Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Тяжёлый танк ИС-3, г.Энгельс

00

Город Энгельс. Тяжёлый танк ИС-3
Все снимки сделаны 28 августа 2019 г.

(Я как-то сам обещал поделиться его фотографиями. Сам и забыл. Реабилитируюсь – для собирателей коллекций российских и мировых технопамятников – в конце ссылка на архив).

Каких-то технических или исторических сведений о танке я особенно касаться не буду – и так в сети развелось «экспертов» (особенно по военной технике и истории), что плюнуть некуда. Нет, есть и настоящие эксперты, но и их любовь к предмету, зачастую, превращает их в прутковский «человек-флюс», рядом с которым ошибиться или сморозить глупость по незнанию страшно – не поправят, а обольют. Потому, написано только то, что я посчитал интересным или забавным.
А главным образом, это фотоотчёт об одном из наших многочисленных милитаристских памятников. Как раз в рамках проекта.

01
Тяжёлый танк ИС-3. На заднем фоне – «географическая привязка», ночной клуб «Росинка».

Почему танк поставили рядом с ночным клубом – бог весть. Клуб сей совершенно не в стиле «милитари» оформлен. (Да, да, каюсь, был там. В своё оправдание могу сказать, что это было лет пятнадцать назад, когда я был ещё молод, и пьян, и с двумя девушками, и всего один раз. За компанию, как известно, и жид повесился).
Но предположение о таком танкорасположении есть. Наиболее вероятное объяснение – клуб принадлежит тому же человеку (фамилию знаю, но называть не буду), кому принадлежат и многие другие питейно-кафешечно-развлекательные объекты в городе, рядом с которыми расставлены горы техники (про макеты два года назад писал, но там все снимки накрылись, их пока не восстановил). Ну, хобби такое у человека. Можно только поприветствовать.

02
Вид на знаменитый «щучий нос». И на сдвижной люк мехвода с перископическим прибором (не разбили пока, надо же!, только сам люк сваркой прихватили).

Заодно, вид на 122-мм пушку Д-25Т. Пушка ведёт родословную от корпусной пушки обр.1931/37 гг. А-19. Её танковые и самоходные варианты ставились на «военные» ИС-2, ИСУ-122С, на первые варианты послевоенного Т-10. И на «военно-послевоенный» ИС-3.

03
Из рабочей практики вынес правило – о толщине сваренных встык листов, с точностью плюс-минус поллаптя, можно судить по ширине сварного шва. (Кстати, если бы я такие сварные швы увидел на подконтрольном оборудовании… У-у-у, туши свет, выноси святых. Правда с толщинами в 110 мм работать не приходилось. 30 мм - было. Клёпанный 30 мм - тоже. Но больше - пока нет).

Тут, слава богу, все размерности известны точно, не «на глазок». При желании можно почитать и про миллиметры, и про градусы наклона. И знаменитую байку – про то, как на испытаниях обстрелом снаряд попал точно в нос, в стык трёх сварных швов. В результате чего, все швы разом лопнули и листы разошлись. И комиссия задумалась - а зачем такой танк? Но то байка, а в реальности, несмотря на недостатки, ИС-3 вполне себе строились. Сами понимаете, если выбор стоит между «танком с недостатками» и "отсутствием танка с недостатками" - выбор очевиден.

Красная стрелочка на фото показывает туда, где, в теории, должен быть серийный номер. И там даже видна выбитая рамочка. Но прочитать невозможно – всё залито краской.

04
Вид на правый борт. Пушка кажется подозрительно короткой – подозреваю, что она в положении максимального отката.

Полукруглые крепления на бортах в задней части корпуса – для отсутствующих дополнительных внешних топливных баков. Зато на корме приделали две декоративные «бочки». Именно декоративные, крепления новые, «бочки» новые, всё «старое» исчезло. Вместе с изрядной частью кормовых листов.

05
Вид на левый борт. «За Покровск».

Боевая такая надпись, даже, прям-таки, боевитая, ага. При том, что Энгельс перестал быть Покровском ещё в 1931 году. На другом борту – «За Родину». Боевые такие лозунги, вот только танки ИС-3, чьи бренные останки вы видите, в составе нашей армии воевали, разве что, в Венгрии, в 1956 году, подавляя антисоветский мятеж.
Ах да, есть ещё байка, что они выступили «психологическим оружием», напугав до икотки союзников на послевоенном совместном параде в Берлине.

За танком – «репродукция» кусочка диорамы «Сталинградская битва» из одноимённого музея в Волгограде, эпизод с соединением наших войск на Мамаевом кургане. Надо ли уточнять, что танки ИС-3 соотносятся с этими «фотообоями» чуть менее, чем никак.

06
«Крыша МТО», «надмоторная плита» - называйте как хотите. Главное, что её нет. Просто приварен металлический лист.

При том, что крыша МТО исчезла в неизвестном направлении, бронировка и ограждение выхлопных окон аккуратно оттуда срезана и приварена сюда.

К сожалению, наши городские военно-технические памятники берут «не умением, а числом» - их много, но состояние, чаще всего, «не фонтан». И даже не потому, что изувечили вандалы, а потому, что сразу не реставрировались. И устанавливались по системе «и так сойдёт». (Сейчас, в эру IT, это называют «*уяк-*уяк - и в продакшн»). Увы, этот памятник – не исключение. Скорее - правило. Смотрим дальше.

07
Корма танка.

Верхний кормовой лист с люками – чистый «макет». Нижний лист натуральный, как и боковые задние. С «остатками былого великолепия». Например, торсионный вал петель, на которых откидывался верхний лист. Под новодельными бочками видны крепления, на которых держались приборы дымопуска (внешне – те же бочонки, только небольшие).

08
Вид на днище.

Можно попытаться порассматривать бронировку торсионов подвески, но интереснее ситуация с лючками. Видно, что переднего люка просто нет, второй люк без болтов и прихвачен сваркой. А через один из лючков доступа к МТО видно… небо. Через крышу? Через щель между корпусом и башней? Да не важно. Просто ясно, что танк пустой, как барабан Страдивари.

09
Вид в корму.

Снимок чтобы вы лучше видели, что «макет», а что осталось от танка. И пусть вас не обманывает отчётливо видимая маркировка, выбитая на верхнем кормовом листе. Кроме всего, там вполне ясно значится «Ст.3пс». А это, уж поверьте моему профессиональному мнению ( :-) ) явно не броневая сталь. (Обычная конструкционная углеродистая сталь. С броневой сталкиваюсь не особенно :-), но «сталь-три-полуспокойная» - сколько угодно).

10
Вид на кормовую часть башни.

Хорошо видно, что чётко посередине идёт трещина. Которую заваривали и даже наваривали накладочки из металлических полос. (Сверху – чтобы притянуть вставшую дыбом крышу башни?). Литьевой номер на башне «6 6 224». Вообще, башня какая-то пожёванная и погрызенная. Но, с другой стороны, не настолько, чтобы однозначно сказать – «танк по завершении своей карьеры был тактическим объектом на полигоне». Больше похоже на учебное пособие для двоечников, которые не учат, а курочат.

11
В три четверти на корму и правый борт.

Где-то приходилось читать, что подобное устройство бортовых ящичков для имущества называлось «по-самолётному». Подобными накладными «ящиками» на надгусеничных полках после войны оборудовали и «военные» ИС-2. Как ни странно, «воевавший» ИС-2, «переслужил» невоевавшего ИС-3. Казалось бы, по надёжности танк военного времени создаётся «на три-пять атак» (больше всё равно не живёт) - а поди ж ты.

12
Вид на прицел и командирскую половину люка.

Те, у кого в детстве была склеиваемая моделька ИС-3 помнят, что люки у него на башне были симметричными (хоть и не идентичными), в отличие от большинства другой бронетехники. Только справа, у заряжающего – с «такой вот пупыркой», смотровым прибором, а у командира, слева – «с другой пупыркой», с другим смотровым прибором. (Помнится, на коробке с той моделью был красиво палящий куда-то ИС-3 на фоне горящих развалин. Я, по малолетству, думал, «это наши в Берлине». Посмотреть бы теперь на такую коробку. Эх, детство золотое).

Наплыв справа, над намалёванной буквой «р» - антенный ввод, изолятор характерной формы сохранился, антенна нет.

13
Общий вид.

Сверху фоток не будет, потому, что я туда не лазил.
Можно считать это принципиальной позицией – и так «открытым объектам» достаётся от вечно всюду лезущей «детворы и гопоты». Которой всё равно, что ломать. Если ещё и я свою тушку туда потащу, пусть и цивилизованно, чисто ради академического интереса… Техника этому лишний раз не обрадуется. Я видел, что из себя стало представлять шасси на МиГ-15, которое подломилось просто потому, что всяким «яжематерям» приспичило ставить своих «этожеребят» на плоскость ради фотки в инстаграмме. Более взрослые стеснялись лазить в открытую, но без свидетелей, доломали. Пусть танк – не самолёт, но всё равно, надо знать меру.

И, чтобы не заканчивать на миноре, просто общая фотка танка, на которой видны проблемы с натяжением гусениц (ой, простите, не удержался от негатива).

14
Тяжёлый танк ИС-3 в г.Энгельс. Состояние на 28.08.2019 г. Если я что-то понимаю в яндекс-координатах 51°29′57″N, 46°9′58″E.

PSЪ
Как и обещал – ссылка на архив со всеми 46-ю фотографиями. На удивление косорукими фотографиями – в тот день было очень ветренно и очень холодно. Потом ещё и дождь даванул. Для этих календарных дат в наших палестинах такая погода совершенно нехарактерна. В следующем году думаю сходить, переснять. А пока – архив. Вотермарков нет (не потому, что я такой добрый, а потому, что я такой тупой и не умею). А, впрочем, пользуйтесь. Ни один «москвач» из европейской части России всё равно к нам не доедет, не увидит, лично не сфоткает. Даже уважаемый Ю.Пашолок дальше саратовского Парка Победы не рискнул сунуться. Что не помешало ему столично посмеяться над провинцией, ну да это отдельная песня :-) Ссылка).

(Версия для канала Яндекс-Дзен)
Tags: бронетехника, видел сам, военное, ис-3, саратов/энгельс, фотообзор
Subscribe

Posts from This Journal “бронетехника” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “бронетехника” Tag