Фильм «Джокер», 2019 г.
Если о фильме кратко: реалистичная депрессивная история городского сумасшедшего.
А теперь – многословно.

В отличие от нашего министрика прачечной, к комиксам я отношусь спокойно. Есть они и есть, и ладно. А вот к кинокомиксам у меня отношение весьма прохладное. Близкое к абсолютному нулю, прямо скажем.
Достали, если честно, все эти бесконечные супергеройские «марвеллы». В кино и пойти-то не на что. Нет, для тех, кто вырос на железном челопуке, подобное супергеройское засилие, наверное, нормально воспринимается. Но я родом из другого детства, мне эти герои в трусах поверх штанов до лампочки. А про Мурзилку или весёлых человечков супергеройское кино отчего-то не снимают.
Среди супергеройской кинокомиксни есть, конечно, исключения – типа «Хранителей» (2009 г.) или бетменовской кинотрилогии Кристофера Нолана (2005-2008-2012 гг). (Свежий телесериал «Boys» это вообще отдельная тема). Но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило – кроме означенного, основной вал кинокомиксни – фигня полная.
Да, второй бетменовский фильм Нолана нас подводит ближе к теме разговора. Собственно именно из этого фильма мне, как человеку от бетменовской трескотни крайне далёкому, стал известен персонаж по кличке Джокер. Преступник-психопат. Ну, да, тот самый. «Чё такой серьёзный?». Хит Леджер там отжигал по полной. И главного героя, Бетмена-Кристиана Бейла задвинул на задний план. И вполне заслуженно получил за свою роль «Оскара». Увы – посмертно.
А в этом году вышел фильм «Джокер», посвящённый, сами понимаете, не супергерою, а вполне себе его антиподу. Для кинокомиксов подход уникальный, прямо скажем.
Но - открою карты сразу – от комиксов здесь остались только отдельные имена и названия. Замени Готем-сити на Чикаго, Джокер на Паяц – не изменится вообще ничего. (Кроме маркетинга и раскрутки). Потому, как фильм абсолютно реалистичен, ничего, абсолютно ничего супергеройского или комиксного в нём вообще нет.
Просто история несчастного, одинокого, не слишком психически здорового человека, которого сложившиеся обстоятельства окончательно сталкивают в пропасть безумия.
Я понимаю недовольство зрителей (уходили с сеанса, давно такого не видел) и довольство критиков. Кино-то получилось не развлекательное, а даже немного «фестивальное». Зрители ждали «стрельбы и драк», подчёркнутого и расчётливого придуривания а-ля Леджер, циничных шуточек и всего такого. А получили тягучую, тяжёлую, мрачную, депрессивную драму. Вот натуральную драму, а не кинокомикс. Как я уже сказал, «говорящие» названия тут, в общем-то, и не слишком нужны.
Вы ждали весёлой шизухи? Получите мрачный депрессняк с элементами вскрывания социальных язв развитого капитализма.
Главную роль играет Хоакин Феникс.
Более всего известен, наверное, императором Коммодом из «Гладиатора» Ридли Скотта. Помните, да? Коммод вышел просто суперский (хотя к реальной истории, как и весь фильм Скотта, не имеющий никакого отношения). Так, что играть не шибко нормальных ему не впервой. (Я вот ещё помню с ним фильм «8 миллиметров» - один грим чего стоит, и прекрасный «Таинственный лес» (вообще-то «Деревня» на английском) Шьямаллана).
И задавленный тихий сумасшедший, превращающийся в громкого сумасшедшего вышел у Феникса здорово. Без симпатии но и без омерзения. Такой, как есть. Ну вот удаются ему психи, что поделать. (Единственная претензия – староват он, помят жизнью, и это заметно. Всё-таки актёру сорок пять, а герою, по логике вещей, должно быть чуть за тридцать).
История проста. Живёт себе с нездоровой старой мамой нездоровый великовозрастный дядя, работает аниматором в убогой конторке. Клоуном, короче говоря, работает. Вечерами смотрит популярное ток-шоу по телику да мечтает стать стендап-комиком. Ну, к психотерапевту похаживает, таблеточки получает. Короче говоря, одиночество, бедность, тлен и безысходность. А вокруг – Америка начала восьмидесятых (но, с тем же успехом может быть любое место и любое время в нашем глобалистском мире). Безработица, забастовки, уличная преступность, всё такое.
Социальную службу прикрывают, в целях экономии бюджета, дядю выгоняют с работы, ибо «псих ненормальный», короче, жизнь «налаживается». Впрочем, дядя изрядную часть жизни витает в своих грёзах и фантазиях. А вот когда до него внезапно доходит, что кое-что – это вполне себе галлюцинации, тут-то крышку с котелка окончательно срывает.
И знаете, нет тут никакого «становления личности», «преодоления преград» и всего такого. Главный герой не побеждает к концу всех и вся, не обретает внутренние силы. Он так и катится. Просто, в определённый момент начинает катится не туда, куда его спихивает общество, а туда, куда он хочет сам.
После определённых событий с его участием, в городе поднимается волна протестов и уличных беспорядков? Социальный взрыв, «бей богатеев, совсем, суки, зажрались»? Бей олигарха Томаса Уэйна (папа будущего Бетмена), лезущего в мэры, и расточающего красивые обещания о том, что он-то всё наладит? (И попутно называющего тех, кто не добился ничего особенного в жизни, но завидует успешным,
Он не какой-нибудь там обаятельный интеллектуальный негодяй, ни интеллекта, ни обаяния и рядом нет. Не становится он каким-то там «гениальным преступником» или «борцом с системой». Он и преступником-то не становится. Просто его навязчивая идея – свести счёты с жизнью и перестать, наконец, мучатся, наконец уходит, сменившись идеей – делаю то, что считаю правильным. Две трети фильма он страдает от приступов неконтролируемого смеха, не потому, что весело, даже наоборот, просто это часть его болезни, и только под конец, «вырвавшись на свободу», он улыбается от счастья.
А что до сцены, которую иначе не назовёшь, как аллюзией на известные сюжеты – «снятие с креста» + «воскрешение» и осанна от бунтующей толпы маргиналов… А вы уверены, что это ему не нафантазировалось? Он ведь так хотел быть счастливым, чтобы люди его любили.
Да, кого-то он поубивал, по ходу пьесы. Но он не маньяк, он просто… городской сумасшедший с пистолетом.
Специфический фильм. На любителя, прямо скажем. В отличие от нолановского «Тёмного рыцаря» с Леджером, его не посоветуешь всем подряд. Но мне понравился. Бывают фильмы, которые пока смотришь – вроде ничего, а как закончилось, понимаешь – фигня фигнёй. Тут ровно наоборот. Смотреть тяжело и тоскливо. А вот потом…
В качестве PS – красавчик-блондинчик и красавчик-брюнетик. Один ещё молодой, второй ещё живой.
