Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Проект «Последний бронепоезд». Дополнения

Проект «Последний бронепоезд». Содержание

После завершения работ по проекту «Последний бронепоезд» прошло уже достаточно времени, чтобы хоть какие-то дополнения и уточнения от заинтересованных сторон проявились. Пусть немного, но я решил кое-что добавить и кое на что обратить внимание. Итак.

1. Mea culpa
По совету globbus ту часть «Последнего бронепоезда», что непосредственно «Расследование дилетанта» закидывал в ЖЖ-сообщества ru_railway и techmonuments. Из последнего и взято уточнение про один из эпизодов службы нашего бронепоезда во времена гражданской войны.

Для описания в самых общих чертах (ибо не это являлось целью) боевой судьбы бронепоезда во время Гражданской войны, я привёл такой факт (в «интернетах» он то там, то сям упоминается):
«В июле 1920 года бронепоезд сорвал попытку басмачей перерезать железную дорогу Коканд-Фергана и Андижан-Наманган, 23 августа самостоятельно атаковал крепость Кермене и вынудил ее гарнизон капитулировать».

01

0k_bacha в комментарии указал, что здесь есть явная ошибка.
Ведь Кермине – это не какой-то рядовой населённый пункт, а место постоянного пребывания предпоследнего бухарского эмира Абдулахада. Дворец и крепость прилагаются. Наступление советских войск на Бухарский эмират началось 28 августа 1920 года. Весьма маловероятно, что ещё 23 августа советская воинская часть захватила Кермине и об этом никто не упомянул в обширной литературе посвященной падению Бухарского эмирата. Как источник этих ошибочных сведений, комментатор предположил статью из журнала «Моделист-конструктор».

Я поискал, действительно, «Моделист-конструктор», №11 за 1989 год (и далее продолжения в 1990-м), "С. Ромадин. Броневая гвардия революции (бронепоезда)". И вот из неё, некритически, передран по половине интернета текст. А тут и я, борясь с одним мифом, сам поспособствовал распространению другого. Mea culpa, простите меня, украинцы читатели.
Как говорил Мюллер (точнее – Броневой): «Верить в наше время нельзя никому, порой – даже самому себе. Мне – можно!».
В основной текст правки пока не вносил – вдруг, когда-нибудь, преодолев природную лень, затею покопаться в общедоступной бронепоездной истории Гражданской войны, и найду больше подробностей.

2. Внимание на особенности
Теперь к приятному, не о неточностях, но об уточнениях.

Есть интересный момент, на который я не обратил внимание (и так текст был перегружен, и фотографий много), но который вот так, отдельно, поднять стоит. Спасибо уважаемому niemirow_41, что заострил внимание.

Имеющаяся (теперь имеющаяся) в ЦМВС площадка БП-43 не совсем соответствует тем БП-43, что видны на военных фотографиях. И дело тут не в кинобутафории, которую успешно демонтировали, дело именно в её конструкции.

Во-первых, niemirow_41, как один из тех, кто возвращал площадку в нормальный вид, обращает наше внимание на иной раскрой броневых листов, из которых изготовлена площадка.
А во-вторых, и это видно не только специалисту, но и просто со стороны, в том числе и по моим фотографиям – само устройство площадки. Рассмотрим.

02

Чтобы было проще – пририсовал стрелочки. На корпусе бронеплощадки видны две смотровые щели, обратите внимание. И на особенности устройства пулемётной амбразуры. (Т.к. площадки симметричны, с другого борта, на других военных фотографиях БП-43 – то же самое).
А теперь глянем на площадку БП-43, вернувшуюся в ЦМВС.

03

В глаза бросается наличие усиления пулемётной амбразуры, которого на общеизвестных военных снимках площадок БП-43 нет. Плюс – отсутствие смотровых щелей. Которые на военных снимках везде есть. Зато, вместо них, над пулемётной точкой, виден вырез в броневом листе и место установки перископического смотрового прибора. На военных фотографиях, в том числе и тех, где не только вид сбоку, но и вид сверху на площадку, никаких перископов нет.

Напомню, что артиллерийская бронеплощадка БП-43 – это «венец творения» отечественных бронепоездов. После них ничего сходного не делали, да и их самих изготовили не так, чтобы много. О каких-то модернизациях площадок БП-43 сведений мне не встречалось. Уж в научпопе от уважаемого М.Коломийца – точно. Так что же это?
Судя по всему – поздний вариант изготовления БП-43.
Точно не ранний, потому, как фото ранних вполне есть, у меня в тексте тоже приведены, наличие смотровых щелей, отсутствие перископа и усиления амбразуры пулемёта там прекрасно видно.
Был ли этот вариант серийным, или в таком виде изготовили вот только конкретно этот экземпляр – не ясно, время покажет.

(Но если вдруг окажется, что вот эта матчасть – единичный экземпляр, изготовленный в конце войны, а сотрудники ЦМВС продолжат цепляться за свою байку о «бронепоезде, изготовленном в Средней Азии в 1917 г.» - будет особо феерично).

3. Новые сведения
О некоторых новых подробностях.
Я в своём материале приводил номер «ПЛ-43-150-1/3», набитый на корпус, что был обнаружен при восстановлении площадки. (Сведения были взяты у уважаемого yuripasholok, он, в своё время, приводил фотографию). Увы, но niemirow_41 разочаровал меня – это не номер площадки, а номер детали по чертежу, который в плане установления судьбы экземпляра, не даст ничего. Зато он поделился сведениями, что основная балка платформы – французская, судя по клейму.

Что до «легенды о Красновосточнике», один из кирпичиков, положенный в её основание – то, что паровоз Ов-5067 действительно был в Кизил-Арвате в 1917 году. Опять таки, спасибо niemirow_41. (Не могу сказать, что именно «по моей просьбе», хоть я об этом и просил, но он побеседовал с Коломийцем, и поделился кое-какими подробностями).
Указанный паровоз (ну, как минимум, его котёл :-) ) действительно находился в 1917 году в Кизил-Арвате. То-ли просто эксплуатировался, то-ли ремонт и обслуживание проходил. Короче говоря, где-то «прошёл по документам».

Ну и, в момент установки бронепоезда в ЦМВС в 1965 году, решили подвязать и грядущий 1967 год (50 лет Революции!), благо имеющийся на тот момент киношный вид площадок способствовал.
Так и зародилась выдуманная вообще на ровном месте легенда о непрерывной, от гражданки до ВОВ, истории бронепоезда и его полностью вымышленное название «Красновосточник».

4. Не прощаясь
Надеюсь, и niemirow_41, и yuripasholok, и М.Коломиец ещё поделятся с широкой общественностью своими точными сведениями, дабы мы не измышляли лишнего.

Что до ЦМВС… Ну, цепляйтесь за свои мифы. Тем неприятнее будет, когда всплывёт очередной недобросовестный «популярный изобличитель».

Кстати, о мифотворчестве. Не захотели вы доступным языком популяризовать основы? Нате, получайте. Вот просто случайно сегодня открыл ссылку (подписано там – дата публикации 14.03.2019 г.), цитата:
«В отличии пускай и модернизированного, но все же конструктивно устаревшего бронепоезда «им.Розы Люксембург», бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» являлись новым словом в создании броневой техники. Приземистые, обтекаемой формы, вооруженные мощной броней бронеплощадки, являлись образцом технических новшеств, по сравнению с предшественниками».
И фоточки, фоточки по тексту, натуральный бепо №10 двадцатых годов против штучных продвинутых нижегородчан ВОВ. Ну да, ну да. Так победимЪ.
Tags: бронетехника, железнодорожное, история, очерки
Subscribe

  • Фразы

    В процессе переписки родилось внезапное, городскосумасшедшее, аж запомнить захотелось. Ну ты чё?! Ну, надоела тебе книга, не понравилась, не нужна…

  • Фразы

    Если есть "примерный семьянин", значит должен быть и "точный семьянин"?!

  • Фразы

    Элитное жильё для элитного жулья!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments