(Заметка об абсолютно непримечательных, и, вообще-то, общеизвестных циферках. О возрасте. Но мало кто кроме целенаправленно интересующихся (и профессионалов) задумывался об этом. Случайно сегодня обратил внимание и посчитал на пальцах.)
Вообще-то изначально я читал про Сергия Катилину и его заговоры. И в то, что там, на вторых ролях, были замешаны будущие триумвиры. (И их тривиально отмазала родня). Именно в трепотне направленной против Катилины, Цицерон навыдумывал половину своих известных «крылатых латинских выражений». Но в римской истории тех времён всё так забавно связано...

Центр политической жизни Вечного Города под оккупацией современных туристов. Современная «достопримечательность». Средневековый Бычий выгон. Античный Форум.
Например, если хочешь рассказать о том, как и почему сложилось то, что сложилось, и сенатская аристократическая республика стала принципатом с Октавианом Августом во главе (в просторечии - образование из
И следить так издалека стоит даже не из-за экономики или политики. А просто потому, что у власти всё это время, все эти сто с небольшим лет, крутились, по большей части, одни и те же
С последним, кстати, у римлян вообще было очень просто. Да тот же Цезарь. Захотел развестись - бац! – «жена Цезаря вне подозрений!» (а раз подозрения есть, то... «не жена ты мне боле, не жена» (с). Захотел усыновить - бац! - и посмертно (в завещании!) усыновил Гая Октавия Фурина. Тот и стал Гаем Юлием Цезарем Октавианом.

Гай Юлий Цезарь Октавиан Август, Отец Отечества, Великий Понтифик, принцепс Сената, консул тринадцать раз, и прочая, и прочая, смотрит на нас всех, как Ленин с броневика.
Так вот, возвращаясь к занимательной арифметике. К Первому Триумвирату.
Как-то я не обращал раньше внимания, но.
Когда один из триумвиров, Марк Лициний Красс, начал свой несчастливый поход на Парфию, ему было уже за шестьдесят. Дедушка, считай. Поздновато зарабатывать славу полководца и любовь легионов, как мне кажется. Тем более, что более-менее серьёзный военный опыт у этого денежного мешка, сделавшего состояние на
Но Крассу, в каком-то смысле, повезло. Даже не в том, что его убили враги внешние, а не свои, внутренние. (В конце концов, его не в бою убили, а с традиционной подлостью, по-восточному – во время переговоров о капитуляции). Крассу повезло в том, что он, самый старший из триумвиров – на восемь лет старше Помпея, который, в свою очередь, на шесть лет старше Цезаря – прожил самую долгую из них жизнь. Шестьдесят один годок, как никак.
Средний по возрасту триумвир, Гней Помпей Магн. Традиционно представляется эдаким пухлым сильно пожилым дядечкой – в сравнении с «молодым подтянутым» Цезарем. А как мы только что выяснили – не такие уж критические разницы были у них, у триумвиров, в возрасте. Ну что такое 14 лет между Крассом и Цезарем? Или шесть лет между Помпеем и Цезарем? После тридцати такая разница едва-едва заметна, после сорока вообще не видна. Сам Помпей, в отличие от
Так вот, арифметика. Помпей прожил пятьдесят восемь лет. Закончил традиционно, экстренной полевой (в каком-то смысле, даже, морской) декапитацией.
Итак, Помпею повезло меньше, чем Крассу – и прожил меньше, и убили не внешние враги, а, как бы это сказать, нейтралы – эллинизированные египтяне, точнее – египтизированные греки. Вот уж Восток, дело тонкое…
(Цезарь потом Птолемея №13, при котором подобное непотребство произошло, спихнул с фараоновского трона, и его сестру, Клеопатру №7
Наконец, самый молодой из триумвиров. В честь которого назван титул монархов, месяц календаря и овощной салат. Рано облысевший, вечно в долгах, заслуживший не слишком удобоваримую, и не слишком лестную, кличку «муж всех жён, жена всех мужей». Гай Юлий Цезарь. В отличие от своих старших товарищей по Триумвирату, марианец, а не сулланец. (Даже в проскрипционные списки попал, в юности – но не за личные «заслуги», а потому, что не тех Юлиев Цезарей был родственником, каких надо. Тех, каких надо, ещё при Марии покрошили. Гражданская война, что вы хотите. Юлиев Цезарей много, кто за тех, кто за этих, а сын за отца, традиционно, вполне себе ответчик. А если сильно повезёт - мститель). Когда били врагов внутренних, типа гладиатора Спартака или марианского проконсула Сертория, или врагов внешних, типа царя Митридата, Цезарь был слишком молод, чтобы занимать высокие военные должности и как следует прославиться. Но потом, в Галлии, развернулся. Накидал всяким Астериксам, Обеликсам и прочим Верцингеториксам по полной. А потом, все знают, «жребий брошен, Рубикон перейдён». («Пришёл, увидел, победил» - это позже, про сына Митридата, Фарнака). Казалось бы, самому молодому из триумвиров, которые были замазаны в попытке государственного переворота и захвата власти ещё со времён Катилины, наконец улыбнулась удача, он захватил власть, стал пожизненным диктатором, как Сулла (так-то диктаторскую власть давали только на полгода). И, в отличие от Суллы, добровольно уходить в отставку не собирался. Но… Мартовские иды, будь они неладны. Цезарь, младший из триумвиров, пусть и пережил своих старших коллег, прожил меньше всех – пятьдесят шесть лет.
И убили его свои.
Брута вообще подозревали в том, что он незаконный сын Цезаря. Обидно, да. Да ещё убили прям рядом с бюстом Помпея. Одно радует – обошлось без декапитации. И даже в вонючий желтоводный Тибр тело не бросили (а это было бы позором из позоров).

Стрит-арт так сказать. Там, на постаменте всё написано. Граждане Цезарю, вечному диктатору.
Вот такая возрастная арифметика.
А вот следующий римский правитель, в современном обывательском представлении – первый император – посмертно усыновлённый Цезарем Октавиан, дожил до неплохих 76 лет. И даже умер своей смертью, нежась в тёплой Кампании.
Правда, после него, кроме померших своей смертью Тибериев и Клавдиев, случались Нероны и Калигулы, «год четырёх императоров» и прочие непотребства, но это уже совсем другая арифметика.