November 17th, 2019

Проект «Последний бронепоезд». Дополнения

Проект «Последний бронепоезд». Содержание

После завершения работ по проекту «Последний бронепоезд» прошло уже достаточно времени, чтобы хоть какие-то дополнения и уточнения от заинтересованных сторон проявились. Пусть немного, но я решил кое-что добавить и кое на что обратить внимание. Итак.

1. Mea culpa
По совету globbus ту часть «Последнего бронепоезда», что непосредственно «Расследование дилетанта» закидывал в ЖЖ-сообщества ru_railway и techmonuments. Из последнего и взято уточнение про один из эпизодов службы нашего бронепоезда во времена гражданской войны.

Для описания в самых общих чертах (ибо не это являлось целью) боевой судьбы бронепоезда во время Гражданской войны, я привёл такой факт (в «интернетах» он то там, то сям упоминается):
«В июле 1920 года бронепоезд сорвал попытку басмачей перерезать железную дорогу Коканд-Фергана и Андижан-Наманган, 23 августа самостоятельно атаковал крепость Кермене и вынудил ее гарнизон капитулировать».

01

0k_bacha в комментарии указал, что здесь есть явная ошибка.
Ведь Кермине – это не какой-то рядовой населённый пункт, а место постоянного пребывания предпоследнего бухарского эмира Абдулахада. Дворец и крепость прилагаются. Наступление советских войск на Бухарский эмират началось 28 августа 1920 года. Весьма маловероятно, что ещё 23 августа советская воинская часть захватила Кермине и об этом никто не упомянул в обширной литературе посвященной падению Бухарского эмирата. Как источник этих ошибочных сведений, комментатор предположил статью из журнала «Моделист-конструктор».

Я поискал, действительно, «Моделист-конструктор», №11 за 1989 год (и далее продолжения в 1990-м), "С. Ромадин. Броневая гвардия революции (бронепоезда)". И вот из неё, некритически, передран по половине интернета текст. А тут и я, борясь с одним мифом, сам поспособствовал распространению другого. Mea culpa, простите меня, украинцы читатели.
Как говорил Мюллер (точнее – Броневой): «Верить в наше время нельзя никому, порой – даже самому себе. Мне – можно!».
В основной текст правки пока не вносил – вдруг, когда-нибудь, преодолев природную лень, затею покопаться в общедоступной бронепоездной истории Гражданской войны, и найду больше подробностей.

2. Внимание на особенности
Теперь к приятному, не о неточностях, но об уточнениях.

Есть интересный момент, на который я не обратил внимание (и так текст был перегружен, и фотографий много), но который вот так, отдельно, поднять стоит. Спасибо уважаемому niemirow_41, что заострил внимание.

Имеющаяся (теперь имеющаяся) в ЦМВС площадка БП-43 не совсем соответствует тем БП-43, что видны на военных фотографиях. И дело тут не в кинобутафории, которую успешно демонтировали, дело именно в её конструкции.

Во-первых, niemirow_41, как один из тех, кто возвращал площадку в нормальный вид, обращает наше внимание на иной раскрой броневых листов, из которых изготовлена площадка.
А во-вторых, и это видно не только специалисту, но и просто со стороны, в том числе и по моим фотографиям – само устройство площадки. Рассмотрим.

02

Чтобы было проще – пририсовал стрелочки. На корпусе бронеплощадки видны две смотровые щели, обратите внимание. И на особенности устройства пулемётной амбразуры. (Т.к. площадки симметричны, с другого борта, на других военных фотографиях БП-43 – то же самое).
А теперь глянем на площадку БП-43, вернувшуюся в ЦМВС.

03

В глаза бросается наличие усиления пулемётной амбразуры, которого на общеизвестных военных снимках площадок БП-43 нет. Плюс – отсутствие смотровых щелей. Которые на военных снимках везде есть. Зато, вместо них, над пулемётной точкой, виден вырез в броневом листе и место установки перископического смотрового прибора. На военных фотографиях, в том числе и тех, где не только вид сбоку, но и вид сверху на площадку, никаких перископов нет.

Напомню, что артиллерийская бронеплощадка БП-43 – это «венец творения» отечественных бронепоездов. После них ничего сходного не делали, да и их самих изготовили не так, чтобы много. О каких-то модернизациях площадок БП-43 сведений мне не встречалось. Уж в научпопе от уважаемого М.Коломийца – точно. Так что же это?
Судя по всему – поздний вариант изготовления БП-43.
Точно не ранний, потому, как фото ранних вполне есть, у меня в тексте тоже приведены, наличие смотровых щелей, отсутствие перископа и усиления амбразуры пулемёта там прекрасно видно.
Был ли этот вариант серийным, или в таком виде изготовили вот только конкретно этот экземпляр – не ясно, время покажет.

(Но если вдруг окажется, что вот эта матчасть – единичный экземпляр, изготовленный в конце войны, а сотрудники ЦМВС продолжат цепляться за свою байку о «бронепоезде, изготовленном в Средней Азии в 1917 г.» - будет особо феерично).

3. Новые сведения
О некоторых новых подробностях.
Я в своём материале приводил номер «ПЛ-43-150-1/3», набитый на корпус, что был обнаружен при восстановлении площадки. (Сведения были взяты у уважаемого yuripasholok, он, в своё время, приводил фотографию). Увы, но niemirow_41 разочаровал меня – это не номер площадки, а номер детали по чертежу, который в плане установления судьбы экземпляра, не даст ничего. Зато он поделился сведениями, что основная балка платформы – французская, судя по клейму.

Что до «легенды о Красновосточнике», один из кирпичиков, положенный в её основание – то, что паровоз Ов-5067 действительно был в Кизил-Арвате в 1917 году. Опять таки, спасибо niemirow_41. (Не могу сказать, что именно «по моей просьбе», хоть я об этом и просил, но он побеседовал с Коломийцем, и поделился кое-какими подробностями).
Указанный паровоз (ну, как минимум, его котёл :-) ) действительно находился в 1917 году в Кизил-Арвате. То-ли просто эксплуатировался, то-ли ремонт и обслуживание проходил. Короче говоря, где-то «прошёл по документам».

Ну и, в момент установки бронепоезда в ЦМВС в 1965 году, решили подвязать и грядущий 1967 год (50 лет Революции!), благо имеющийся на тот момент киношный вид площадок способствовал.
Так и зародилась выдуманная вообще на ровном месте легенда о непрерывной, от гражданки до ВОВ, истории бронепоезда и его полностью вымышленное название «Красновосточник».

4. Не прощаясь
Надеюсь, и niemirow_41, и yuripasholok, и М.Коломиец ещё поделятся с широкой общественностью своими точными сведениями, дабы мы не измышляли лишнего.

Что до ЦМВС… Ну, цепляйтесь за свои мифы. Тем неприятнее будет, когда всплывёт очередной недобросовестный «популярный изобличитель».

Кстати, о мифотворчестве. Не захотели вы доступным языком популяризовать основы? Нате, получайте. Вот просто случайно сегодня открыл ссылку (подписано там – дата публикации 14.03.2019 г.), цитата:
«В отличии пускай и модернизированного, но все же конструктивно устаревшего бронепоезда «им.Розы Люксембург», бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» являлись новым словом в создании броневой техники. Приземистые, обтекаемой формы, вооруженные мощной броней бронеплощадки, являлись образцом технических новшеств, по сравнению с предшественниками».
И фоточки, фоточки по тексту, натуральный бепо №10 двадцатых годов против штучных продвинутых нижегородчан ВОВ. Ну да, ну да. Так победимЪ.