Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Фильм "Джокер", 2019 г.

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

Фильм «Джокер», 2019 г.

Если о фильме кратко: реалистичная депрессивная история городского сумасшедшего.
А теперь – многословно.


Joker

В отличие от нашего министрика прачечной, к комиксам я отношусь спокойно. Есть они и есть, и ладно. А вот к кинокомиксам у меня отношение весьма прохладное. Близкое к абсолютному нулю, прямо скажем.

Достали, если честно, все эти бесконечные супергеройские «марвеллы». В кино и пойти-то не на что. Нет, для тех, кто вырос на железном челопуке, подобное супергеройское засилие, наверное, нормально воспринимается. Но я родом из другого детства, мне эти герои в трусах поверх штанов до лампочки. А про Мурзилку или весёлых человечков супергеройское кино отчего-то не снимают.

Среди супергеройской кинокомиксни есть, конечно, исключения – типа «Хранителей» (2009 г.) или бетменовской кинотрилогии Кристофера Нолана (2005-2008-2012 гг). (Свежий телесериал «Boys» это вообще отдельная тема). Но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило – кроме означенного, основной вал кинокомиксни – фигня полная.

Да, второй бетменовский фильм Нолана нас подводит ближе к теме разговора. Собственно именно из этого фильма мне, как человеку от бетменовской трескотни крайне далёкому, стал известен персонаж по кличке Джокер. Преступник-психопат. Ну, да, тот самый. «Чё такой серьёзный?». Хит Леджер там отжигал по полной. И главного героя, Бетмена-Кристиана Бейла задвинул на задний план. И вполне заслуженно получил за свою роль «Оскара». Увы – посмертно.

А в этом году вышел фильм «Джокер», посвящённый, сами понимаете, не супергерою, а вполне себе его антиподу. Для кинокомиксов подход уникальный, прямо скажем.
Но - открою карты сразу – от комиксов здесь остались только отдельные имена и названия. Замени Готем-сити на Чикаго, Джокер на Паяц – не изменится вообще ничего. (Кроме маркетинга и раскрутки). Потому, как фильм абсолютно реалистичен, ничего, абсолютно ничего супергеройского или комиксного в нём вообще нет.

Просто история несчастного, одинокого, не слишком психически здорового человека, которого сложившиеся обстоятельства окончательно сталкивают в пропасть безумия.

Я понимаю недовольство зрителей (уходили с сеанса, давно такого не видел) и довольство критиков. Кино-то получилось не развлекательное, а даже немного «фестивальное». Зрители ждали «стрельбы и драк», подчёркнутого и расчётливого придуривания а-ля Леджер, циничных шуточек и всего такого. А получили тягучую, тяжёлую, мрачную, депрессивную драму. Вот натуральную драму, а не кинокомикс. Как я уже сказал, «говорящие» названия тут, в общем-то, и не слишком нужны.
Вы ждали весёлой шизухи? Получите мрачный депрессняк с элементами вскрывания социальных язв развитого капитализма.

Главную роль играет Хоакин Феникс.
Более всего известен, наверное, императором Коммодом из «Гладиатора» Ридли Скотта. Помните, да? Коммод вышел просто суперский (хотя к реальной истории, как и весь фильм Скотта, не имеющий никакого отношения). Так, что играть не шибко нормальных ему не впервой. (Я вот ещё помню с ним фильм «8 миллиметров» - один грим чего стоит, и прекрасный «Таинственный лес» (вообще-то «Деревня» на английском) Шьямаллана).

И задавленный тихий сумасшедший, превращающийся в громкого сумасшедшего вышел у Феникса здорово. Без симпатии но и без омерзения. Такой, как есть. Ну вот удаются ему психи, что поделать. (Единственная претензия – староват он, помят жизнью, и это заметно. Всё-таки актёру сорок пять, а герою, по логике вещей, должно быть чуть за тридцать).

История проста. Живёт себе с нездоровой старой мамой нездоровый великовозрастный дядя, работает аниматором в убогой конторке. Клоуном, короче говоря, работает. Вечерами смотрит популярное ток-шоу по телику да мечтает стать стендап-комиком. Ну, к психотерапевту похаживает, таблеточки получает. Короче говоря, одиночество, бедность, тлен и безысходность. А вокруг – Америка начала восьмидесятых (но, с тем же успехом может быть любое место и любое время в нашем глобалистском мире). Безработица, забастовки, уличная преступность, всё такое.

Социальную службу прикрывают, в целях экономии бюджета, дядю выгоняют с работы, ибо «псих ненормальный», короче, жизнь «налаживается». Впрочем, дядя изрядную часть жизни витает в своих грёзах и фантазиях. А вот когда до него внезапно доходит, что кое-что – это вполне себе галлюцинации, тут-то крышку с котелка окончательно срывает.
И знаете, нет тут никакого «становления личности», «преодоления преград» и всего такого. Главный герой не побеждает к концу всех и вся, не обретает внутренние силы. Он так и катится. Просто, в определённый момент начинает катится не туда, куда его спихивает общество, а туда, куда он хочет сам.

После определённых событий с его участием, в городе поднимается волна протестов и уличных беспорядков? Социальный взрыв, «бей богатеев, совсем, суки, зажрались»? Бей олигарха Томаса Уэйна (папа будущего Бетмена), лезущего в мэры, и расточающего красивые обещания о том, что он-то всё наладит? (И попутно называющего тех, кто не добился ничего особенного в жизни, но завидует успешным, быдлом клоунами). Ну да, есть такое, вот только главный герой тут не при чём. Он не то, что не становится «лидером толпы», он не то, что не хочет этого, он и не думает об этом, и вообще варится в маленьком мирке своего безумия.

Он не какой-нибудь там обаятельный интеллектуальный негодяй, ни интеллекта, ни обаяния и рядом нет. Не становится он каким-то там «гениальным преступником» или «борцом с системой». Он и преступником-то не становится. Просто его навязчивая идея – свести счёты с жизнью и перестать, наконец, мучатся, наконец уходит, сменившись идеей – делаю то, что считаю правильным. Две трети фильма он страдает от приступов неконтролируемого смеха, не потому, что весело, даже наоборот, просто это часть его болезни, и только под конец, «вырвавшись на свободу», он улыбается от счастья.

А что до сцены, которую иначе не назовёшь, как аллюзией на известные сюжеты – «снятие с креста» + «воскрешение» и осанна от бунтующей толпы маргиналов… А вы уверены, что это ему не нафантазировалось? Он ведь так хотел быть счастливым, чтобы люди его любили.

Да, кого-то он поубивал, по ходу пьесы. Но он не маньяк, он просто… городской сумасшедший с пистолетом.


Специфический фильм. На любителя, прямо скажем. В отличие от нолановского «Тёмного рыцаря» с Леджером, его не посоветуешь всем подряд. Но мне понравился. Бывают фильмы, которые пока смотришь – вроде ничего, а как закончилось, понимаешь – фигня фигнёй. Тут ровно наоборот. Смотреть тяжело и тоскливо. А вот потом…

В качестве PS – красавчик-блондинчик и красавчик-брюнетик. Один ещё молодой, второй ещё живой.
PS
Tags: кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Дюна

    А вот для нечитавшего и несмотревшего - что мы видим в очереднеом трейлере?.. А видим мы только плохое. Ибо степные/пустынные кочевники нашей…

  • Любовь, смерть и... голуби

    Любовь, смерть и голуби. Это гениально, я считаю :-) Увидено здесь. (Картинки автора там вообще занятные). PS Ссылка для тех, кто забыл,…

  • «Турист», 2021 г.

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Фильм «Турист», 2021 г. Впечатления В жёлтой жаркой Африке, в центральной её части Как-то вдруг, вне графика,…

  • Love, Death & Robots vol.2

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Анимационная антология «Love, Death & Robots». Сезон 2, 2021 г. Впечатления. Ничуть не отклонившись от…

  • Тополиный пух, жара и... что? (+ Фильм "Родные", Россия, 2021)

    Вот как так и за що - пару-тройку недель назад холодрыга и заморозки по ночам (минус три с инеем), а нонеча плюс тридцать? Но это я к чему. К…

  • «Вампиры средней полосы»

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Сериал «Вампиры средней полосы», Россия, 2021 г. Как говорится, редкий случай – когда неудачное «броское»…

  • В погоне за неуловимыми агентами А.Н.К.Л. (ч.4/3) (Сказки об Италии №29)

    Часть 1 Часть 2 Часть 3 Краткая версия на канале Яндекс-Дзен В погоне за неуловимыми агентами А.Н.К.Л. (ч.4/3) (Сказки об Италии №29)…

  • Сказки об Италии и фильм «Агенты А.Н.К.Л.» (ч.3/3) +UPD

    Кадры из фильма, фотографии автора. Часть 1 Часть 2 Фильм «Агенты А.Н.К.Л.». Где жили главные герои и где они бродили по Риму? (ч.3/3) А в…

  • Сказки об Италии и фильм «Агенты А.Н.К.Л.» (ч.2/3)

    Кадры из фильма, фотографии автора. Часть 1 Фильм «Агенты А.Н.К.Л.». Где жили главные герои и где они бродили по Риму? (ч.2/3) На экскурсию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment