123
Прозрачные «штурманские» носы Ту-134А и острые радиопрозрачные носы Ту-160.

За какой надобностью эти самолёты, занесло в Энгельс? То ли специально прилетали к празднику, кого-то привозили, то ли они случайно по каким-то своим делам оказались здесь – неизвестно. Но одно известно точно – они перегородили вид на линейку Ту-160 и Ту-95МС, которые стояли за ними.

124
Аэродромные тягачи развозят самолёты на стоянки.
(А вы знаете, что по планете LV-426 отважная Сигурни Уивер лейтенант Рипли с группой космодесантников рассекали именно на аэродромном тягаче? И черепа ксеноморфов-чужих давились вот этими самыми огромными колёсами? «Точно такими же, только меньше и другими» :-) ).


Ту-160 с именем «Николай Кузнецов» уже установлен на своё место, безымянный Ту-95МС урулил в противоположную сторону (на фотографии он виднеется в левом углу), своей очереди ждут Ту-160 «Валерий Чкалов» и Ту-95МС «Саратов».

125
Ту-160 двигается по рулёжке после посадки. Не смотря на белый день все самолёты садились с включенными прожекторами. (На фотографии плохо видно, далеко, но под пузиком у самолёта, у передней стойки шасси, не блики от солнца, а включенный на всю катушку «дальний свет»).

Итак, что там у нас с наличием «стратегов» на одном отдельно взятом аэродроме? Ближняя к нам группа (за двумя Ту-134) – из шести самолётов, которые вполне можно разглядеть и опознать.

Сначала стоят уже упоминавшиеся: Ту-160 RF-94100 «Николай Кузнецов», бортовой «10 красный». За ним – Ту-95МС RF-94128 «Саратов», бортовой, как ни странно, тоже «10 красный».

126
Стояночная полоса. Все самолёты, кроме неопознанного Ту-95МС, уже заняли свои места.

Потом стоят два Ту-160, которые в этот день не летали.

Ту-160 серийный №807, выпуска 2000-го года, бортовой номер «07 красный», регистрационный RF-94106, собственное имя «Александр Молодчий».

Ту-160 серийный №603, выпуска 1991-го года, бортовой номер «12 красный», регистрационный RF-94109, собственное имя «Александр Новиков». В 1999-м году передан России с украинской базы в Прилуках.

Следующий – выше упоминавшийся Ту-160 RF-94110 «Валерий Чкалов», бортовой «17 красный».
Потом ещё один самолёт – Ту-160 серийный №705, выпуска 1993-го года, бортовой номер «05 красный», регистрационный RF-94104, собственное имя «Александр Голованов»

127
Хвостатая перспектива. Вот дальше за загородку пройти люди в фуражках и погонах уже не разрешали. Хотя какие-то неопознанные личности во вполне гражданских лёгких сарафанчиках, а также тяжёлых пиджаках с галстуками, там по полю бродили.

Неопознанный Ту-95МС, который летал вместе с «Саратовом», пока не занял место в строю. Но и без него мы тут видим восемь Ту-95МС и два Ту-160. Опознать их не представляется возможным, слишком далеко, номеров не видно.

Разве что стоит обратить внимание на окраску килей дальних Ту-160. Потому, как с окраской у них вообще чехарда и чересполосица. Можете сами полистать приведённые фотографии в этой и предыдущей части и убедится.

У кого-то на киле триколор – самый старый вариант окраски, по-моему, 1995-го года (у большинства его уже нет). У кого-то на носовой части «стрела» из цветов флага ВВС, у кого-то её нет. У кого-то опознавательный знак наших ВВС – красная звезда – уже новая, с триколорной, красно-сине-белой окантовкой, а у отдельных самолётов ещё старая, «советского образца», с красно-белой окантовкой. Плюс – собственные имена, накрашенные здоровенными буквами, какой-то стилизованной псевдославянской вязью, отличающейся начертанием на каждом самолёте.

128
Ту-160 с личным именем «Николай Кузнецов» хвостом вперёд занимает место в общем строю.

С прошлого, 2018-го года, для Ту-160 введён новый стандарт окраски – чисто белый, без «стрел» и «триколоров». (Злые языки утверждают, что «стрелу» цветов флага ВВС убрали за её «жовто-блакитность». Может, конечно, и так, но в любом случае, самолёт она не красила совершенно. Чисто белый корпус с красными звёздами гораздо красивее).
Звезду «советского» образца, увы, не вернули, оставили с трёхцветной окантовкой. Имена собственные тоже не отменили, установили их писать тем же красным цветом, но простым шрифтом, без выкаблучиваний, и буквами гораздо меньшего размера. Присутствующие на моих фотографиях «Николай Кузнецов» и «Валерий Чкалов» летали над московской Красной площадью 9 мая 2018 года уже перекрашенные по новой схеме.

129
Взлетающий Ту-160 с личным именем «Валерий Чкалов» чадит на взлёте. Злые языки скажут – непрогоревший керосин, добрые языки скажут – закись азота. А я, из вредности, скажу, что это техники забыли в воздухозаборнике ведро с жёлтой краской :-).

Кстати, ревёт на взлёте Ту-160 не хуже, чем Ту-95, но менее гулко, и не так по-крестьянски солидно. Впрочем, моё детство прошло именно под Ту-95, потому я его так люблю :-). (Наша крохотная дачка-от-завода-на-краю-городской-черты была чуть не впритык к «колючке» по внешнему периметру аэродрома, а там не так далеко до бетонки, лазил, видел. Плюс три километра - родительский дом. Сейчас мой дом – ещё плюс три километра. Звук двигателей слышен по-прежнему :-) ).

А теперь посчитаем на пальцах.
Пять Ту-160 в ближней группе и два в дальней. И ещё один в «общей зоне», его мы видели в прошлой части. Восемь, значит. А всего на тот момент в России было шестнадцать таких самолётов. (Сейчас, вроде бы, доделали ещё один, но то тайна великая есть). В общем, половина парка Ту-160 перед вашими глазами.
Один Ту-95МС в ближней группе самолётов и восемь в дальней. Ещё один на полосе, не закаченный в строй. И ещё один в «общей зоне», из предыдущей части. Всего одиннадцать. А общее их количество у нас шестьдесят (ну, где-то так).

Значит, в общем и целом, мы с вами поглядели ровно на 25% процентов авиационной составляющей нашей ядерной триады. С чем вас и поздравляю.

[Spoiler (click to open)](Когда меня спрашивают, «Почему ты не боишься мировой ядерной войны?», я отвечаю: в нескольких километрах от моего дома находится база стратегических бомбардировщиков. При которой, наверняка, имеются хранилища ядерного оружия, не везти же их с Земли Франца-Иосифа в случае чего? Да ещё и в ста шестидесяти километрах – самая крупная в России АЭС. При таких вводных, зачем мне бояться мировой войны? Я даже не успею узнать о её начале :-) ).

130
«Ты меня слушаешь, Нео, или смотришь на девицу в красном?» (с) Matrix, 1999.

PS
Я тут подумал. С Музеем Дальней авиации мы разобрались за четыре части, с авиабазой – за две. Но есть и ещё кое-что. Логически подходящее к проекту «Большие военные памятники маленького мирного города», но географически и исторически вполне связанные с Энгельсской авиабазой. Отчего бы и не совместить?

Что же, до встречи в финальной части нашего бесконечного путешествия!
Tags: Ми-2, Ту-134, Ту-160, Ту-95, У-2(По-2), авиация, видел сам, военное, музеи, музей дальней авиации, очерки, саратов/энгельс
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Почти авиаспоттинг :-)

    Наш завод металлоконструкций (а также площадь перед ним) неплохое такое место для наблюдения за самолётами - на посадку на нашу авиабазу они…

  • Парк Патриот в городе Энгельс. Обновки 2021 года

    Давненько я не захаживал в энгельсский Парк Патриот, аж с самого юбилейного Дня космонавтики, что случился в этом году. Да и тогда попал случайно…

  • Истребители Як на своей родине

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) «Я - "Як"-истребитель, Мотор мой звенит, Небо - моя обитель» В.С.Высоцкий «Лётчикам больше наравятся "Яки"»…

  • Музейный экспонат. Необычный «Сокол»

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Один музейный экспонат и немного истории военной авиации. Однажды, в нашем местном маленьком и скромненьком…

  • Почти авиаспоттинг почти с Парада Победы

    Уважаемый cheslav_kara выложил свой фоторепортаж с генеральной репитиции «пролёта» воздушной части Парада Победы. С подробным перечислением…

  • Поехали! О городах Гагарина

    Немного о городах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! О городах Гагарина В связи с…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Если…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Когда в…

  • Старые фотоархивы. Саратовский самолёт

    Продолжаю обзаводиться давно утерянными древними фоточками. Нет, никогда меня не умиляли собственные детские фотографии, и сейчас по прежнему не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments